Фото: ru.pinterest.comФото: ru.pinterest.com

Что такое Smart TV простыми словами

Система Smart TV обеспечивает возможность подключения телевизора к интернету и использования интерактивных сервисов на этом устройстве. Впервые попытки сделать подобные телевизоры были еще в 1997 году, но тогда к такому функционалу не был готов ни медленный интернет через dial-up, ни сами телевизоры. Далее попытки были в двухтысячных, когда разработали устройства STB, расширяющие функционал кабельного. Но благодаря прогрессу вскоре для интерактивных функций перестало требоваться дополнительное устройство, их начали встраивать в сами телевизоры.

Первые Smart TV появились в 2009 году, но в России их рассвет начинается, пожалуй, только сейчас. И вопрос не в том, что технология как-то сильно изменилась, просто устройства с таким функционалом стали доступнее широкой публике. Теперь, когда Smart TV стала доступна и в телевизорах категории «эконом», люди всё охотнее покупают их и используют данную технологию.

Что позволяет Smart TV и зачем нужны приложения под него

Умный телевизор чем-то напоминает компьютер или ноутбук. Smart TV позволяет не только просматривать стандартные передачи, но и дает другие возможности, а именно:

  • смотреть фильмы, сериалы, телепередачи из интернета со специальных сервисов, например, IVI или YouTube;
  • читать новости и другие информационные материалы;
  • просматривать социальные сети;
  • совершать звонки с использованием Skype или другого подобного приложения;
  • играть в различные игры, в том числе в развивающие для детей.

Всё это, однако, становится доступным только после установки приложений. А их в свободном доступе пока не так много. Поэтому сейчас заказывать разработку приложений для Smart TV — выгодно. Это позволяет опередить менее расторопных конкурентов и завоевать аудиторию с минимальными затратами на продвижение.

Как проходит разработка приложений под Smart TV

В целом разработка приложений под телевизоры проходит тем же образом, что и создание софта для компьютера или смартфона. Разница в основном в отдельных моментах. Например, вы не можете взять приложение для Android и оптимизировать под телевизор, нужно вести разработку с нуля. Также релиз в магазине приложений занимает намного больше времени и сил.

Этап 1 — согласование функций с клиентом

Согласование — это первый этап, во время которого разработчик говорит с заказчиком и определяет, что именно заказчик хочет получить. Во время согласования определяется:

  • под какую систему будет вестись разработка — tvOS (Apple TV) и Android TV;
  • какой язык программирования будет использоваться — Swift, Java, Kotlin, Ruby, JavaScript / TypeScript или другой;
  • какие технологии будут применяться для Backend (Laravel / Lumen, Node.js, Slim Framework, CakePHP, ASP.NET MVC Framework, Django), Frontend (CSS3, HTML5, SASS / SCSS, VueJS, ReactJS, Nuxt), базы данных, если она нужна (Oracle, MySQL, SQLite, MSSQL, PostgreSQL, Firebird, InterBase, MongoDB) и других внутренних решений;
  • как будет выглядеть дизайн (в общих чертах) и что желает получить заказчик.

Результатом согласования становится ТЗ, по которому после идет разработка.

Этап 2 — разработка

Собственно разработка обычно проводится в несколько этапов, каждый из которых последовательно обсуждается с заказчиком. А именно:

  1. Анализ проекта, планирование процесса разработки.
  2. Создание UI/UX дизайна, прототипирование, доработка дизайна каждого экрана.
  3. Разработка собственно функционала.
  4. Тестирование кода, выявление ошибок и исправление их.
  5. Приемка заказчиком готового приложения до релиза.

Этап 3 — релиз в магазине приложений

Релиз в магазине приложений — это полноценный этап работы, который требует немало времени. В среднем релиз занимает месяц, поэтому важно обговорить все возможные функции до отправки приложения на проверку. На обзор отправляется:

  • само приложение в сборе;
  • список популярных пользовательских сценариев;
  • список телевизоров, на которых должно работать приложение.

Samsung и LG особенно серьезно проверяют каждое приложение. Но эти производители наиболее популярные, поэтому на них приходится ориентироваться.

Возможный набор функций в приложении для телевизора

Кроме обычных функций старта просмотра, паузы, воспроизведения звука, выключения звука и других, рекомендуется добавить в приложение следующие возможности:

  • сканирование по QR-коду, в том числе, авторизация. Это значительно улучшит пользовательский опыт, т. к. со смартфона ввести данные профиля намного проще, чем с телевизора;
  • рекомендации в умной ленте предложений с учетом просмотра предыдущих передач;
  • возможность оставить обратную связь о контенте;
  • возможность использовать избранное;
  • продолжение воспроизведения с момента паузы, удобная перемотка;
  • поиск по контенту внутри приложения и т. д.

​Специфика разработки под Smart TV

Одна из главных особенностей разработки приложений для Smart TV в том, что каждую программу приходится разрабатывать с нуля, т. к. здесь другая архитектура. Дизайн также полностью перерабатывается: мобильный экран может быть взят за основу, но его нельзя просто растянуть на телевизор. Почему так происходит? В основном из-за специфики управления, которая значительно отличается от привычных свайпов, тапов и листания на смартфоне.

Телевизор до сих пор весьма ограничен в плане навигации. Здесь возможны команды «вниз», «вверх», «вправо», «влево», «ОК», «назад» и всё в таком духе. Даже вводить какие-то фразы пользователь вынужден именно таким образом — выбирая буквы на экране с помощью стрелок. Именно поэтому важно, чтобы разработкой приложений занимался человек (или команда) с опытом, т. к. Smart TV хоть и не требует изучения особых технологий и языков, но предполагает погружение в своеобразную среду и знание множества тонкостей.

Другие специфичные для Smart TV моменты:

  • некоторые особенности CSS, которые появляются при разработке под телевизоры, не встречаются в браузерах;
  • появляется много ограничений из-за слабости вычислительного модуля ТВ, в частности, нет возможности делать плавные и красивые анимации;
  • многие производители Smart TV не снабжают свое оборудование документацией в принципе, у других она неполная или не слишком понятная;
  • приложения не умеют адаптироваться под размер экрана, разрешение нужно задавать для каждой модели;
  • для тестирования приходится использовать реальные телевизоры, эмуляторы не дают полной картины.

Дополнительный аттракцион — обновление прошивки на всех устройствах может стать причиной того, что ваше приложение перестанет работать. В этом случае придется сразу же выпускать обновление. Поэтому без постоянной поддержки не обойтись.

Выводы и основные мысли

В этой статье мы поговорили о том, как ведется разработка приложений под Smart TV, что это вообще такое и почему оно популярно. Основные тезисы:

  • Smart TV позволяет расширить функциональность телевизора за счет дополнительного софта;
  • приложения дадут возможность читать новости, играть, смотреть любые фильмы и видеоролики, звонить через интернет;
  • разработка приложений для Smart TV в целом ведется так же, как создание любого другого софта;
  • стандартное приложение для телевизора должно уметь не только проигрывать видео или запускать звонок, но и искать контент, удобно авторизовываться, давать рекомендации;
  • для успешного создания софта для Smart TV необходимо учитывать специфические особенности телевизоров: слабый вычислительный модуль, долгую приемку в магазине приложений, отсутствие документации и др.

Надеемся, статья открыла для вас какие-то новые информационные горизонты и помогла решить, стоит ли заказывать разработку приложения для Smart TV своему сервису или сайту. В заключение скажем, что модель потребления контента через телевизор вряд ли изменится, но покупка фильмов станет всё более популярной: благосостояние клиента растет, а скачивание пиратского контента требует больше действий, чем простая покупка, не требующая подниматься с дивана. Поэтому сфера популярна и востребована, хоть и требует от бизнеса определенных вложений времени и средств.

На правах рекламы

ООО "Нованетекс"

Возрастная категория материалов: 18+