Железнодорожный мост в Китай оживит северный кластер
Идея строительства в Амурской области второго моста в Китай — между сковородинским селом Джалинда и китайским Мохэ — постепенно становится реальностью. Железнодорожный мостовой переход в КНР сыграет стратегическое значение не только для севера Приамурья и Сковородинского района, в частности, но и для других регионов страны. Это — возможность существенно уменьшить расстояние, которое преодолевают грузы, идущие по Транссибу и БАМу в КНР.
— Международный мост Джалинда — Мохэ — это новый транспортный коридор, это создание дополнительных рабочих мест, это оживление всего нашего северного кластера, — перечислил преимущества губернатор. — Кроме, собственно, бизнеса, который в себя притянет мост, это все, что связано с обслуживанием железнодорожного подвижного состава, с трансформацией грузов. Это еще и возможность для наших предприятий по более удобному маршруту, с более удобной логистикой отправлять наши грузы в Китайскую Народную Республику и дальше.
Речь прежде всего идет об Олёкминском руднике, метанольном заводе в Сковородине, который планируется строить в регионе, а также целом ряде более мелких производств, в том числе лесной промышленности.
Разворот России на Восток — тема, которая сейчас активно обсуждается во всех эшелонах власти. Амурская область — один из ключевых регионов, который поможет стране утвердить китайский вектор в экономике.
Губернатор раскрыл секрет нового перехода
— Инфраструктура создает возможности для работы бизнеса. За счет этого моста логистическая цепочка сокращается по некоторым предприятиям на 2 тысячи километров. Что, конечно, отразится и на себестоимости продукции, и на ее конкурентоспособности. Поэтому мост этот очень нужен, — уверен губернатор. — Хочу вам небольшой секрет раскрыть. Когда я еще работал в министерстве экономического развития Амурской области, эти проекты уже обсуждались. На тот момент — это конец двухтысячных годов — были разные позиции по целесообразности строительства этого моста. Был ряд структур, которые не поддерживали идею, в том числе железная дорога, скажем так, спорно относились к этому мосту, с сомнением, а нужен ли он. Но сейчас ситуация другая — с учетом последних трендов: разворота России на Восток, поручения президента по расширению пропускной способности Восточного полигона — это БАМ плюс Транссиб.
Импульс для развития производств на юге Якутии и в Приамурье
Василий Орлов напомнил: по поручению президента к 2024 году пропускная способность БАМа и Транссиба должна вырасти до 180 миллионов тонн.
— Пока работы по расширению пропускной способности РЖД идут в графике. Мы вместе с тем видим огромный запрос, который этот мост позволяет, не затрагивая инфраструктуру БАМа и Транссиба, удовлетворить. Например, с севера на юг «сбросить» грузы из Якутии, допустим, из Нерюнгри. В первую очередь это уголь, — объяснил глава Приамурья. — На ВЭФ с коллегами из Якутии мы подписали соглашение на 20 миллионов тонн. Поэтому считаем, что этот мост будет загружен и, соответственно, даст импульс для развития целого ряда производств и на юге Якутии, и на севере Амурской области. Что касается нашего региона, мы пока говорим о 5 миллионах тонн. Но еще раз повторяю: после того как изменится логистическая цепочка, увеличится рентабельность продукции — соответственно, и новые производства наши будут заинтересованы в использовании этого трансграничного моста.
«Надо сделать Благовещенск, условно говоря, главным городом для взаимоотношений с Китаем. Это макрозадача».
Благовещенск — на волне тренда
В развороте на Восток, который совершает Россия, Амурская область делает огромные ставки на Благовещенск. Он сейчас готов быть на гребне волны тренда. Столица региона всегда развивалась, держа курс на Китай, а в новых реалиях тем более стоит задача превратить Благовещенск в крупный транспортно-логистический и экономический центр на границе с Поднебесной.
— Это очень непростая тема, и не факт, что у нас получится это сделать. Но мечтать, как говорится, не вредно, — пошутил Василий Орлов. — Стратегически это было бы очень здорово и правильно — в связи с тем, что у Амурской области и Благовещенска, в частности, есть уникальный опыт взаимоотношений с Китаем благодаря нашей близости к нему. У нас очень много опыта в работе с китайскими партнерами не только в бизнесе, но и в различных социальных контактах. Вы знаете, как много у нас активностей в сфере спорта, культуры, не буду все перечислять. Ежегодно у нас проводится российско-китайский форум Благовещенск — Хэйхэ. В последние годы из-за коронавируса он проходит в сокращенном онлайн-формате. Но потребность в такой площадке у нас объективно есть. Придание федерального статуса такому форуму приветствуется и обсуждается.
«Надо постараться воспользоваться историческим моментом»
Китай сегодня без сомнений — стратегический партнер для России, особенно с учетом последних событий, заметил губернатор.
— Могу сказать, мне позвонило очень много знакомых с одним вопросом: «Нам нужен мощный китайский партнер, помогите его найти». Мне кажется, что Благовещенск — Хэйхэ, вот эта агломерация, могла бы стать хорошей площадкой для поиска партнеров для российского бизнеса в Китае и для китайского бизнеса — в России, — считает глава Приамурья. — Кроме того, те активности в китайском направлении, которые у нас уже есть, получат новый импульс, как только схлынут коронавирусные ограничения. И здесь, конечно, надо постараться воспользоваться этим историческим моментом и сделать Благовещенск, условно говоря, главным городом для взаимоотношений с Китаем. Это макрозадача, непросто все это сделать, но, по крайней мере, будем стараться. Это тема была озвучена на ВЭФ как предложение, постараемся его реализовать.
Сухой порт Благовещенск построят в Березовке
Один из крупных амурских проектов, связанный с Китаем и укладывающийся в концепцию разворота на Восток — строительство сухого порта Благовещенск. Этот вопрос также обсудили на ВЭФ-2022 и подписали соглашение по проекту.
Сухой порт инвестор будет строить на станции Березовка, ближайшей к автомобильному мосту в КНР. Появиться порт должен к 2025 году, строительство планируется начать в следующем году.
— Там будет осуществляться трансформация грузов, приходящих из Китая и уходящих в Китай. То есть по автомосту доставка идет до сухого порта, далее они трансформируются в железнодорожные составы и отправляются дальше по стране. Этот проект лежит в концепции развития предмостовой зоны, — объяснил губернатор. — Напомню, что она у нас разбита на три этапа. Инвестором является группа компаний «Регион».
Объекты первого этапа уже введены в эксплуатацию, второго — находятся в активной стадии строительства. «А соглашение по сухому порту — это уже третий этап, так изначально и планировалось. Поэтому здесь, несмотря на все сложности, связанные с последними годами — с коронавирусом, закрытостью границ, санкциями последнего года — констатируем, что проект идет в графике», — сообщил Василий Орлов.
Возрастная категория материалов: 18+
- Ты меня знаешь, Абдулла, я мзды не беру — мне за державу обидно.
...Похоже, именно такие Верещагины будут востребованы больше всего в Благовещенске... А именно: честные часовые возле трансграничного моста. Которые все доходы от проезда через мост будут сдавать в государственную казну. А доходы, видимо, предполагаются немалые... Один вопрос: сколько за проезд по мосту уйдёт в кассу ФЕДЕРАЛЬНУЮ, и сколько — в ОБЛАСТНУЮ И ГОРОДСКУЮ?
Есть и вопросы по поводу ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ отраслей — насколько сильно поможет ли мост предполагаемым строителям, работникам промышленности, сельским труженикам...
— Nifashev Sergey