• Фото: freepik.com
  • Фото: freepik.com

Самый популярный «развод»

«Здравствуйте. Это Виктория Викторовна? Вас беспокоит специалист отделения Сбербанка. С вашего счета зафиксирована попытка снятия средств», — по иронии судьбы неизвестные несколько раз пытались «развести» журналиста «Амурской правды» на деньги во время работы над материалом.  

Излюбленный метод выманивания денег, который применяют мошенники: звонок «сотрудника» МФЦ, правоохранительных органов или из «службы безопасности банка». Клиента уверяют, что деньги в опасности, их нужно срочно перевести на безопасный счет или продиктовать реквизиты. Злоумышленники убеждают человека, что «некто» пытался украсть средства со счета или взять кредит, но попытка перевода была пресечена. Далее путем ряда вопросов у жертвы «выуживают» данные, заставляя переводить деньги на левые счета, и оставляют без средств.

Любят злоумышленники представляться сотрудниками полиции. Сообщают взявшему трубку, что в городе орудует группа мошенников, которые обворовывают наивных граждан. Говорят жертве, что необходимо проявить осознанную гражданскую позицию и помочь в поимке организованной группировки или преступника. В случае отказа аферисты начинают запугивать и угрожать, что «посадят» за отказ помогать органам следствия.

Спектакли на «Авито» и «Дроме»

Игрой в рулетку становится для амурчан покупка или продажа вещей на интернет-ресурсах. Мошенники активно атакуют на «Авито» и «Дроме», разыгрывая целые спектакли с огромным количеством «актёров».

— Мне пришло сообщение в «Ватсап». Мужчина написал, что заинтересовался товаром, который я продаю. Сказал, что он из другого региона, и предложил оформить доставку через курьерскую службу «Авито», — рассказал на правах анонимности житель Благовещенска. — Доставку пообещал оплатить сам, а деньги перевести на мой счет. Для этого, по его словам, нужно было заполнить форму согласия. Он скинул ссылку на оформление. Там были указаны его данные и нужно было ввести мои: для перечисления денег на мой счет. Как только я ввел реквизиты, все средства с карты ушли мгновенно.  

Если раньше злоумышленники звонили с незнакомых номеров, то сейчас при помощи IP-телефонии они подделывают номера. 

Если человек сам что-то покупает через интернет и количество денег на карте показалось злоумышленникам слишком маленьким, они отправляют «клиента» в техподдержку. Там ему объясняют, что произошел технический сбой. Для решения вопроса необходимо пополнить карту, чтобы все деньги за товар были сняты единовременно. В результате жертвы лишаются гораздо больших сумм.

На азартной «игле»

Желая дополнительно заработать, амурчане также попадают в ловушку. Инвестирование в госкорпорации или игры на биржах — широкое поле деятельности для мошенников, на котором они могут хорошо заработать. В таких случаях на связи с «клиентом» они могут находиться на протяжении нескольких месяцев, подсаживая на азартную «иглу». Сначала начинающему бизнесмену везет, и на его карту поступают приличные выигрыши. Так клиента «прогревают», чтобы он поверил в происходящее и реальность заработка. В какой-то момент фортуна отворачивается от начинающего инвестора, и с ним остаются только миллионные суммы ущерба.

Еще одна распространенная мошенническая схема связана с отправкой СМС-сообщений с предложением выиграть или получить что-то бесплатно. Для этого нужно пройти по ссылке. Мало того что люди сами «ведутся», еще и активно пересылают информацию знакомым, помогая аферистам.

Обман в почте и на «Госуслугах»

Фото: freepik.com

Последняя «модернизация» в мошеннических схемах произошла относительно недавно. Людям приходит письмо на электронную почту с приглашением на прием в банк. При этом в письме к «клиенту» обращаются по имени-отчеству, указывают дату и время посещения, а также указывают адрес банка по месту жительства. Все эти данные пробуждают в человеке доверие к происходящему. Через некоторое время после получения письма злоумышленники перезванивают за уточняющей информацией.

— Приглашение — повод для мошенников начать диалог с жертвой, чтобы войти в доверие. В дальнейшем их действия сводятся к получению персональной информации, данных банковских карт, СМС-кодов и краже денег со счетов, — пояснил заместитель управляющего отделением Банка России по Амурской области Артем Кузьмин.

Другая «новинка»: подсадные письма из «Госуслуг» с просьбой оплатить штраф по ссылке или сообщение, что клиенту пришло электронное письмо. Для его отображения на «Госуслугах» нужно назвать код из СМС.

Ловят на живца

По-прежнему мошенники ловят на живца. Им нравится играть на нервах людей, обзванивая жертв с требованием выкупа или взятки за освобождение родственников, попавших в ДТП, полицию или беду.

Ищут потенциальных жертв аферисты через взломы личных аккаунтов в «Ватсапе» и «Телеграме», рассылая просьбы о помощи.        

