Китай: о развороте на Восток и ТОРах
Гао Цзисян — замруководителя отдела исследований внешней политики России Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук — посвятила свой доклад анализу «восточного разворота» нашей страны. А затем оценила, насколько России удалось реализовать заявленные стратегии. Оценка вышла средней. Выступала она по видеосвязи.
Дальний Восток — платформа для сотрудничества со странами АТР
Предложение Гао Цзисян — создание единого экономического пространства с использованием ресурсов Дальнего Востока, рабочей силы Северной Кореи и обрабатывающей промышленности Северо-Восточного Китая, а в перспективе и всей Юго-Восточной Азии. Фото: Архив АП
По ее словам, разворот на Восток в царской России — это территориальная экспансия для продвижения к Тихому океану и усиления геополитического влияния Северо-Восточной Азии. «В советское время разворот на Восток был необходим для подготовки к войне и получения промышленного сырья. Во время холодной войны Дальний Восток стал стратегическим форпостом, — отмечает китайский исследователь. — После распада Советского Союза разворот на Восток — это реактивный шаг под давлением санкций, скорее, по экономическим причинам. Дальневосточный регион использовался в качестве платформы для международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона».
80
процентов — на столько вырос за 4 месяца этого года внешнеторговый оборот с Китаем по сравнению с тем же периодом 2022-го
Гао Цзисян рассказала и о «восточной политике» России последнего десятилетия. Основное, по ее словам, — это привлечение инвестиций с помощью территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток и выдача россиянам бесплатных гектаров в ДФО. По ее оценке, практика территорий опережающего развития достигла очевидного успеха. «По состоянию на август 2021 года в 22 территориях опережающего развития на Дальнем Востоке было зарегистрировано в общей сложности 512 предприятий, 139 проектов вступили в стадию реализации, было создано 37 700 рабочих мест, а объем фактических инвестиций составил 1,2 триллиона рублей», — рассказала китайский эксперт амурским бизнесменам.
А вот эффективность свободного порта, по ее мнению, не очевидна. «Тройной цели российского правительства по созданию свободного порта — внедрение новых технологий и создание новых предприятий, увеличение экспорта конечной продукции с Дальнего Востока и развитие международной торговли за счет тесного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона — пока не удалось достичь», — считает эксперт.
Проявился инвестиционный сдвиг
— В целом на Дальнем Востоке частично проявился инвестиционный сдвиг, но общий эффект не примечателен. В 2020 году почти треть от общего объема инвестиций в основной капитал в Дальневосточном федеральном округе — это инвестиции компаний-резидентов территорий опережающего развития и свободного порта, — рассказала Гао Цзисян. — Но доля предприятий ТОР и СПВ, финансируемых из‑за рубежа, невелика. Таким образом, хотя институциональные инновации дали определенные результаты, они не оказали существенного влияния на развитие Дальнего Востока. Они не только не смогли решить широко распространенную проблему недоинвестирования, но и не смогли сдержать тенденцию к сокращению численности населения региона.
Практика территорий опережающего развития достигла успеха, считает китайский эксперт.
Сейчас, отмечает китайский исследователь, в условиях комплексных санкций со стороны Запада Россия находится в блокаде торговли, инвестиций, технологий, логистики и мобильности кадров. «После вступления Швеции и Финляндии в НАТО освоение Россией ресурсов Арктики и строительство Северного морского пути может попасть под совместное сдерживание НАТО. Опасаясь вторичных санкций, компании из дружественных стран проявляют относительную осторожность в сотрудничестве с Россией», — поделилась выводами эксперт.
19
тысяч российских студентов учатся сегодня в КНР. Китайских студентов в России почти в два раза больше — 35 тысяч
Сотрудничество России и Китая в современных условиях существенно выросло. Есть и проблемы: сложности в логистике и каналах расчетов, административный барьер. «Знаю, что есть настороженное отношение властей на Дальнем Востоке к инвестициям из Китая. Это четко прописано даже в официальных документах, — уверена спикер. — На самом деле для иностранных инвесторов основополагающим является получение прибыли в будущем и стабильные ожидания».
