«Мы не ограничиваемся Арбатом, 26»
Когда почти год назад на закрытии фестиваля директор театра Вахтангова анонсировал гастроли труппы, это стало настоящей сенсацией. Весь год в Москве и Благовещенске шла громадная и невидимая работа по организации гастролей вахтанговцев. И они приехали.
— Я очень благодарен Кириллу Кроку за верность слову и за удивительный репертуар. Такого масштаба и уровня спектаклей в Благовещенске я за 20 лет не помню. Такого просто не было, — отметил президент «Амурской осени» Сергей Новожилов.
8 спектаклей, 180 артистов и сотрудников театра, 8 огромных фур с декорациями, костюмами, световым и звуковым оборудованием. Вахтанговцы шутят: привезли всё — до последнего гвоздя.
— Это абсолютно полноценные спектакли, каждый показываем два раза. Чтобы зрители могли всё посмотреть и не было дилеммы, на что идти: то ли на «Онегина», то ли на «Бовари», — отмечает директор театра имени Вахтангова. — Выбирая репертуар, мы исходили прежде всего из технических возможностей театральных площадок Благовещенска. Это было главное условие: чтобы спектакли были показаны так, как они идут в Москве. Потому что не все можно перенести на вашу сцену без художественных потерь — а для нас это очень важно. И, конечно, мы постарались, представить совершенно разный репертуар, чтобы отразить весь пласт сегодняшней художественной и творческой жизни театра.
На справедливый вопрос, а зачем успешному и востребованному столичному театру ехать в регионы, Кирилл Крок ответил:
— Наше полное название — Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. И «государственный» — это не просто слово. Для нас территория творчества и территория работы не ограничиваются Арбатом, 26 (адрес театра. — Прим. АП). Мы — самый гастролирующий театр в России. Встречи с новыми зрителями, пространствами, ощущениями — это очень важно и для самочувствия коллектива. Есть такая пословица: «Дома и стены помогают». Вы знаете, я вчера стоял в конце зала перед началом «Евгения Онегина». Открылся занавес, Алексей Гуськов начал свой монолог, и, скажу честно, я очень сильно волновался. Думал, а как здесь, на Амуре, зрители примут такой современный театральный язык, современное прочтение Пушкина — но, подчеркиваю, с глубоким уважением к автору. А готовы они к такому обмену энергией, готовы к такому художественному восприятию? Для нас это такая проверка на нашу прочность.
По мнению народного артиста России исполнителя роли Евгений Онегина Алексея Гуськова, амурская публика оказалась готова.
— Зритель во всех городах разный. Могу сказать: у режиссера Римаса Туминаса все спектакли начинаются с какой-то паузы. Он очень доверяет зрителю, он нас всегда приучал и говорил: «У зрителя гораздо богаче фантазия, подарите ему Пушкина, автор выше вас». И по паузе я всегда очень точно понимаю, готов ли зритель к художественному восприятию или просто пришел поразвлечься. И вот вчера открывается занавес, огромный зал, пауза… Балерина, музыка, тишина, сценография. И вот по паузе, которая возникла в Благовещенске, я понял, что город — а он у вас совсем небольшой, около 250 тысяч человек населения — художественно воспитан. В нем много театральной публики. Благовещенск понимает, что такое театр, и привык к этому, — констатировал Алексей Гуськов.
«Публика была готова слушать, воспринимать, следить. Очень приятно было для вас играть», — добавила актриса, исполнительница роли Татьяны Ксения Трейсер.
Народная артистка Ирина Купченко, которая приезжала на «Амурскую осень» 17 лет назад, призналась: очень соскучилась по гастролям.
— Мы — странствующие комедианты по природе своей. Действительно, ну что нам ехать на гастроли, когда в Москве так хорошо, удобно играть? Но вот такая странная вещь, что, когда начался коронавирус и все поездки были отменены, мы очень соскучились по гастролям. Мы очень страдали, нам их не хватало, — отметила Ирина Петровна. — Приезжая в каждый город и выходя на новую площадку, мы очень волнуемся, очень стараемся, очень хотим понравиться. Для нас чрезвычайно важна встреча со зрителем. Благовещенск — изумительный город. Я завидую коллегам, которые останутся здесь еще на несколько дней. Шикарная погода, парки, прекрасный театр. И люди, которые все стараются нам помочь. Мы вам за это очень признательны. На Дальнем Востоке вообще замечательно. Когда я первый раз попала на Камчатку, то подумала: если бы я была мужчиной и начинала жизнь, то, может быть, вообще уехала бы на Дальний Восток. Можно только позавидовать, что вы здесь живете.
А вот народный артист России Юрий Шлыков честно заявил: «Когда сказали, что полетим в Благовещенск, начал брюзжать: далеко, 8 часов лета, день и ночь меняются. Но прилетаешь и видишь, как доброжелательны люди, как хотят сделать тебе добро, то начинаешь открывать им сердца. И эти расстояния от Москвы до Благовещенска сокращаются. Замечательный город! И еще, как сказал Вахтангов: делайте, что хотите, но радостно. Здесь испытываешь большую радость: от города, от красивых и стильных людей, от хороший руководителей. Это говорит о культуре».
Впереди у амурчан — еще пять театральных вечеров с вахтанговцами. Зрителей ждут Чехов и Флобер, судьбы Бернар и Гурченко. Но главное — вера, надежда и любовь. То, зачем зритель шел в театр даже в самые тяжелые времена.
— Театр всегда говорит о человеке. О его страхах, о его радостях, о его сомнениях. И смысл театра как высокого искусства — помогать жить. И театр Вахтангова всегда занимается именно этим. И все наши восемь спектаклей, которые вы посмотрите, именно в этой системе координат, — уверен Алексей Гуськов.
— После революции, в 1922 году, Вахтангов поставил спектакль «Принцесса Турандот». Это было тяжелейшее время в истории страны: страшная разруха, голод, нищета, гражданское противостояние сильнейшее, — рассказала Ирина Купченко. — И вот премьера «Принцессы Турандот». Неотапливаемое здание театра, в зале сидели люди в пальто — и на сцену вышли женщины в вечерних нарядах, с голыми плечами, мужчины в смокингах. И начали играть сказку! Понимаете?! Говорят: в чем Вахтангов? Вот в этом весь Вахтангов! В том, что, несмотря ни на что, жизнь прекрасна! Нужно жить, верить, надеяться и любить эту жизнь!
Вот и самый скромный вахтанговец, заслуженный артист России, исполнитель роли Онегина и звезда российского кино Леонид Бичевин, отвечая на вопрос, где черпает свою сумасшедшую энергию, на минуту задумался, а потом признался:
— В любви.
Амур — это любовь, напомнила в финале встречи испонительный директор фестиваля «Амурская осень» Ольга Смирнова.
— Просто хочу сказать вам спасибо от всех амурчан, — поблагодарила она артистов. — Ваши гастроли — это огромное событие, которое получилось благодаря Сергею Владимировичу Новожилову, Кириллу Игоревичу Кроку и губернатору Василию Александровичу Орлову. Потому что в нашей профессии роль лидеров и личности — это очень важно. Вас здесь очень ждали, вы хотели к нам приехать — и все получилось. Мы только в начале нашего пути, впереди еще очень много ярких дней осени. Поверьте, дорогие вахтанговцы, мы очень хотим, чтобы наш любимый край стал любимым и для вас. Ведь, как вчера сказала наш министр культуры, Амур — это про любовь.
***
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ «АМУРСКОЙ ОСЕНИ 2022» — ЗДЕСЬ.
Возрастная категория материалов: 18+
Уважаемая Оксана Ашихина!
Действительно, я как-то не подумал, что спектакли театра им. Вахтангова, скорее всего, уже записаны в интернете. И здесь показывают уже опробованные постановки. Но и «местные» записи, наверное, будут не лишены интереса, культурной ценности?
Относительно «Мадемуазель Нитуш». Однажды, я из любопытства вызвал из интернета французскую экранизацию этой оперетты. И смог убедиться, что наша кинопостановка «Небесных ласточек» НАМНОГО ЛУЧШЕ! Во всех отношениях! И Вы тоже можете сами в этом убедиться, сравнить... Будет время и настроение — посмотрю и «вахтанговский» вариант. Знаю, что театру Вахтангова свойственна лёгкость, праздничность, улыбчивость... Так что, впереди у меня — содержательный и увлекательный театральный вечер за экраном компьютера!
— Nifashev SergeyNifashev Sergey, Сергей, эти спектакли можно посмотреть в интернете. Вот, например, не успела я купить билеты на спектакль «Мадемуазель Нитуш». Набрала в поисковике и — вуаля — наслаждалась прекраснейшей игрой любимой Марии Ароновой.
— Оксана Ашихина...В ранней юности (в Ленинграде) , я возомнил себя ярым театралом! Ну, искал себя юноша, вступающий в самостоятельную жизнь. Начал обходить ленинградские театры. И — потерял ориентировку: как всё это оценивать, что тут вообще происходит? Решил разобраться. И купил театральный учебник «Мастерство актёра и режиссёра» (автор — Захава). Прочитал с подчёркиваниями! И, кажется, не зря: словно, глаза открылись. И стал через обретённое знание оценивать каждый спектакль. Но — ушла непосредственность, «детское» простодушное, эмоционально-чувственное восприятие: сидишь в театральном кресле, созерцаешь действо и словно кроссворд разгадываешь... И опять что-то не то! Как ГАРМОНИЧНО совместить в себе наивного зрителя и въедливого критика? Может, кто из прочитавших этот комментарий выскажется, посоветует?
— Nifashev Sergey...И опять, и снова: театральный спектакль — явление разовое, камерное, для ограниченного круга зрителей. Почему бы эти гастрольные работы вахтанговцев не сделать массовыми и вне времени? Записали (можно из зала, но профессионально), выложили в интернетную «культурную» рубрику «Амурской правды». И — смотрите всей областью! Наслаждайтесь, обсуждайте...
— Nifashev Sergey