Как два полковника и одна женщина сделали амурский музей пожарной охраны одним из лучших в стране
Общество30 лет исполнилось 17 апреля одному из лучших ведомственных музеев страны. Но он уникален не только необычными экспозициями. Амурский музей пожарной охраны, когда-то прозябавший в пыли и ненадобности, возродили к жизни всего три энтузиаста. Как им это удалось, откуда появились уникальные экспонаты, где пришлось взять ресницы для пожарной лошади и как полковника обманули мошенники, узнала журналист «Амурской правды» Анна Азанова.
Фото: Владимир Воропаев
Два пути, два выбора
Когда Дмитрий Беломестнов около 13 лет назад пришел в музей пожарной охраны, тот представлял собой печальное зрелище. Со времени своего открытия его ни разу не ремонтировали, музейной мебели как таковой не было, на выцветших стендах — давно устаревший материал.
— Но самым ужасным были окна. Они рассохлись, не закрывались, и многолетняя пыль и грязь вкупе с птичьими отходами жизнедеятельности не давали солнечному свету проникать в холодное и неуютное помещение. Через форточки и треснувшие стекла нещадно веяло холодом, и экскурсанты в зимнее время даже не снимали верхнюю одежду, — вспоминает Дмитрий Иванович. — У меня создалось впечатление, что само существование музея не представляло никакой надобности. Моему предшественнику оставалось только заполнять табель один раз в месяц да периодически заряжать давно списанный аккумулятор, приводящий в действие один из экспонатов.
За несколько лет экспозиция музея была обновлена на 80 процентов, половина из которых сделана руками самих сотрудников.
Первое время директор музея изучал бумаги, формуляры, приказы. Потом набросал план переоборудования и с оптимизмом пошел к своему непосредственному начальнику. Но когда озвучил примерную цену вопроса, тот посмотрел на Беломестнова как на инопланетянина. Деньги были выделены только на покупку металлической трубы и листа ДСП для двух новых стендов.
— Сложилась ситуация, из которой было два выхода. Первый — остаться с тем, что есть: проводить редкие экскурсии в музее, находящемся в ужасающем состоянии, со спокойной совестью получать зарплату и не напоминать о себе руководству. Второй — несмотря на отсутствие средств, используя любые возможности, переоборудовать музей и довести его до более-менее приличного состояния. Чтобы было не стыдно принимать экскурсии, рассказывая о прошлом и современном дне не только пожарной охраны, но и МЧС. Я выбрал второй, — вспоминает Дмитрий Иванович.
Два полковника и женские руки
Фото: Владимир Воропаев
В 2012 году он уговорил своего старого знакомого Александра Пирко, тоже вышедшего на пенсию, стать методистом музея. Фактически с его приходом мечты о перестройке учреждения стали принимать реальные очертания, так как трудно было найти работу, которую бы Александр Васильевич не мог бы сделать. Третьим единомышленником двоих мужчин стала Татьяна Малыгина, бывшая в свое время художником-оформителем музея, а сегодня выполняющая ту работу, где нужны женские руки и чувство вкуса.
Правда, неизвестно, сколько бы крохотный коллектив мучился от жестокого безденежья, если бы не счастливый случай: музею выделили 450 тысяч целевым направлением на замену деревянных окон на металлопластиковые. В помещении сразу же стало тепло, светло и просторно. Однако на этом фоне внутреннее «убранство» стало выглядеть еще более убогим и уродливым.
«Если бы мы оставили все так, как есть, это было бы просто преступлением», — говорит Дмитрий Беломестнов. Перестройку музея они начали с того, что разрушили старые перегородки.
Ремонт длился почти два года. Дело это было сложное, учитывая полное отсутствие финансирования. Поэтому использовали везде, где возможно, старые материалы, которые еще годились: ДВП, пиломатериал, рейки. Даже гвозди и шурупы, извлеченные из старых перегородок, шли в дело.
— Кто бы мог подумать несколько лет назад, что два полковника милиции станут заниматься плотницкой, столярной, дизайнерской, малярной и штукатурной работой, делать электрику и электронику, белить и красить, настилать линолеум, бетонировать, проектировать экспозиции, устанавливать внутренние двери, замки, жалюзи, шить на машинке «Зингер»… Я уже молчу про погрузо-разгрузочные работы и использование своих автомобилей для служебных целей, — рассказывает Дмитрий Иванович.
Первого сентября 2015 года обновленный музей распахнул свои двери для посетителей. Казалось бы, можно было почивать на лаврах. Но Дмитрий Иванович и Александр Васильевич не только люди старой милицейской закалки, но очень творческие и деятельные. Они руководствуются принципом: «Не продвигаться вперед — значит идти назад».
Как лошадь попала в музей
Фото: Владимир Воропаев
Они избавились от одного из стендов, на котором были размещены электрические реле, а на его месте установили огромный баннер с изображением работы спасателей. Рядом сделали подиум, на нем разместили женский манекен кинолога и лабрадора — собаки именно этой породы чаще других используются для поиска людей под завалами. Фигуру четвероногого помощника спасателей хотели сделать из папье-маше, но, как признавались сотрудники музея, не дал им Бог таланта ваятеля. Фигуру собаки в натуральную величину просто купили в магазине. За свои деньги.
Однако со временем Дмитрий Беломестнов, Александр Пирко и Татьяна Малыгина все же стали «скульпторами». Сначала они решили сделать пожарную телегу с бочкой, так называемый конно-бочечный ход. И тут выяснилось, что в аграрной Амурской области нет ни одного деревянного колеса от телеги.
Самым старым экспонатом музейно-выставочного центра можно считать водолазную помпу, выпущенную в 1914 году. Она до сих пор в рабочем состоянии.
Решили и телегу, и бочку делать самостоятельно! Хотя никогда ранее бондарными работами никто из них не занимался и конечный результат был для всех непредсказуем. Из чего и как делаются телеги, изучали по фотографиям в интернете, много спорили, дело даже доходило до повышенных тонов.
Фото: Владимир Воропаев
— Когда сделали пожарную телегу с бочкой и установили ее в экспозиционном зале, получилось красиво, но не полно. Стояла одинокая телега с возницей, а впереди ничего не было. Но ведь пожарная телега — это не самоходный автомобиль! В общем, уже тогда у нас мелькала мысль о том, что было бы весьма неплохо сделать лошадь к телеге, — говорит директор музея. — Но мы эту мысль старались отогнать подальше: скульптурные навыки на службе в милиции как-то не прививали, да и средства на изготовление статуи коня в полный рост явно не были заложены в бюджет нашего управления.
Пенопласт, фанера, три слоя наклеенных газет, несколько слоев краски — лошадь, которую ваяли музейные умельцы два месяца, получилась как живая. Золотые руки Александра Пирко даже вырисовали мускулы и сухожилия. В завершение в деревне заказали настоящие конский хвост и гриву, глаза сделали из круглых наконечников вешалки, пару накладных ресниц Дмитрий Иванович выпросил у дочери, часть амуниции подарил конноспортивный клуб. Гости из «Аллюра», которые занимаются животными, подтвердили большую схожесть музейной лошадки с оригиналом. У нее даже есть кличка — Галатея.
Граммофон от мошенников
Вообще, о каждом из экспонатов этого необычного музея можно рассказать целую историю. Например, об оперативном автомобиле, на котором на пожар приезжал начальствующий состав. Ветерана отечественного автопрома отыскали в огороде одного из жителей Мазановского района. А как его доставили в помещение музея (на руках через окно) и сделали из него «конфетку» — это целая эпопея.
Фото: Владимир Воропаев
Особая гордость сотрудников музея — жилая комната семьи пожарного середины ХХ века. Каждая ее деталь аутентична, одна из самых ценных — форма профессиональной пожарной охраны начала 60-х годов прошлого века, которая выписана из Кирова. Но, как признается Дмитрий Иванович, сложнее всего было найти обычную чернильницу-непроливайку и простенькую перьевую ручку.
Фото: Владимир Воропаев
Правда, в процессе обустройства этой комнаты произошел казус, о котором сегодня директор музея вспоминает со смехом. А тогда ему было не слишком весело: его, полковника милиции, обманули мошенники.
— На сайте «Авито» я увидел достойный экземпляр граммофона всего за 5 тысяч рублей. На фотографии продавец — девушка Ирина с ребеночком на руках. Тут же написал ей сообщение и получил ответ, что граммофон в целости и сохранности. Короче, устная сделка состоялась. Попросил ее сообщить номер банковской карты, на которую спешно, чтобы никто не опередил, отправил 6 тысяч с учетом пересылки транспортной компанией. Догадайтесь, чем окончилось дело? Правильно. Объявление в тот же день было заблокировано модераторами, а телефон продавца перестал отвечать, — вспоминает Дмитрий Иванович.
Планов — громадье
Всех посетителей музея встречает местный талисман — Якубчик. Он назван в честь Николая Тодеушевича Якубчика, который прослужил в амурской пожарной охране 45 лет, пройдя путь от рядового до заместителя начальника управления по пожаротушению. Фото: Владимир Воропаев
Сегодня музейно-выставочный центр ГУ МЧС по Амурской области принимает около 3,5 тысячи посетителей, в том числе иностранных, проводит до 150 экскурсий в год. В его стенах хранится около тысячи экспонатов, включая документы и награды. Музей вошел в каталог народных музеев Амурской области. А два года назад занял третье место во Всероссийском смотре-конкурсе среди пожарных музеев.
Несмотря на все достижения, у трех энтузиастов впереди еще много работы.
— При активном содействии губернатора Василия Орлова здание бывшей пожарной части № 3 на улице Амурской передано в областную собственность. После ремонта там планируется создать большой музей, и я хотел бы собрать все, что связано с пожарной службой и всех подразделений управления МЧС. Так что перспективы у нас большие, — делится планам Дмитрий Беломестнов.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 17.04.2023
Добавить комментарий
Комментарии