Новая тактика: среди амурчан ищут диверсантов и террористов

Сотрудники МВД России отмечают, что недавно у мошенников появилась новая тактика «развода». Аферисты не только похищают деньги обманутых россиян, но и пытаются вовлечь их в совершение особо тяжких преступлений: диверсий и террористических актов.

Незнакомцы сообщают о том, что деньги потерпевших пытаются похитить мошенники или же они уже похищены, но есть возможность их вернуть. По другой схеме предлагают отомстить аферистам. Цель всегда одна: требуют совершить поджог объектов военной, транспортной или банковской инфраструктуры.

Этот прием мошенники стали активно использовать во второй половине лета. Такие звонки поступают преимущественно с территории Украины. Иногда мошенники звонят с прямым обращением совершить диверсию или теракт за денежное вознаграждение. В России атаки на военные и стратегически важные объекты действующим законодательством квалифицируются как диверсия или террористический акт. Наказание за совершение подобных действий — до 20 лет лишения свободы.

Главное — платежеспособность

Фото: Владимир Воропаев

В России жертвой мошенников принято считать пенсионеров или малообразованных людей. В реальности это не так. Самый большой процент тех, кого «нагревают» преступники, — работоспособное население. Риск стать жертвой злоумышленников высок у любого владельца телефона и пользователя интернета: от студента до работающего человека 55–60 лет. Главное — платежеспособность. Это самый лакомый кусочек для телефонных аферистов.

Злоумышленникам проще обмануть доверчивых стариков, но поживятся они небольшими суммами. Другое дело обвести вокруг пальца человека, имеющего определенные накопления на счете. Здесь включается не только стремление к обогащению, но и преступный азарт. Поэтому в надежде сорвать куш мошенники неустанно штурмуют номера телефонов.

Подводит желание получить что-то бесплатно

Особенно везет мошенникам, когда им попадаются люди, которые с их уловками незнакомы, или те, кто эмоционально расшатан. 

— Огромное значение имеет эмоциональный фактор. Многие люди живут в состоянии хронического стресса. Мошенники добавляют «жару», вызывая у человека страх, и играют на этой эмоции. Это может быть испуг за сбережения или за жизнь близкого человека. Также аферисты играют на жадности. Желание получить что-то бесплатно приводит к тому, что люди попадаются на удочку, — рассказала психолог Татьяна Филиппова. — Еще одна эмоция, которую раскручивают мошенники у жертв, — сочувствие. Для этого они взламывают мессенджеры и присылают сообщения друзьям и знакомым с призывом о помощи. Трогательный текст побуждает людей откликнуться на чужую боль. Лучше подобные сообщения перепроверять, лично переговорив с человеком.

Кто вернет деньги

238 

миллионов 128 тысяч рублей — на такую сумму обманули мошенники жителей Приамурья за первую половину 2023 года

По словам сотрудников полиции, преступления, связанные с мошенничеством, раскрываются трудно. Сотрудникам приходится часто ездить в командировки в другие регионы страны. Но и эта мера не всегда приносит результат. 90 процентов сall-центров находится за пределами РФ, в этом случае преступников руками правосудия не достать. Задержание злоумышленников возможно только на территории России. 

Ловят, как правило, работающих на мошенников посредников и пособников. Они пытаются вывести деньги из РФ за определенный процент. При этом иногда сами становятся жертвой обманщиков и лишаются обещанного заработка. Такие «горе-предприниматели» рискуют. Даже если им удастся заработать свои копейки, им светят обвинения в мошенничестве и судимость. Помимо наказания их обяжут вернуть обманом выманенные деньги.

— Если карта попала в руки мошенников и хищение денег произошло не по вине человека, банк обязан вернуть украденные злоумышленниками деньги в течение 30 дней. Банки не возвращают деньги, когда люди сами переводят их на якобы «безопасные счета» или сообщают аферистам конфиденциальные данные. В этих случаях по закону банк не обязан компенсировать похищенное, — объяснил управляющий отделением Банка России по Амурской области Владимир Волков. — Можно застраховать свои карты, но важно внимательно изучать договор до его подписания: какие происшествия будут считаться страховым случаем и на какую компенсацию вы сможете рассчитывать.

Преступник поневоле

Фото: freepik.com

Бывают случаи, когда люди невольно становятся «помощниками» мошенников. Их используют, чтобы запутать следы и обманом получить деньги. При этом ничего не подозревающий человек становится невольным соучастником преступления: мошенники специально отправляют ему на личный счет крупную сумму денег, а затем поступает звонок с угрозами и требованием перевести деньги на счет «владельца». Так ничего не подозревающий человек становится промежуточным звеном в мошеннической схеме.

«Случаи возмещения ущерба редки»

Вернуть деньги, украденные злоумышленниками, сложно. Это возможно, если будут определены люди, совершившие преступление.

— Случаи возмещения ущерба случаются, но очень редко. В прошлом году такие примеры были, — рассказал начальник отдела управления уголовного розыска УМВД России по Амурской области Андрей Устинов. — Гражданам нужно проявлять бдительность и помнить, что сотрудники банка или полиции не будут звонить вам, чтобы решить какие-то вопросы. Они всегда приглашают к себе, и не угрожают расправой за отказ продолжать разговор.

Если человек сам назвал секретные платежные данные (CVV/CVC банковской карты, код из СМС, PIN-код) или перевел деньги со своего счета мошенникам, вернуть средства через банк не удастся. Кроме того, возмещать денежные убытки банк не будет. Обратиться туда можно будет только с просьбой предоставить информацию от службы безопасности, которая поможет полиции в расследовании.

Как защитить кошелек от мошенников

 

Фото: freepik.com

Чтобы защитить свой кошелек от преступников, достаточно соблюдать простые правила:

— не выкладывайте в интернет личную информацию;

— не передавайте по телефону конфиденциальную информацию: паспорт, логины и пароли от входа в личный кабинет банков, коды в СМС-сообщениях, данные карт;

— не переходите по неизвестным ссылкам в мессенджерах или в электронной почте. Ссылка может содержать вирус-«шпион», собирающий данные пользователей;

— не переводите деньги на подставные «безопасные» счета, «персональные депозиты», которые предлагают открыть на вас или незнакомого человека;

— перезвоните и уточните у знакомых или друзей, действительно ли им требуется помощь, если получили от них сообщение с просьбой об этом;

— перед тем как инвестировать, узнайте как можно больше о конкретном проекте, в который хотите вложиться;

— работники «Госуслуг», сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не будут звонить вам по телефону или через мессенджеры. При необходимости они пригласят вас на беседу в официальную организацию; если вы сомневаетесь в том, с кем говорите, — прервите разговор, а затем свяжитесь с организацией самостоятельно;

— сотрудники ФСБ или МВД не будут просить поучаствовать в «операции» по задержанию преступников, угрожать расправой или побуждать к опасным действиям. Следственные действия проводят в подразделениях органов внутренних дел.

Всё, что объединяет мошенников — убедительность

Мошенники не имеют конкретного лица. Представление о том, что они звонят из мест лишения свободы, — устарело. Из всех преступных звонков только около 10 процентов совершено из мест лишения свободы. Мошенниками могут быть ранее судимые преступники или абсолютно невзрачные соседи по лестничной клетке. Зачастую это молодые люди, так как они имеют дело с интернетом, а это требует определенных навыков.

Если стал жертвой обмана

Если вы стали жертвой телефонных мошенников, прежде всего нужно заблокировать карту или счет, доступ к которому вы предоставили злоумышленникам. Важно как можно скорее позвонить в информационный центр банка. Сотрудники проконсультируют и в зависимости от ситуации скажут, что нужно делать. 

С января по июль 2023 года в Приамурье зарегистрировали 2217 преступлений с использованием информационных технологий. Это почти в два раза больше, чем в прошлом году. При этом 81 процент из этих преступлений приходится на телефонное мошенничество. Специалисты говорят, что рост таких преступлений — общероссийская тенденция.

Также нужно обратиться в ближайшее отделение полиции с паспортом и написать заявление о совершении преступления. Будьте готовы предоставить как можно больше информации: выписки по счету, детализацию телефонных разговоров с мошенником, скриншоты переписок. Эти данные помогут правоохранителям в поисках преступников.

Лучшая защита на «Госуслугах» — двухфакторная аутентификация

На портале «Госуслуги» защититься от атак мошенников можно сложным, многозначным паролем. Также лучше установить двухфакторную аутентификацию. Этот дополнительный способ защиты можно найти в личном кабинете: в «настройках учетной записи», раздел «Безопасность». Если активировать двухфакторную аутентификацию, тогда войти в кабинет не получится без дополнительного одноразового пароля. Он будет приходить на телефон пользователя при каждой попытке зайти в «Госуслуги».

Еще один способ защиты — контрольный вопрос, который можно установить при входе в личный кабинет.

Банки возместят клиентам денежный ущерб

В первой половине июля 2023 года Госдума приняла закон, по которому банки будут обязаны возмещать клиентам денежный ущерб. По словам экспертов отделения Банка России, на это клиенты могут рассчитывать, если их своевременно не предупредили о сомнительной операции — переводе денег на мошеннический счет. Информация об этом будет находиться в специальной базе Банка России. Кроме того, банк будет на два дня замораживать подобные переводы и приостанавливать переводы на подозрительные счета. 

Закон вступит в силу через год. За это время банки смогут автоматизировать и усовершенствовать все процессы. Такая мера позволит более эффективно защищать людей от кибермошенников.

«Когда эмоции преобладают, логика затихает»

Татьяна Филиппова, психолог:

— Хитрость мошенников в том, что они всегда давят на срочность и стараются раздавать указания. Они подгоняют жертву в принятии решения, чтобы времени подумать у нее не было. В этом случае лучше замедлиться, постараться успокоить эмоции. Когда эмоции преобладают, логика затихает. Нужно задавать как можно больше уточняющих вопросов. Тогда мошенники теряются. Они начинают увиливать, проявлять агрессию или просто бросают трубку.

Возрастная категория материалов: 18+