Еще одна проблема — кадровая. «Сегодня в КНР учится 19 тысяч российских студентов. В России — 35 тысяч китайских. Это недостаточно для сотрудничества. Некоторые чиновники не обращают внимания на требования предприятий. Надо понять, что предприятия являются субъектами экономического сотрудничества. Только при активном их участии сотрудничество может быть благополучно, — говорит Гао Цзисян. — Как эксперт по изучению российской экономики, в прошлом году и в 2023-м я получила ряд вопросов от китайских компаний, которые заинтересованы в российском рынке. Но опасаются антироссийских санкций. Они спрашивали меня — есть ли какие‑то идеальные варианты для решения этих проблем. В ходе беседы выяснилось, что малые и средние предприятия Китая меньше беспокоятся о санкциях. Думаю, что они станут главной силой в нашем сотрудничестве».
Индия: России нужно больше производителей и цифровизация
Фото: Алексей Сухушин
— Чтобы стимулировать рынок, Индия в 21‑м веке сделала госрегулирование экономики более либеральным. При этом мы по большей части регулируем финансовые системы — и в этом разница с Россией. Ваша экономика сильно зависит от небольшого круга производителей, в то время как Индия более диверсифицирована. И темпы цифровизации российской экономики немного запаздывают по сравнению с нашими, — поделился своим мнением на сессии преподаватель кафедры восточноазиатских исследований Делийского университета, сотрудник научного центра The Kootneeti (Нью-Дели, Индия) Шашанк Патель.
83
процента — на столько, по прогнозам, вырастет экспорт сырой нефти и газа из России в Индию
Его выступление было дистанционным, по видеосвязи. «В 2022 году ведущими направлениями импорта из России в Индию были минеральное топливо, удобрения, драгоценные камни, растительные и животные масла, металл и сталь, — перечислил эксперт. — По нашим прогнозам, импорт сырой нефти и газа вырастет на 83 процента в ближайшем будущем».
Экспорт Индии, по словам специалиста-международника, растет в том числе из‑за введенных в отношении России санкций. Причем речь идет не только о товарах: услуги цифровых сервисов Индии тоже имеют перспективы экспортного роста, «поскольку у России есть элемент финансовой изоляции», — отметил спикер.
Шашанк Патель озвучил основные тенденции, которые тревожат индийских бизнесменов, работающих с Россией. «Главное — это риск санкций. И, конечно, настораживает индийские компании выход с российского рынка международных компаний — это оказывает негативное влияние на логистику, и это важный фактор сейчас, — рассказал он. — Новая глобальная экономика требует создания совместных предприятий, и не только с крупнейшими компаниями. При этом необходимо также развивать банковский модуль для упрощения расчетов. И создать специализированные механизмы цепочек поставок».
Иностранные спикеры разговаривали с аудиторией на разных языках. Китай — на русском, Пакистан, Индия — на английском. Всем посетителям сессии на входе предлагали портативные переводчики: когда спикеры говорили на иностранном языке, можно было выбрать нужную языковую дорожку. Пользовались популярностью такие переводчики и у китайских слушателей.
Пакистан пытается «втиснуться» между Россией и КНР
Фото: Алексей Сухушин
О пакистано-российских отношениях в зарождающейся геополитике Азии рассказал Джавайрия Култум Аатиф — сотрудник Исламабадского института политических исследований (Исламабад, Пакистан).
По его словам, в основном Россия и Пакистан до последнего времени сотрудничали в сфере борьбы с терроризмом. Но на фоне меняющихся реалий Азия становится площадкой геоэкономических возможностей для нашей страны. «Пакистан — стратегический партнер Китая. И мы выступаем за трехстороннюю структуру «Россия —Пакистан — Китай». В последние дни хорошей новостью для пакистано-российских отношений стала закупка последней партии российской сырой нефти в России», — отметил он.
«Мы выступаем за трехстороннюю структуру «Россия — Пакистан — Китай».
Перед Пакистаном, по его мнению, по‑прежнему стоит задача противостоять давлению Запада при взаимодействии с Россией. При этом, с другой стороны, Пакистан «изо всех сил пытается втиснуться между великими державами в соперничестве между Китаем и США, — рассказал Джавайрия Култум Аатиф. — Стратегическое положение Пакистана становится благом и проклятием по мере развития мирового порядка».
Спикер рассказал о том, что нашим странам необходимо расширять связи, наращивать экспорт и импорт. По его мнению, сотрудничество России и Пакистана неизбежно, учитывая российский взгляд на Восток и растущую потребность Пакистана в расширении своих стратегических партнеров за пределы сферы безопасности. И затем поблагодарил организаторов за «возможность поделиться своими скромными мыслями о пакистано-российских отношениях».
Недооценённая Индонезия
Экспорт России в Индонезию в 2022 году вырос на 42,5 процента. Фото: Столица индонезии — Джакарта. ru.wikipedia.org
Статистику о внешней торговле России с Юго-Восточной Азией сегодня не найти: публичный доступ был ограничен на федеральном уровне еще в прошлом году. «Это объяснимо, поскольку значение Японии, Южной Кореи и Китая для России традиционно очень высокое, — рассказала на сессии научный сотрудник Института востоковедения РАН Алина Владимирова. — При этом, если посмотреть на темпы роста товарооборота в 2021 году, впереди с весомым отрывом окажутся Индонезия и Сингапур. Причем у Индонезии увеличение объемов торговли с Россией шло больше за счет импорта, а у Сингапура — за счет экспорта».
«Если посмотреть на темпы роста товарооборота в 2021 году, впереди с весомым отрывом окажутся Индонезия и Сингапур».
Амурским бизнесменам, которые занимаются международной торговлей, следует обратить внимание на недооцененные страны-партнеры из Юго-Восточной Азии, считает эксперт. Конечно, импорт и экспорт у России с этими странами не такой объемный, как с Китаем, однако потенциал у них очень большой. «В ЮВА находится 11 государств. И эффективно налаживать сотрудничество сразу со всеми вряд ли реально. Необходимо расставить приоритеты», — подчеркивает Алина Владимирова.
При этом она предложила сфокусировать внимание именно на Индонезии. «Например, в прошлом году экспорт из Вьетнама в Россию упал на 60 процентов. В то же время экспорт России в Индонезию, по данным этой страны, вырос на 42,5 процента, — говорит сотрудник Института востоковедения РАН. — Дипломаты и эксперты отмечают, что расширение сотрудничества могло бы происходить быстрее. С этой критикой приходится согласиться: объемы торговли с этой страной пока невелики в сравнении с Китаем, США, Германией. Но при оценке эффективности развития торговых отношений следует учитывать целый ряд факторов. Не последнее место занимают и физическое расстояние между странами, и структура экспорта, и влияние других факторов мировой экономики. Учитывая все факторы, Индонезия — несомненно важнейший партнер России в АСЕАН».
Уход от «токсичных» валют и параллельный импорт
Проблемы импортозамещения касаются в том числе сельского хозяйства. Фото: Архив АП
После обсуждения перспектив участники сессии перешли к насущным проблемам. Одна из самых острых — финансовая. О том, как оплатить купленный в другой стране товар, в том числе — санкционный, рассказала руководитель управления по развитию ВЭД и торгового финансирования банка АТБ Юлия Кравцова.
— Сегодня практически все российские компании — участники внешнеэкономической деятельности сталкиваются с существенными сложностями при проведении валютных переводов. Увеличились сроки, появились ограничения и сложности при проведении платежей и получении валютной выручки, — рассказала она.
И в первую очередь посоветовала работать с банками, у которых есть прямые корреспондентские отношения с банками-иностранцами. В этом случае можно делать платежи в обычных валютах, в частности — в долларах.
Популярный юань
При этом один из последних трендов — уход от «токсичных» валют: доллара и евро. Лучше всего рассчитываться валютой той страны, где находится банк партнера. То есть в Турции — лирой, в Казахстане — тенге и так далее. Особенное внимание юаню — Россия стала одной из стран-лидеров, использующих эту валюту для международных расчетов. Причем рассчитаться юанями российские компании могут в странах Юго-Восточной Азии, ОАЭ, и даже некоторые европейские страны принимают такие платежи.
Замдиректора департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Сергей Калугин рассказал амурским предпринимателям о СПИКе — специальном инвестиционном контракте, который стимулирует промышленное производство в стране.
Рассказала спикер амурским предпринимателями об аккредитиве — альтернативном инструменте расчетов. По сути — это гарантия банка, что продавец получит платеж, если выполнит условия сделки.
— Банк выпускает обязательство, и именно банк гарантирует, что оплата будет произведена, — говорит Юлия Кравцова. — В текущих реалиях аккредитив актуален еще потому, что в ряде случаев это единственная возможность провести расчеты по контракту в страну контрагента, особенно когда нельзя сделать банковский перевод. Например, когда валюта контракта — доллары, а у банка нет прямых отношений с банками страны контрагента.
Еще одна альтернатива переводу — инкассо. В этом случае платеж получает не компания или человек, а банк. Он принимает документы и сам отправляет либо получает деньги, а затем уже сам передает их участнику сделки.
