Важен диалог
— Вера Витальевна, давайте начнем с приятного: на что направят средства гранта, который БГПУ выиграл, участвуя в программе «Приоритет 2030»?
— Программу стратегического развития «Учитель будущего для новой школы России» мы разрабатывали целый год. Мы понимали, что не можем претендовать на некое технологическое лидерство, поскольку гуманитарный вуз, а вот стать лидером в своем педагогическом направлении — вполне посильная задача. Даже на предварительных этапах нашу программу оценивали высоко, везде мы входили в десятку. Согласитесь, что пока в школу не придет современный учитель новой формации, мы не получим качественного выпускника, который бы отвечал современным требованиям любого вуза (вне зависимости от его направленности). Поэтому средства гранта будут выделены на стажировки и мобильность преподавателей и студентов, на материально-техническое обеспечение, в том числе покупку оборудования, а также потрачены на науку. — Каким же должен быть учитель будущего? — Учитель, которого мы хотим подготовить по модели «4К+», — это учитель XXI века. Первоначально эта модель применялась к бизнесу: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация. И плюс к этому — личностный рост. Просто «говорящая голова» современной школе не нужна — нужен диалог между учителем и учеником. На уроке должна происходить как минимум смена пяти видов деятельности. Благодаря тем образовательным пространствам, которые появились в вузе, — Технопарк универсальных педагогических компетенций, аудитория для демо-экзамена, — мы сможем проводить сертификацию учителей для всего Дальнего Востока (прежде всего естественнонаучных направлений — учителей физики, химии и биологии) и выявлять их пробелы в методике преподавания. Затем будем менять образовательную программу студентов и внедрять недостающие модули. Это такая гибкость образовательных маршрутов, методом от обратного.
Вторая пятилетка
— Как первый ректор-женщина в истории БГПУ вы тоже одержали личную победу — были переизбраны в этом году на второй срок. Какие строите планы на ближайшую «пятилетку»?
— Считаю, что ректор — не гендерная должность, однако женщинам сложнее руководить в силу того, что они более эмоциональны и близко к сердцу всё принимают, хотя и более гибкие, проще ориентируются в меняющихся условиях. Но в любом случае ректор — игрок командный, и если бы у меня не было поддержки команды, которая готова воплощать мои идеи, фонтанировать своими, то и не было уверенности, что всё получится. Ведь та же победа в программе «Приоритет 2030» — это не только эйфория от выигрыша, но еще и тяжелый труд, поскольку написанный проект надо реализовывать.
Что касается планов, то меня не устраивает состояние студенческих общежитий. В рамках «Приоритет 2030» есть кампусная политика — возможно, мы сможем разработать проектно-сметную документацию на наше третье общежитие коридорного типа, чтобы модернизировать его. Также у нас идут проектно-изыскательские работы по реставрации исторического здания, в котором располагается наш самый большой факультет —педагогики и психологии. В 2023 году мы должны приступить к ремонту и придать лоск этому красивому зданию на улице Горького.
Просто «говорящая голова» современной школе не нужна — нужен диалог между учителем и учеником.
Идея со строительством физкультурно-оздоровительного комплекса пять лет витает в воздухе, надеюсь, что и ее удастся реализовать. Земельный участок для этого есть — хоздвор между третьим и вторым общежитиями. Есть желание облагородить территорию со стороны канатной дороги, которая станет лицом не только вуза, но и России в целом.
Но самое главное — это перестройка образовательных маршрутов студентов, сетевые формы реализации программ, выстраивание гибких образовательных траекторий, возможности приобретения компетенций, которые студенты считают важными для себя (например, тьюторство). Мы готовы привлекать сегодня ведущих ученых, профессоров, преподавателей для реализации программ.
Еще одно важное направление — наука. Сегодня у нас достаточно хороший задел в области предметной подготовки — сильная школа химиков, биологов , физиков, историков, но у нас нет преломления ее на прикладную педагогику (методику). Такой разворот науки на 180 градусов и усиление именно психолого-педагогической составляющей в научных исследованиях — тоже в планах на будущее.
— Второй год в БГПУ идет большой ремонт. Что уже сделано?
— Ремонт можно начать и нельзя закончить, он продолжается. Мы завершили ремонт фасада центрального корпуса, внутренняя часть тоже отремонтирована, сейчас заканчивается работа по отделке входов в подвал, которые находились в плачевном состоянии. Также отреставрировали старинную дверь, нанесли на нее монограмму мужской гимназии. Но этой дверью не пользуемся, бережем ее. Занимаемся внутренним обустройством университета, уже закончены ремонты лестниц, коридор второго этажа, на третьем этаже ремонт завершится в следующем году. Сейчас оборудуем кабинет под демонстрационный экзамен (демо-экзамен) с комнатой для экспертов и экзаменационной комнатой с зеркалом Гезелла. Там будет проводиться сертификация учителей. Также появятся три современных эталонных кабинета методики преподавания физики, химии и биологии, ремонт уже сделан, дожидаемся поставок мебели и оборудования. Закончился ремонт актового зала, теперь он оборудован всей современной техникой и может принимать мероприятия федерального уровня.
В 2023 году у нас появится такой новый профиль, как «дефектолог в дошкольном образовании» — в силу того, что много детей с особыми потребностями
Госзаказ и санкции
— БГПУ — кузница учителей. Отслеживаете ли вы потребности региона, работаете ли на госзаказ?
— Конечно, есть традиционные профили — история, иностранный язык, куда активно идут ребята. Но потребность в учителях каждый год все-таки разная. Поэтому мы тесно сотрудничаем с министерством образования и науки Амурской области при распределении педагогических профилей. В частности, в 2023 году у нас появится такой профиль, как «Дефектолог в дошкольном образовании» — в силу того, что много детей с особыми потребностями. Также предложим актуальный профиль «Физика и дополнительное образование в области робототехники» — то, что сегодня нужно в «IT-кубах», «Кванториумах» и «Точках роста». Кроме того, мы увеличили контрольные цифры приема на «Китайский язык» — чтобы закрыть нехватку кадров в школах, где в этом году по поручению губернатора ввели интенсив-курс по изучению китайского языка.
— Этим летом БГПУ впервые набирал ребят на специальности среднего профессионального образования.
— Мы закинули пробный шар, и дети пошли: набрали 25 человек на «Информационные системы» и на «Учитель начальных классов». Но здесь еще нужна реклама — как с лицеем, когда мы начинали с 15 человек, а сегодня там обучается 135. Выпускники нашего лицея традиционно сдают ЕГЭ с очень высокими баллами. СПО — это уровень колледжа. Нам не хватало этой ступеньки для выстраивания непрерывной вертикали образования, и теперь ситуация выправилась. Так что планов много, желание и силы для их претворения в жизнь у нас есть. Будем работать!
Возрастная категория материалов: 16+
Добавить комментарий
Комментарии