• Фото из личного архива
  • Фото из личного архива

«Открываешь ленту соцсетей — тушите свет!»

— Макс, ты шестой год ведешь курсы ораторского искусства, и они пользуются успехом. Людей привлекают твой голос, харизма?

— Не только это. Конечно, я долго работал над личным брендом, но интерес к курсу ораторского искусства не затухает еще потому, что в обществе возникло понимание: мы живем так, как умеем общаться. Без этого никуда. Надо учиться заявить о себе как о человеке, профессионале, политике, заявить о своем деле. Еще Наполеон говорил: «Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру». Приходят люди самого разного возраста и статуса, в том числе и бизнесмены, и депутаты, даже министры.

Все построено на коммуникации, а небрежность в устной речи так же недопустима, как и безграмотность в письме — тоже бьет по репутации. Когда какой‑нибудь чиновник что‑то комментирует в соцсетях сам, без помощи пресс-службы, и с кучей ошибок, мнение опускается сразу ниже плинтуса. Это еще ладно. Я озвучиваю книги. А сейчас очень сильно экономят на редактуре и корректуре. Буквально перед нашей встречей я закончил небольшую книжку озвучивать на «ЛитРес». Бог ты мой! Даже с падежами у автора беда, я уже не говорю о знаках препинания. Профи редактуры стоит дорого, но попросите учителя русского языка, чтобы он хотя бы основные ошибки исправил. Это так режет глаз, что «кровь хлещет» на монитор.

— Ты сам в школе хорошо учился?

— Скажу честно: читал я больше всех в классе, но русский язык не любил, а сочинения просто не переваривал. Помню, у нас лимит был: два с половиной тетрадных листа — не менее, так я писал огроменными буквами, чтобы объем получался. И часто конфликтовал с учителем русского языка Маргаритой Васильевной Золотухиной. Мы с ней все конфликтовали, а когда выпустились и через десять лет встретились, не одному мне пришла мысль: «Где бы мы сейчас были, если бы не наша Марго?!» Уж очень строгая и требовательная была, но филолога такого уровня еще поискать. Она из нас людей в принципе‑то и сделала.

Начинающим не дают бестселлеров

Фото из личного архива

— Ты очень быстро поднялся в рейтинге чтецов «ЛитРес». Как туда пришел?

— За свою «разговорную» карьеру я много чего озвучивал: рекламу, новости, собственные стихи. Давно написал серию рассказов в духе притчи — «Медведь» называется. Первую часть озвучил, причем наложил еще музыку. Попросил для начала коллегу послушать. Смотрю, она плачет, и понимаю: получилось! В итоге сделал девять частей плюс эпилог. Это была моя первая попытка озвучки книг еще в начале нулевых. Прошло уже много времени, и в 2019 году я увидел в группе Союза дикторов России в соцсетях объявление о кастинге в издательстве АСТ. Первую книгу месяц мучил. Мне казалось, что я все умею. Оказалось, не все. В тексте было много терминов, тяжелые словесные конструкции. Пришлось углубляться в правила русского языка. Никто не будет тебе подсказывать, где ставить ударение. Это был вызов, который я принял.

«Сейчас готов отдельный курс «Русский язык для взрослых» — он полезен для тех, кто окончил школу много лет назад. Его ведет Элла Васильевна Симоненко — сильный филолог», — говорит Радман. 

А через год стал чтецом на «ЛитРес» — это очень демократичная площадка, где попробовать себя может любой желающий. Главное, чтобы с дикцией все было хорошо. «ЛитРес» ищет таланты из народа: есть проект «ЛитРес: Чтец», он идет с 2016 года. Можно зарегистрироваться, вам приходит тестовое задание — три отрывка текста небольших, буквально 5–6 предложений, которые надо озвучить. Прошел кастинг удачно, тебе предлагают выбрать книгу. Есть специальный ресурс для чтецов. Сразу скажу: очень много «шлака» — современных слабопишущих авторов, но их покупают, что самое интересное.

— Почему ты не выкладываешь в Stories видео, как записываешь аудиокниги?

— Сначала я записывал все на радио, когда коллеги уходили домой и никто тебе не помешает. Сидел часов с девяти вечера и до двух-трех ночи в студии. Потом надоело: выписал микрофон на «Али-экспресс». Причем совсем недорого. Дома у меня есть гардеробная, на зависть всем девчонкам — небольшая комната два на два метра, я оборудовал там студию. Выписал специальную стойку, поп-фильтр, а до этого у меня микрофон висел, извините, на старой селфи-палке. Что тут особо показывать?

Кстати, некоторые чтецы пишутся в шкафах-купе. Чтобы записывать книги дома, достаточно установить в ноутбуке или компьютере программу — ее можно скачать на том же сайте «ЛитРес». Там есть статьи, как в ней работать — ничего сложного. Микрофон можно выписать по интернету, обойдется максимум в пять тысяч рублей. Воткнул в компьютер — и пишешь. Все! При желании, конечно, можно купить и звуковую кабину для дома, но это обойдется тысяч в сто. Вопрос в том, будешь ли ты потом этим заниматься.

— Что важно для профессии чтеца?

— Усидчивость. И понимание, что это не просто удовольствие — почитать книжку. Это приятная работа. Но работа. Все, кто приходит ко мне на курсы чтецов, задают вопрос: «А книги можно читать любые, какие я выберу?» Сначала надо показать себя, свои навыки. Начинающим не дают бестселлеров, с которых можно получить больший процент. До классики добраться надо, до мастодонтов типа Кинга, Пелевина, Славы Сэ — надо еще дорасти. На одну книгу дается полгода! Я недавно получил три книги, первую самую объемную (на 400 строк) за два дня озвучил. Если не лениться, можно по сорок тысяч в месяц и больше зарабатывать. Так есть же еще основная работа, а это приятное хобби.

«Голос ставил по советским лекалам»

— Столько лет знакомы, а никогда тебя не спрашивала: как ты стал шоуменом?

— В юности я играл в рок-группе «Шантаж». Мы репетировали в 26‑й школе — наш худрук Виталий Валерьевич Жуков заведовал там внеклассной работой: все кружки на нем были, утренники. Однажды он говорит: «Слушай, у тебя фактура хорошая и голос баритональный. Давай, ты будешь Дедом Морозом?» Так я попал в сферу ведения праздников. И понеслось… Голосом всерьез занялся в 2001 году, когда меня пригласили на радио пресс-секретарем, а потом предложили вести эфир. Я нашел тогда книжки 50–60‑х годов для радиоведущих и по ним самостоятельно начал учиться. В «Амурской правде» (газета тогда большая была) на первой полосе печатали длинную новостную колонку. Я ее каждый день вслух читал — ставил голос по советским лекалам.

Стихотерапия: рифма, слезы и любовь

— Мы наслышаны о новом творческом направлении в амурской столице: что это за стихотерапия такая, где людей доводят до слез?

— Это совместный нежданный-негаданный продукт с моей коллегой, известной в городе радиоведущей Наташей Оглы. В прошлом году, после начала известных всем событий, Наташа предложила: «Все так устали от хронического стресса, хочется душевности, давай вечер поэзии проведем?» — «А давай!» У меня очень хорошие отношения с нашей муниципальной сетью библиотек. Место нам предоставили. За первые же полчаса на объявление в соцсети откликнулось больше десяти человек.

 

Карьеру шоумена Михаил Обухов начинал с роли Деда Мороза на новогоднем утреннике в 26-й школе Благовещенска.

 

Вечера поэзии я провожу давно: встретились, почитали, разошлись — захотелось чего‑то нового. Спонтанно родилась идея пригласить известного психотерапевта Евгения Брагина. Мы давно дружим. И Наташа брала у него интервью, восхищалась и как человеком, и как специалистом. Суть идеи такова: мы объявляем тему, люди приходят, читают стихи — хоть свои, хоть чужие, а Евгений Николаевич дает каждому чтецу небольшой психологический анализ. Как мы смеемся, «диагноз ставит».

Диагноз по стихам

— Проект, конечно, необычный. Как горожане к нему отнеслись?

— Мы сами не ожидали, что он будет настолько востребован. Провели уже две стихотерапии. Последняя встреча проходила в библиотеке имени Чехова в январе. Собралось около тридцати человек. Желающих оказалось больше, чем мы планировали. Пришлось даже кого‑то «отсеивать». Среди участников был и наш мэр Олег Имамеев —читал наизусть стихи Леонида Завальнюка. Оказывается, он хороший чтец. И супруга его тоже читала свои стихи о любви. Так растрогалась — до слез. Атмосфера, конечно, очень душевная. Стихотерапия — это проект, дающий людям возможность открыться с новой стороны. В апреле планируем провести еще одну встречу. Олег Гатауллович грозился прийти уже с собственными стихами. Чего мы еще не знали о нашем мэре — что он не только хороший хозяйственник, но и творческий человек.

«Секс» у микрофона

— На стихотерапию приходят опытные чтецы или новички тоже выступают?

— Понятно, что самые частые наши гости — это мэтры, как Галя Панкрац — известная поэтесса и мощный чтец. Она задает темп, планку поднимает. Но приходят и новые люди. Меня это, конечно, немного напрягает: некоторые, кроме как в школе, никогда перед публикой стихи не читали. На последнюю стихотерапию одна девушка принесла собственное поэтическое произведение — интересная рифма, интересный размер. И прочитала стихи так, что все сидели с открытыми ртами. Голос шикарнейший. Ее прозвали «секс у микрофона». Причем она — не речевик, персональный тренер. Мы с Наташей Оглы отметили, что не слушали содержание — мы утонули в голосе.

— Про тебя то же самое многие женщины говорят.

— На самом деле такая вот ситуация, когда слушают голос и не слушают, что ты подаешь, немного смущает. Ты готовишь речь, планируешь дать людям полезную информацию, а тебе говорят: «Мы заслушались сексуальным голосом…» Меня это преследует еще с нулевых, когда плотно работал на радио и вел программу «Дамский угодник» для женщин. Я рассказывал о том, как найти общий язык с мужчиной, как найти общий язык с самой собой — все это подавалось в бархатных полутонах. Помню, захожу в парикмахерскую, администратор говорит: «Нам так нравится твоя программа. Мы, правда, не слушаем, о чем ты там рассказываешь. Мы голос твой слушаем». Думаю: ну вот, а я корплю над каждой программой. Раньше ведь ни интернета, ни стольких доступных источников, как сейчас, не было. Приходилось все искать в книжках и журналах, конспектировать в тетрадку. А выходит, что можно было просто читать алфавит и все бы тонули в голосе. Шучу, конечно…

«Жонглирую гирями с закрытыми глазами»  

Фото из личного архива

— Шоу, ораторские мастер-классы, озвучка книг — с твоим речевым амплуа как‑то не вяжется тренерская работа, а это тоже было в твоей жизни. С чего вдруг?

— Да, я больше двух лет работал фитнес-инструктором. А впервые пошел в тренажерку на стадионе «Амур» еще в 1989‑м. Хотел накачаться и стать таким, как Шварценеггер: огромным, мощным. Не только тренировался, а начал еще изучать разные методики, диетологию, физиологию, технику выполнения упражнений. Я же Дева — нудный и въедливый. Днями зависал в библиотеке, потому что только там были нужные мне журналы. Познакомился с Костей Кокоревым — это один из первых амурских бодибилдеров, замечательный человек. Про него даже статью написал в «Амурскую правду», когда у вас внештатником работал. Помню, его фото даже на обложку вынесли. Именно с одобрения Кости я в 2006 году решил попробовать себя в роли персонального тренера.

— Работа более доходная, чем радиоведущий?

— Это не ради заработка — просто мне хотелось испытать себя в совершенно другой сфере. К слову, я тогда один из всех соискателей получил вакантную должность в одном из популярных фитнес-клубов Благовещенска. Но выдержал недолго. На тот момент занятость на радио была большая: шесть или восемь своих программ, еще вёл новости на двух радиостанциях, плюс свадьбы, шоу…

Фото из личного архива

— Как ты все успевал?

— Я давно понял: деньги — это энергия. Хочешь много получать, надо много работать. Не бывает такого, что ты из пипетки капнул и ждешь, что в ответ тебе море прилетит.

Вернулся к тренерской работе уже в 2016 году. Моя знакомая открыла свой фитнес-клуб «Re»Forma», где сначала я просто занимался — был медийным лицом клуба, а потом прошел учебу, получил сертификат фитнес-инструктора групповых программ, гиревого спорта и персонального тренинга, стал вести занятия. Экзамен сдавал лично Сергею Рудневу — это бывший амурчанин, многократный чемпион мира по гиревому спорту, сейчас живет в Геленджике, у него своя школа. Могу теперь жонглировать гирями даже с закрытыми глазами.

«Жюля Верна озвучивать или Марию Корелли «Скорбь Сатаны» — это праздник души. Там уже давно откорректированные и отредактированные книги с хорошим слогом, хорошим переводом, читаешь и наслаждаешься. Из матерых современных авторов Лукьяненко озвучивал — человек держит имя».

Потом в Хабаровске прошел сертификацию еще на одно направление — Hot Iron (горячее железо). Это вид силовых тренировок, в которых применяются мини-штанги. Очень мощная методика: подходит и для мужчин, и для женщин. За час человека так «ушатываешь», зато результаты — мама не горюй! Полтора года я плотно отработал фитнес-инструктором: по шесть групповых тренировок в день и плюс иногда персональные. Потом фитнес-клуб, к сожалению, закрылся по каким‑то своим объективным причинам. Недавно одна из тренеров звала к себе — Hot Iron пользуется популярностью. Но уже, если честно, не до того. А раньше очень нравилось, не работа, а наслаждение: во‑первых, общение, во‑вторых, сам поддерживаешь отличную форму, и за это тебе еще деньги платят.

Закоренелый холостяк

Сердце самого узнаваемого и сексапильного голоса Приамурья опять свободно. Фото из личного архива

— После того как десять лет назад стал героем рубрики АП «Известные холостяки», ты вскоре женился.

 — История нашего знакомства была интересная. Увидел ее в соцсетях — тогда еще только «Одноклассники» были. Красивая девушка. Когда встретились, оказалось, что это она писала самые резкие комментарии под моими постами на «ПортАмуре». И на встречу  пришла из любопытства: захотелось узнать, «кто такой Макс Радман на самом деле, что за урод такой негодяйский». Через два года мы поженились. Прожили в браке пять лет, но потом расстались.  

— Почему расстались? 

— Все просто. Как бы ни говорили психологи, что нельзя относиться к семье как к какому-то делу, на мой взгляд, отношения между двумя разнополыми людьми — это каждодневная работа. Только понимать это должны оба. Я в браке был дворецким, а сейчас на лайте. После развода много положительных сдвигов получил. Как в том КВН, где двое встречаются: «Ну как жизнь?» — «Да, как-как... Женился, развелся, счастлив!» Живу один с кошкой — досталась мне по наследству после развода. Недавно сделал в квартире ремонт. Жизнью доволен. Семья, наверное, все-таки не мое. Как мне сказала одна журналистка: «Ты — закоренелый холостяк, перманентно пребывающий в состоянии влюбленности». 

«Читайте вслух, и голос будет классный!»

Фото из личного архива

— Макс, что делать, чтобы голос был красивый?

— Чаще читать вслух. Не обязательно художественную литературу — увидел в соцсетях пост интересный, и читай вслух. Не просто бубни себе под нос, а как в школе на уроке литературы — с выражением. Один абзац читай в духе новостей (строго, серьезно, без особых эмоций), следующий — как сказку (таинственно и загадочно), затем — словно ты на митинге выступаешь. Играйте голосом! Это своего рода фитнес для речевой мускулатуры. Если голосу не давать нагрузку, он будет слабый и непривлекательный, потому что связки дрябнут. Я никогда не использую никаких гимнастик для гортани, потому что голос у меня постоянно под нагрузкой. Читайте вслух, и будет классно.

«Многие не понимают, что безграмотность еще и бьет по репутации». 

Чем еще «ЛитРес» хорош: они очень заботятся о своих участниках проекта. Подарки присылают на Новый год чтецам, которые в рейтинге. Проводят вебинары бесплатные, на которые приглашают разных крутых специалистов. Недавно прошел вебинар «Анатомия голоса», где для 700 участников давала урок профессиональный диктор Татьяна Майерс. 

— Ты соблюдаешь голосовую диету? 

— Для чтецов есть некоторые ограничения — что можно есть и пить, а чего нельзя. Например, нельзя сильно горячее. Если кофе, то некрепкий и с молоком. Жареного поменьше, желательно все готовить на пару. Ничего острого и сильносоленого. А я прихожу в «китайку» и прошу: мне поострее, чтоб огонь изо рта шел. Нарушаю голосовую диету постоянно. Курю опять же… 

— Не боишься голос потерять? 

—  Чего я боюсь, так это нечаянно язык себе откусить. (Смеется.) Тогда точно останусь без работы, ведь я ничего не умею делать руками. 

«В апреле планируем провести еще одну стихотерапию: мэр города грозился прийти с собственными стихами».

Три совета от суперчтеца Радмана 

1. Не бойтесь своего голоса 

— Есть такая беда у большинства людей. Особенно это заметно, когда видео записывают. Потом смотрят: «Сотри это немедленно, какой противный голос!» Мы слышим свой голос изнутри, а люди слышат то, что уже вылетает наружу. Во-первых, не надо нервничать. Как только человек поймет, что он звучит, хотя и не блестяще, но вполне сносно, когда понравится свой голос в записи — тогда можно пробовать себя в роли чтеца. 

2. Записывайте себя на диктофон 

— Чтобы принять свой голос, периодически записывайте себя на диктофон и прослушивайте запись. Сначала не будет нравиться, потом привыкните. Я тоже через это проходил: едешь в автобусе, по радио звучат твои новости, думаешь: «Фу, как противно!» Когда мне говорили: «Шикарный тембр, ты наш амурский Левитан», я сомневался. Не поверите, но мой голос мне стал нравиться только четыре года назад — после развода. Есть чтецкий мем: когда вам нравится свой голос в записи — это высшая форма принятия себя. Я сделал продолжение: а если вы от своего голоса в записи получаете кайф, значит, вы постигли дзен.  

3. Акцент на последнюю согласную в словах 

Чтобы каждое слово в речи было слышно и понятно, четко и чисто произносите все буквы. Причем и согласные должны не только произноситься, но и звучать. Особое внимание — на последнюю согласную, которая заканчивает слово и дикционно оформляет всю речь. Запомните выражение: «Если гласные — река, а согласные — берега, то надо укреплять последние, чтобы не происходило разливов».

Возрастная категория материалов: 18+