Контрафакт или параллельный импорт?
Тему поставок из других стран продолжил гендиректор компании «Карго Линк» Иван Бабаев. Он рассказал о риске для поставщиков, работающих с параллельным импортом.
2,4
миллиона тонн — объем параллельного импорта в Россию за 2022 год
— Раньше импортеру нужно было иметь лицензионный договор или разрешение правообладателя на использование продукции. Или письмо о том, что правообладатель не имеет претензий к импортеру, — пояснил эксперт. — Сейчас для участников ВЭД есть большой риск — на таможне параллельные импортеры регистрируют декларации соответствия на основе подложных договоров. Сейчас правительство страны делает скидку и лояльно относится, максимальные меры — предписания.
Еще одна проблема — на параллельных импортеров и их партнеров могут наложить вторичные санкции: производители ищут цепочки продаж и обращаются с жалобами на эти компании.
Двойная перегрузка
Но даже на таможнях с дружественными странами перевозчикам бывает непросто. По словам директора международной транспортной компании «Транс Порт Терминал» Романа Мешкова, есть трудности с оформлением китайских грузов на территории России.
— У России и Китая есть отличия по предельным габаритам машин-перевозчиков. Так, на территории России допустимая максимальная масса транспортного средства — 44 тонны, в Китае — 49, максимальная высота — 4 метра, в Китае — 4,2 метра. Из-за этих различий возникают сложности, приходится перегружать грузы. Двойная перегрузка — это потеря времени и финансов, — посетовал он.
Основные товары в рамках параллельного импорта – высокотехнологическая продукция, электроника, промышленная автоматика, техника, автозапчасти, одежда и парфюмерия. Страны, откуда идет в основном параллельный импорт — Турция, Китай, ОАЭ, а также страны ЕЭС.
Роман Мешков рассказал о предложении российских перевозчиков, прозвучавшем на российско-китайском форуме в Шанхае, где он присутствовал. Его суть в том, чтобы разрешить российским перевозчикам беспрепятственно передвигаться по территории Поднебесной, а китайским — по России. Правда, слушатели в зале поинтересовались: а кто будет давать такие разрешения на проезд и на каких условиях? По словам спикера, данный вопрос пока решается на уровне Минтранса России.
В конце выступления предприниматель поделился опытом. «На протяжении последних пяти лет наша транспортная компания занималась международными перевозками, в том числе — для АГХК и ГПЗ. У нас были долгосрочные контракты с перевозчиками из Голландии, Италии, Турции, Германии, Китая. Но под давлением санкций некоторые партнеры ушли, — объяснил он. — Тем, кто остался, мы предложили альтернативный вариант — создали свою компанию в Китае с иностранным капиталом. Это устроило и наших китайских коллег, которые также боятся определенных санкций при работе с компаниями России. Оплата за товары и услуги с нашей компанией проводится в КНР».
«Политика импортозамещения успешно работает»
Фото: Алексей Сухушин
Оксана Кукшенёва, министр экономического развития и внешних связей Амурской области:
— Вопросы импортозамещения в существующих реалиях имеют особое значение. Импортозамещение — это один из механизмов снижения последствий тех ограничительных мер, что введены против России. Географическое положение Амурской области позволяет нашему региону занять достойное место в транспортно-логистической системе как Дальнего Востока, так и России. На территории Амурской области проходят Байкало-Амурская магистраль и Транссиб, федеральные автомобильные дороги «Амур» и «Лена», введен в эксплуатацию трансграничный мостовой переход через Амур. Активно развивается предмостовая инфраструктура.
В этом году завершаем строительство новой взлетно-посадочной полосы аэропорта Благовещенска и по концессии строим пассажирский терминал. В работе еще один сложный проект — строительство российско-китайского железнодорожного моста Джалинда — Мохэ. Тема импортозамещения близка не только крупным производителям. Сектор малого и среднего бизнеса также сталкивается с ограничениями. При этом ограничения, с одной стороны, являются потенциальными возможностями для российских производителей. В Амурской области увеличены объемы производства продукции сельского хозяйства и объемы ее переработки. Устойчивая положительная тенденция отмечается в производстве продуктов питания, реализуются крупные инвестпроекты.
При этом прошлый год показал, что политика импортозамещения в целом успешно работает по разным направлениям. Но фиксируем и некие сдерживающие факторы. Прежде всего это смещение сроков реализации отдельных инвестпроектов, приостановка сервисного обслуживания импортного оборудования и ПО, завышение цен и так далее. Понятно, что организовать процесс импортозамещения эффективно можно только совместно со всеми заинтересованными сторонами. Встреча в таком формате у нас проводится впервые. Правительство Амурской области открыто к конструктивному диалогу.
Советы предпринимателям-международникам
► Стараться заключать контракты в национальной валюте стран, с которыми работаете, а не в валюте «недружественных стран».
► Не оплачивать товары и услуги, на которые есть ограничения, в валютах «недружественных стран».
► Подробно и понятно указывать назначение платежа и описание товара, указывать код товара по ТН ВЭД. Так иностранным банкам легче проверять платежи на предмет ограничений.
► Использовать альтернативные формы расчетов.
Маркет-плейс для импортозамещения
Тем, кто нуждается в товарах, которые сегодня можно ввезти в Россию только параллельным импортом, а также для тех, кто хочет сам импортозаместить иностранную продукцию, представили специальный Сервис импортозамещения. Его разработал Минпромторг России совместно с Газпромбанком. Эта цифровая площадка работает по принципу маркет-плейса. Здесь можно разместить свой товар или сделать заявку на покупку чего‑либо. Причем есть сортировка, которая позволяет выбрать отечественный аналог товарам, импорт которых ограничен, или зарубежный товар.
Импортные проблемы амурских аграриев
Фото: Архив АП
Проблемы импортозамещения касаются даже «экспортных» отраслей амурской экономики — например, сельского хозяйства.
— Растениеводам нужны шесть видов ресурсов: удобрения, гербициды, семена, средства защиты растений, запчасти и техника, — рассказал гендиректор «Амурагроцентра» Александр Сарапкин. — Удобрения и ГСМ у нас отечественные. С гербицидами в прошлом сезоне справились: в России есть производство, которое работает на китайских веществах. А вот с техникой и запчастями большая проблема.
По словам агрария, Амурская область серьезно отличается от других регионов почвой: у нас она очень тяжелая, глинистая. Плюс — много осадков.
— Российская сельхозтехника, которая используется в других регионах, здесь не пошла. Например, известный отечественный трактор К-744 выполняет у нас самые простые работы и почти не участвует в посевной и в обработке почвы. Ему не хватает проходимости, веса, мощности, — поделился опытом гендиректор «Амурагроцентра». — Наши комбайны оказались низкопроходимыми, тяжелыми и с большим количеством отказов. При этом у нас ограниченные сроки уборки, посева, и отказ техники — это большая проблема.
«Лучше рассчитываться валютой страны, где находится банк партнера.Особенное внимание юаню — Россия стала одной из стран-лидеров, использующих эту валюту для международных расчетов.
При этом обвинить растениеводов в непатриотизме нельзя, считает спикер. Большинство этих машин собирали на территории России, были программы льготного субсидирования и участия их в системе Росагролизинг. «По сути, государство финансировало производство этой техники, — рассказал Александр Сарапкин. — После введения санкций все дилеры ушли из России. Доставку некоторых запчастей приходится ждать по 12 месяцев. Стоимость запчастей выросла с 40 до 200 процентов. Есть примеры, когда начинаем разбирать технику на запчасти».
Сарапкин акцентировал внимание на том, что производителям сельхозтехники нужно делать машины, которые будут эффективно работать во всех регионах страны. А до этого времени дать возможность аграриям работать на импортной технике.
— Нельзя сказать, что Минпромторг не реагирует на наши обращения. Сейчас с помощью параллельного импорта можно ввозить запчасти к тракторам Case, New Holland, Caterpillar и так далее. Но, на мой взгляд, нужно включить все коды ЕНВД, которые существуют по сельхозтехнике, — высказался спикер. — Нужно разрешить импорт самой техники. Почему это необходимо. Обычно мы ежегодно покупали 15–20 единиц техники: парк нужно регулярно обновлять. В этом году не купили ни одной машины, ни одного трактора. Если так будет и дальше, через 5 лет, если мы не получим отечественную технику, потеряем объемы производства.
Также Александр Сарапкин со сцены обратился к китайским бизнесменам: «Мы видели в Благовещенске ваши комбайны: по конструкции и узлам они не хуже западных машин. Мы готовы провести испытания техники в наших условиях, работать с конструкторами машин. Возможно, это будет выходом по импортозамещению сельхозтехники с учетом того, что у соседей схожие климатические условия и состав почвы».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии