Александр Ярошенко
Доживем до понедельника
Сыромятникову из легендарного фильма «Доживем до понедельника» исполнилось 73 года. Он по-прежнему полон сил, куража и желания работать. Откровенный монолог народного артиста России Юрия Чернова о первом поцелуе, актерской и житейской правде и любви.
Рок-н-ролл на пляже
Помню, как в начальных классах первый раз поцеловал девочку. Мы шли в столовую — мальчик и девочка, строем и за ручку. Она такая черненькая была, а я сметанно-белый. Она очень мне нравилась, и по дороге в столовую я не удержался и чмокнул ее в щеку. А она пожаловалась учительнице. И та потом все выговорила моей маме.
Я в детстве был шустрый и спортивный. Помню, как в пионерском лагере вожатый Николай Николаевич учил нас на пляже танцевать рок-н-ролл. Лагерь был на берегу Волги, на пляже лежал песочек. И мы через голову, через спину кувыркались под музыку Элвиса Пресли. До сих пор, когда вспоминаю, мурашки по коже. Еще детство — это аромат сирени. Я ее до сих пор обожаю. У меня весь дачный участок сиренью засажен.
Я поступал во все театральные училища Москвы. Но так получилось, что сосед по общежитию позвал в цирковое училище подыграть ему на гитаре при поступлении.
Я занимался в художественной самодеятельности во Дворце культуры. Туда приехала студия областного телевидения, и я тоненьким голоском читал «Рассказ танкиста». Режиссер мне говорит: «Мальчик, ты будешь вести концерт». Мы приехали на телевидение, мне говорят: «Встанешь в этот квадратик, загорится огонечек зеленый, и ты объявляешь. Понял?» «Понял», — отвечаю я.
Все было хорошо. Вдруг на середине концерта я становлюсь в квадратик и забываю, какой будет следующий номер. А это прямой эфир! От неожиданности говорю: «Извините», убегаю из кадра и говорю: «Какой номер? Что объявлять?» Мне сказали. Я опять вошел и звонким голосом объявил. Моя находчивость всем понравилась.
Я поступал во все театральные училища Москвы. Но так получилось, что сосед по общежитию говорит мне: «Я в цирковое училище поступаю, пойдем подыграешь мне на гитаре».
А я его спрашиваю: «А что это такое, цирковое училище?» — но пошел с ним, подыграл ему какую-то там песню. Вдруг ко мне подходит маленькая женщина: «А ты, парень, будешь к нам поступать?» Это была бывшая цирковая артистка Антонина Парфентьевна Майхровская. Я говорю: «Да я в ГИТИС, в Щепкинское собрался...»
«Давай, неси документы. Ты похож на Олега Попова. Будешь у нас учиться», — сказала она мне. Вот так я и стал студентом циркового училища.
По диплому я эстрадный артист, артист разговорного жанра. Наши выпускники — Гена Хазанов, Илья Клявер. А Жанна Бичевская и Юра Куклачев на курс младше меня учились.
«Не пей! Пропадешь…»
Так получилось, что уже на втором курсе я снялся в картине «Доживем до понедельника». Наутро после выхода фильма я проснулся знаменитым. Меня стали звать на кинопробы. В училище это не нравилось, и меня гоняли как сидорову козу.
А мои друзья-однокурсники страшно мной гордились! Отовсюду неслось: «Юрка, Юрка! Наш Юрка! Юрка, иди сюда, познакомлю. Это наш Юрка Чернов!..»
И однажды метрдотель этой «Русалки», взрослый такой мужик, подзывает меня и говорит: «Чернов, ты хороший артист, не ходи сюда. Пропадешь».
Старшекурсники брали с собой в рестораны, в кафе. Потому что заходил, и все сразу: «О! Идите к нам...» И все наливали.
Не спился, знаешь, почему?
Рядом с московским театром миниатюр был ресторан «Русалка». И мы ходили туда обмывать все удачи и неудачи. И однажды метрдотель этой «Русалки», взрослый такой мужик, подзывает меня и говорит: «Чернов, иди сюда. Ты хороший артист, не ходи сюда. Пропадешь».
Думаю, он немало повидал, как спивались актеры! Его слова мне запали в душу, и я остановился. По сей день вспоминаю его благодарным словом.
В чем код успеха картины «Доживем до понедельника»?
Во-первых, Станислав Иосифович Ростоцкий — блистательный режиссер. Было легко. На площадке не возникало ощущения, что кино снимают. Сразу со всеми ребятами подружились. Хотя они все были школьники, кроме Игоря Старыгина, меня и Ольги Остроумовой. Мы студенты, а все остальные ребята — школьники. Поэтому было очень легко. И конечно, Вячеслав Васильевич Тихонов! Мы на него смотрели как на Бога, и нам не надо было играть, что он наш любимый учитель. Он был наш любимый актер. Звезда!
Помню, после показа картины в Доме кино зал стоял. Мама моя целовала руку Вячеславу Васильевичу. Он был богом.
Роль Петрухи — не моя судьба
А если честно, код успеха — это тайна! Меня Владимир Мотыль утвердил на роль Петрухи в «Белом солнце пустыни». А я отказался. Если бы согласился, отчислили бы из училища. А я хотел учиться.
Жалею ли я об этом?
Что значит, жалеешь или не жалеешь? Как говорится, поезд ушел. Это был не мой поезд. Я же не остался на платформе. Не замер в ожидании, позовут меня или не позовут. Я работаю, снимаюсь, играю в театре. У меня берут интервью, приглашают на телевидение. Я получил звание народного артиста России за другие роли. Конечно, не жалею! Жизнь не имеет сослагательного наклонения.
Меня Владимир Мотыль утвердил на роль Петрухи в «Белом солнце пустыни». А я отказался. Если бы согласился, отчислили бы из училища. А я хотел учиться
По моему убеждению, из советского кино в день сегодняшний мы не взяли искренность и чистоту. Сегодня кино снимают уже другие люди, которые родились в другое время.
Актеры-фронтовики играли про войну правдиво до слез, до мурашек. Сегодняшние пацаны часто смотрятся ряжеными в военных фильмах. Вообще мне о сегодняшнем кино говорить трудно. Я его перестал смотреть. Телевизор тоже перестал смотреть, он стоит на даче, но не смотрю. Полюбил радио.
Не раз доводилось слышать, что актерская профессия не мужская. Дескать, артисту нужно всегда нравиться, а это не совсем мужская история. Не согласен!
Сколько настоящих мужчин стали большими актерами. А кто будет играть мужские роли, если не мужики?
Ни одна женщина в мире не могла бы сыграть то, что сыграл Вячеслав Васильевич Тихонов в «Семнадцати мгновениях весны». Кто же будет играть Иванов Поддубных? Кто будет играть «В огне брода нет»?
А кто еще так сыграет Бабу Ягу, как играл ее Георгий Францевич Милляр? Никто и никогда!
Знаешь, у меня раньше такой пунктик сидел, я постоянно себя недооценивал. Думал, а вот эти там... а я ничего...
А мне кто-то сказал: «Юр, да ты очень хороший артист! Таких, как ты, нет. Ты на гармошке играешь, на балалайке играешь, на губной гармошке играешь. Ты поешь, ты танцуешь. Посмотри, какие у тебя разные роли…»
По моему убеждению, из советского кино в день сегодняшний мы не взяли искренность и чистоту. Сегодня кино снимают уже другие люди, которые родились в другое время.
Где я правду беру? Не знаю. Сейчас я играю надзирателя Петропавловской крепости. Наши актеры говорят: «Юрий Николаевич, вы такой злой!» Не злой я! Я просто разный.
Я так рад, что из меня не ушло состояние счастья, когда стою на авансцене, а передо мной зрительный зал. Больше полувека стою и все не могу привыкнуть к этому чуду. В финале спектакля или концерта, когда гремят аплодисменты, у меня всегда слезы на глазах.
Я плачу. Господи! Папа не видит, мама не видит, что я занимаюсь своим любимым делом и не зря живу на свете…
Едешь в Беларусь — значит, праздник
Я снимался на «Беларусьфильме», была такая сказка «Андрей и злой чародей». Там играли Андрей Смоляков, Георгий Францевич Милляр, Миша Кононов.
Я играл Водяного, Миша Кононов — Лешего, а Георгий Францевич — персонажа из белорусского фольклора. Такой Цмок, это как Кощей Бессмертный. С теплом вспоминаю ту работу.
Для меня Беларусь — красивая, ухоженная страна. И, конечно, из Белоруссии всегда везли вкусную еду. Потому что там все было и есть натуральное. Если едешь в Белоруссию — значит, у тебя праздник. Красота, чистота, гостеприимство.
Слава тебе, Господи, я счастливый человек. Многих моих друзей и коллег нет на свете. Нет тех, кто был моложе меня. А я живу.
Удивительная штука — жизнь! Мне 73 года, а я больше трех дней не могу дома сидеть. Мне надо на сцену, в самолет, в поезд, к зрителям. Хотя уже есть возможность не работать, достойная пенсия, какие-то запасы есть. Но моя жизнь в динамике и в людях. В общении с ними. По-другому не могу.
Василий Макарович Шукшин же тоже много ездил, снимался. Сколько он создал, сколько написал рассказов, повестей. Шукшин — гений!
Володя Высоцкий, он же тоже не сидел на месте. А сколько создано песен. Сколько спето песен! Сидя дома или на даче, не поймешь, не найдешь, не впитаешь. Счастья не увидишь.
Слава тебе, Господи, я счастливый человек. Многих моих друзей и коллег нет на свете. Нет тех, кто был моложе меня. А я живу. Занимаюсь своим любимым делом. Еще выхожу на сцену. Зовут, приглашают. Дети, слава Богу, живы, здоровы. Жена, слава Богу, жива, здорова.
Моя жизнь останется моей
Хороший ли я отец? Вот насчет этого не знаю. Думаю, что не очень. Может быть, можно было как-то по-другому относиться к детям. Но я люблю детей своих. Всем купил квартиры. Пожалуйста, живите!
Понимаю, что рано или поздно наступит конец. Хочется что-то еще сделать. Хочется поиграть. Еще не сыграна какая-то важная роль. Еще не потерял вкуса к профессии и жизни. В актерском деле главное — любовь. К сцене, к людям. Без любви в любом деле толку не будет, а в творчестве нелюбовь и «холодный нос» сразу видны.
Мне 73 года, слава тебе, Господи. Сейчас приеду, у меня подряд три спектакля. Это же хорошо.
Молчание — тоже отдых. У меня жена неразговорчивая. Обращаюсь к ней: «Скажи что-нибудь». Она отвечает: «А что говорить, все уже сказано».
Отдых для меня — это дача. Просыпаюсь утром, обхожу все кусты, с каждым стебельком поздороваюсь. В земле покопался, подрыхлил, полил, подрезал, подвязал кустик и уже на душе хорошо и спокойно.
Днем могу почитать, музыку послушать. Это все для меня отдых.
Молчание — тоже отдых. У меня жена неразговорчивая. Обращаюсь к ней: «Скажи что-нибудь». Она отвечает: «А что говорить, все уже сказано».
Я принимаю жизнь такой, какой она сложилась. И, что Бога гневить, Господь Бог дал тебе возможность жить. Разве этого мало?
Допустим, я снялся бы в «Белом солнце пустыни», у меня все было бы по-другому. А как именно было бы, никто не знает. Коля Годовиков, который сыграл Петруху вместо меня, полжизни по тюрьмам проскитался, и нет его уже на белом свете.
А я все еще занимаюсь любимой профессией и востребован. Так что, никто не знает, где прячется наше счастье. Живи свою жизнь честно и с любовью. Вот это главное.
Конечно, я счастливый! Всю страну нашу необъятную вдоль и поперек проехал. И везде мне говорили и говорят: «Юра, мы вас любим». Я держал за руку дочь Владимира Маяковского. Она из Америки в Москву приезжала, такая крупная крепкая американка. Очень похожа была на Владимира Владимировича, в музее ее отца я пел для нее романсы.
Я имел счастье общаться с Алексеем Яковлевичем Каплером, с Игорем Владимировичем Ильинским. Я со столькими актерами просто имел счастье сидеть за одним столом! Словами не передать. Я был для них Юрой и коллегой. Нонна Викторовна Мордюкова, Марк Фрадкин, Евгений Дога, Ян Френкель — с ними я выходил на сцену. Мне говорят: «Пиши книгу, столько воспоминаний!» Не хочу.
Моя жизнь пусть останется моей.
Почетный гость фестиваля кино и театра «Амурская осень — 2019» Юрий Чернов приветствовал гостей и участников своей песней.
СПРАВКА АП
Юрий Чернов родился в Самаре в 1949 году. Выпускник Московского циркового училища, снялся более чем в 70 фильмах. Среди них — «Деревенский детектив», «Иван Васильевич меняет профессию», «Цыган», «Юность Петра», «После дождичка в четверг». Народный артист России.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 25.07.2022
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии