Фото: Архив АПФото: Архив АП

«Люди перестали радоваться снегу»

Сейчас главный за снежную работу в Благовещенске — заместитель мэра Игорь Темнюк. Он больше 10 лет возглавлял городское управление по делам ГО и ЧС, а сейчас в мэрии курирует не менее экстремальную сферу — ЖКХ. 

— Дай бог, снега в декабре будет немного, — прорывается во время интервью у Игоря Дмитриевича. — Раньше первый снег увидишь — такая красота, романтика. А теперь первая мысль: ну всё, началось. Люди перестали радоваться снегу. Будут жалобы, будут недовольства. Горожан я могу понять. Но знаю и другую сторону... Да, мы работаем, делаем все возможное. Но есть планка, выше которой не прыгнешь.

Игорь Темнюк возглавил сферу жилищно-коммунального хозяйства в августе этого года. Снег этой зимой — его первое большое испытание. Впрочем, к сложностям в управлении по делам ГО и ЧС он привык.  

Первый снег этой осенью вызвал у горожан, как всегда, бурную реакцию.

— Мы полгода ездили по чистым дорогам, и тут появляется накат, пусть даже минимальный. Конечно, это вызывает неудобство и возмущение. Часть людей к тому же не успела поменять резину на зимнюю. Часто первый снег идет с дождем. Или превращается в кашу уже на самой дороге из-за не слишком низких температур. В итоге на дорогах — ледяная корка. Первая реакция людей — возмущение. Где власти? Они обязаны предоставить нам чистую дорогу, — говорит заммэра по ЖКХ. — Я проанализировал ситуацию со снегом в городе начиная с двухтысячных годов. Можно было зайти еще глубже, взять 90-е, восьмидесятые. Обстановка в общем-то одна и та же. Зимой идет снег, и люди негодуют, что его не чистят так быстро, как хотелось бы.

Но законов, которые определяли бы время уборки снега в городах, нет. Есть рекомендательные нормы ГОСТа, но они относятся к региональным и федеральным трассам. Убирать эти дороги должны в течение 6 часов после окончания снегопада. На городских улицах такую скорость обеспечить не получится: есть тротуары, перекрестки, остановки, опять же припаркованные вдоль обочин машины — еще одна головная боль администрации.

Другой нередкий упрек в сторону администрации: в городе после снегопада не видно техники.

— На это могу ответить так: хорошо, это можно сделать. Без проблем. В час пик устроить показательный парад техники по магистральным улицам. Там, где люди добираются на работу. Например, с 7 до 9 утра. Технику увидят все. С одной стороны, отлично! Жители скажут, да, коммунальщики молодцы, город убирают. С другой — кому от этого станет лучше. Из-за спецтехники возникнут заторы. Из-за количества машин, в том числе припаркованных на обочине, толком убрать дорогу не получится. В том-то и дело, что маршрут снегоуборочной техники должен быть выстроен так, чтобы дороги были максимально свободными.

Техники в три раза меньше нормы

В смену на дорогах в Благовещенске работают около 20 машин. Фото: Владимир Воропаев

Между тем отраслевые дорожно-методические документы рекомендуют размер парка дорожно-уборочной техники. По расчетам, Благовещенску необходимо 185 единиц таких машин. Сегодня у города их 51 — в три с половиной раза меньше. Причем только 30 из них — специализированная техника для уборки. Остальное — самосвалы, которые увозят снег, погрузчики.

51

машина находится в парке Благовещенска, из них 8 сегодня — в ремонте

— Отчего же не купить новые машины, если имеющегося парка не хватает? Про 185 единиц я молчу — это вообще нереально. Чтобы просто улучшить ситуацию с уборкой города, мы посчитали: необходимо еще хотя бы 16 подметально-уборочных машин, — рассказывает Игорь Темнюк. — Сегодня их у нас 19. Чтобы приобрести еще 16, потребуется 224 миллиона рублей. Для них нужны боксы — это еще порядка 100 миллионов. На каждую машину необходимо по два механизатора — то есть штат увеличить почти на 40 человек. И эти люди не могут работать только зимой, мы будем платить им зарплаты круглый год. Добавьте сюда ремонтный блок, затраты на обслуживание: машины регулярно ломаются, нужно покупать новые щетки, комплектующие. Плюс ГСМ. И все это ради 3—3,5 месяцев работы. При этом на всё содержание дорожно-уличной сети в год у нас выделяется 220—250 миллионов. Выдернуть дополнительно на эти цели даже четверть миллиарда из бюджета — нереально. А про парк из 185 единиц не стоит даже мечтать.

Новую технику все равно покупают — пусть и в более скромных объемах. Есть федеральные программы: таким образом в парке Благовещенска появилось несколько новых КамАЗов. Правда, машины можно приобрести только российского производства. «Если хочется взять что-то другое, например раньше мы брали южнокорейские пылесосы, нужно привлекать собственные источники», — объяснил заместитель мэра.

При этом нельзя сказать, что парк техники города разрастается: да, новые машины приходят, но старые исчерпывают свой ресурс и ломаются. Точной статистики, сколько машин убирают Благовещенск в последние 20—30 лет, нет. Но количество боксов не увеличивается. А значит, ресурсы примерно те же. Следовательно, и результат остается примерно на одном и том же уровне.

Людей не хватает — ставки вакантны

Фото: Архив АП

Не хватает городу не только техники, но и людей. Сейчас на дорогах работают около 40 механизаторов и столько же разнорабочих. Вакантны 8 ставок механизаторов и 22 — разнорабочих. Основная причина кадрового дефицита — неконкурентная зарплата.

— Дорожные рабочие у нас получают до 30 тысяч в месяц, механизаторы — порядка 50, а в сезон из-за переработок доходит и до 80 тысяч рублей. Мастера, инженерно-технические работники — 50—55 тысяч, — говорит Игорь Темнюк. — Но у нас в регионе есть крупные предприятия, которые предлагают зарплату выше не на 5—10 процентов, а в разы. Молодых механизаторов приглашают работать за 100—150 тысяч. Ну конечно, он уйдет, это естественно. Конкурировать здесь мы не можем: у бюджета нет денег на подобные зарплаты.

«Раньше первый снег увидишь — такая красота, романтика. А теперь первая мысль: ну всё, началось».

Тем не менее администрация регулярно размещает объявления на профильных сайтах, оставляет заявки в центре занятости. Работает с учебными заведениями. В этом году в коллектив пришли четверо механизаторов — выпускники коммунально-строительного колледжа.

Волонтеры на дороге

Фото: t.me/imameev

Если кадры и техника упираются в финансовый потолок и выше головы здесь не прыгнуть, то еще один ресурс, который есть у города, верхней планки не имеет. Это — волонтерство.

— В этом году мы масштабно обзваниваем учреждения, связываемся с теми, кто готов прийти на помощь по возможности. В основном это студенты, спортсмены, активисты, — перечисляет Игорь Темнюк. — Сегодня в базе уже больше 300 человек. Кто-то сможет выйти один раз за сезон, а кто-то — 20. Любая помощь не будет лишней.

22

ставки разнорабочих, которые в том числе убирают снег, сегодня вакантны. Зарплата — до 30 тысяч рублей

Этих людей не ставят на очистку дорожного полотна. В первую очередь волонтеры расчищают подходы к больницам, школам, детским садам после больших снегопадов. Работают на перекрестках: техника откидывает снег с дороги к обочине, и в итоге люди с колясками и санками вынуждены перебираться через снежные валуны. Задача волонтеров — сделать проходы. Кроме того, бюджетным учреждениям и коммерческим организациям предлагают взять «подшефные» участки — это ближайшие к их территории тротуары, пешеходные переходы, перекрестки. «У нас уже есть такой опыт: первая гимназия, например, взяла на себя перекресток. Даже один объект — большая помощь. ГСТК знает, что там будет чисто, и распределит работников по другим объектам», — замечает заммэра.

Строительные компании во время снегопадов помогают с техникой: самосвалы, погрузчики отвозят снег на специальные площадки. Среди активистов — спортивные организации, вузы и ссузы, управляющие организации (некоторые из них закупили для уборки своих придомовых территорий механизированные щетки и готовы очищать еще и близлежащие тротуары).

Сейчас для уборки большинства улиц от снега своими силами городу требуется около недели. Это если снежные осадки в процессе расчистки не выпадут вновь.

— Мы используем все ресурсы. Вы правда думаете, что во время снегопада специалисты спят или забыли выйти на работу? Но чудес ждать не стоит. У города нет столько денег, чтобы кардинально улучшить ситуацию. Единственный ресурс, который не ограничен, — это сами жители города. Можно писать гневные комментарии в соцсетях, а можно после снегопада выйти на улицу и расчистить дорожку у своего дома. Выбор за каждым, — предлагает альтернативу Игорь Темнюк.

Московский опыт Благовещенску не поможет

— В Москве очень активно используют реагенты. Посыпанный ими снег превращается в кашу. Ее убирать намного легче, чем грейдерами отколупывать ледяную корку с дороги.

Плюс, каша хорошо стекает в ливневки — не нужно весь объем снега собирать лопатами и вывозить за город, — объясняет Игорь Темнюк. — Но нам такой метод не подойдет. Реагенты работают при температуре не ниже минус десять. Мы рассыпаем их в первые снегопады, потом нет смысла: реагент размягчает снег, который потом застывает ледяной коркой. Это хуже, чем просто снежный накат. Поэтому от такой практики в холода Благовещенск отказался еще несколько лет назад.

Одна бригада убирает четыре остановки в день

Фото: Архив АП

В смену на улицы города выходят до 50 рабочих (с привлеченными волонтерами). Треть отправляют грузить лопатами сметенный к обочинам снег в грузовики. Остальные делятся на два звена. В первую очередь работают на остановках. «Всего в городе около 400 остановок. Одна бригада за день очищает от снега четыре: две до обеда и две после».

Как убирают снег на улицах Благовещенска

В первую очередь технику пускают по магистральным улицам — Мухина, Калинина, Театральной, Ленина. Это дороги, где идет основной поток машин и общественный транспорт. При этом 2—3 машины всегда работают в отдаленных районах города.

220–

250

миллионов рублей в год тратит Благовещенск на содержание дорожно-уличной сети. Это не только очистка от снега, но и круглогодичная уборка улиц

Сначала на дороги выходят подметально-уборочные машины. Они работают звеном — по три или четыре автомобиля, в зависимости от ширины проезжей части. Первая машина сгребает снег от центра дороги вбок, вторая откидывает его ближе к обочине, третья — в район бордюра. Подсыпают во время снегопада только аварийные участки, спуски, подъемы и некоторые перекрестки. «Этот порядок придуман не нами, это технология, которая используется во всех городах России», — отмечает заммэра. Засыпать реагентом или инертными веществами все дороги смысла нет: материал перемешивается со снегом и затем просто уходит в отвал.

Затем идут грейдеры. Они срезают ножами накат, который уже не берут щётки. Чтобы грейдер не повредил плитку или бордюр, водитель отступает от края дороги 25—30 сантиметров. После очистки главных дорог города машины отправляются на второстепенные.

В прошлом году город приобрел универсальную комбинированную машину УКМ. Она многофункциональная и маневренная — может убирать снег и чистить дорогу круглый год, у нее подвижная «ломаная рама», благодаря чему машина способна работать не только на проезжей части, но и заходить на тротуары, очищать остановки. Отличный помощник для города стоил больше 10 миллионов рублей. Благовещенск планирует по мере возможности закупить еще несколько таких автомобилей. В идеале их нужно девять, однако пока денег на такие расходы в бюджете нет.

Какие машины убирают Благовещенск:

Фото: Архив АП

19 — Подметально-уборочные автомобили

11 — Автогрейдеры

10 — Трактор МТЗ-320 (подметально-уборочные)

5 — Погрузчики

2 — Самосвал-КамАЗ, 20 т

2 — Самосвал 10 тн

1 — ЗИЛ-133

1 — Подметально-уборочная машина УКМ-2500

Возрастная категория материалов: 18+