• Не очень щедрый на комплименты Греф назвал Приамурье самым продвинутым регионом Дальнего Востока
  • Фото: «Амурская правда»

18 лет спустя 

С того визита много изменилось: и в жизни самого Германа Грефа, и в истории Амурской области. Спустя два года после приезда в Благовещенск глава экономического министерства ушел из правительства и возглавил Сбербанк. Старейшее финансовое учреждение находилось в глубоком упадке и было известно бесконечными очередями и беспощадным сервисом. Но всего за несколько лет Греф совершил настоящую революцию: сделал из учреждения советской эпохи крупнейший в России банк и создал уникальную цифровую экосистему. И вопреки самым пессимистическим прогнозам доказал, что даже слоны умеют танцевать (об этом написана популярная книга «Слон на танцполе. Как Герман Греф и его команда учат Сбербанк танцевать». — Прим. АП). 

Для Амурской области эти 18 лет тоже были богаты на революции — политические. В 2007 году после череды уголовных дел от должности губернатора отрешат Леонида Короткова. Спустя три года Леонид Викторович докажет свою невиновность — суд оправдает экс-главу по всем эпизодам.

Пришедший на его место татарстанский бизнесмен Николай Колесов вопреки обещанию, что его из «Амурки» «никаким гвоздодером не сковырнут», проводит почти половину своей команды в СИЗО, а сам спешно покинет кресло амурского губернатора.

«Герман Оскарович, по-моему, вы за эти годы вообще не изменились!»

Известный на Дальнем Востоке политик, экс-глава Корякии Олег Кожемяко примет регион в глубоком политическом и финансовом кризисе, но за шесть лет работы не только переживет с амурчанами природные катаклизмы, но и вернет доверие и уважение к власти. Однако неожиданно для всех уедет: возглавит Сахалин, а затем Приморье. Его преемник Александр Козлов продолжит работу, но спустя три года уйдет на повышение в Минвостокразвития, а следом — в Минприроды.

В 2018 году по решению президента временно исполняющим обязанности главы региона, а по решению амурчан избранным губернатором станет Василий Орлов — экс-министр экономического развития Приамурья. Спустя год работы, в 2019 году, Амурская область и Сбербанк на Восточном экономическом форуме подпишут соглашение о сотрудничестве: подписи под документом поставят Орлов и Греф.

Фото: amurobl.ru

«Для Амурской области Сбербанк — это банк номер 1», — признается губернатор и расскажет, что команда правительства с удовольствием читает библиотеку Сбербанка. А не очень щедрый на комплименты Греф назовет Амурскую область самым продвинутым регионом Дальнего Востока.

За пять лет работы губернатора-технократа область действительно продвинулась: регион стал чемпионом по созданию территорий опережающего развития, новых инструментов по развитию малого бизнеса и лидером по привлечению крупнейших инвесторов — объем вложенных в регион средств достиг одного триллиона 800 миллиардов рублей.

Экономический совет от Грефа  

Все эти годы Сбер активно участвует в инвестпроектах и программах по цифровизации. Поэтому приезд Германа Грефа хоть и откладывался несколько раз, но был вполне ожидаем. Амурская область стала одним из пунктов рабочей поездки президента Сбербанка по Дальнему Востоку в преддверии ВЭФ. Шестого сентября вместе с губернатором он на вертолете облетел стратегические объекты региона: мост через Амур, газопровод «Сила Сибири», побывал на Амурском ГПЗ, АГХК и космодроме Восточный.

— Сегодня чрезвычайно важно использовать потенциал области для развития внешнего туризма. Благодаря внедрению цифровых решений эффективность инвестиций в туристическую инфраструктуру может увеличиться в три раза. Отсюда и выбор приоритетных для нас проектов в Амурской области, которым мы готовы оказывать поддержку. Руководство региона разделяет наше видение, и я уверен, что синергия наших усилий позитивно скажется на социально-экономическом развитии региона, — подвел итоги поездки президент банка.

Как Приамурье реализовало проекты из статьи  

Но за кадрами официальной хроники осталась интересная история, начало которой было положено почти 20 лет назад. Когда Герман Греф и его команда приехали на главную площадь Благовещенска, где у макетов новых инвестпроектов его встречала команда правительства, Василий Орлов неожиданно протянул ему газету:

— Герман Оскарович, вот наша главная газета, «Амурская правда», достал раритетное издание — здесь статья про ваш приезд в Благовещенск в 2005 году. По-моему, вы за эти годы вообще не изменились! — признался Василий Александрович, показывая черно-белую фотографию на первой полосе.

— Да уж! — улыбнулся Греф, разглядывая газету.   

— Я вам вручаю ее на память! Потому что вы, министр экономики, в 2005 году стояли на этом месте: и приняли решение, поддержали инициативу о строительстве новой набережной и этой намывной территории. Вы тогда еще задали вопрос: «Что, в России нет земли свободной, зачем тратить государственные деньги на отсыпку территории?» — напомнил губернатор.Докладываю: здесь 40 гектаров, объем частных инвестиций только в этот участок — порядка 30 миллиардов рублей. Это проекты, о которых мы с вами сегодня говорили: канатная дорога через Амур, Экспоцентр, строительство гостиниц. Мне кажется, ваше решение было абсолютно правильным — государственные инвестиции вложены не зря. Почитаете!   

— Спасибо огромное! — поблагодарил Герман Греф и передал экземпляр помощнику.

Как признался позже «Амурской правде» Василий Орлов, он рассказал главе Сбера и о том, что главные проекты, по которым в 2005 году область просила поддержки и о которых было написано в репортаже, сегодня реализованы.

— Построены Нижне-Бурейская ГЭС, федеральная трасса «Амур», мост между Благовещенском и Хэйхэ и новая взлетно-посадочная полоса в аэропорту Благовещенска! — перечислил Василий Александрович и добавил: — Герман Оскарович пообещал всё прочитать.

Леонид Коротков: «Помню тот разговор на дождливой косе Амура»

На первой полосе того самого номера «Амурской правды» рядом с министром Грефом стоит еще один человек — губернатор Коротков. Они тогда вместе прилетели в Благовещенск из Приморского края. Даже спустя 18 лет экс-глава областной администрации помнит тот полет.

— Когда летели из Владивостока, были непростые переговоры. Мы обсуждали наши проекты, с нами был замминистра транспорта России Александр Мишарин — впоследствии он стал губернатором Свердловской области. И он меня прессовал: мол, хотелок много, а денег мало, — говорит Леонид Коротков, которому «Амурская правда» тоже отправила ту самую статью.

И он вспомнил судьбоносный разговор о берегоукреплении набережной в Благовещенске.

— Помню, стоим мы на дождливой, продуваемой ветрами косе Амура. И говорит мне Греф: «Слушай, вот всё, что ты мне предлагаешь, тысячу раз предлагали: и заводы по переработке сои, и ГЭС, и мост. Предложи какой-то зашибательский проект! — смеется Леонид Коротков. — Ну, чтобы такого ни у кого не было! И я уверенным жестом зову к себе тогдашнего мэра Благовещенска Александра Анатольевича Мигулю и говорю: «А вот есть у нас тема! Посмотрите, как у нас речка в районе города изгибается. В мэрии родилась идея, а я ее всецело поддерживаю: провести берегоукрепление так, чтобы этот изгиб отсыпать и застроить. В самом центре города у нас получится огромный участок земли! Герману Оскаровичу эта тема, как вы понимаете, очень понравилась. Мы с мэрией (она, кстати, очень хорошо себя проявила) быстро подготовили документы в Москву. И в течение полутора-двух лет уже начались вполне конкретные действия, четкие движения, и спустя три-четыре года стартовало строительство «Золотой мили». В газете об этом не было ни слова, потому что проект только был озвучен и никто не знал, во что он выльется.

Спустя почти двадцать лет Леонид Викторович признается:

— Мне очень приятно, что то, о чем мы говорили, в чем принимали участие, во многом воплотилось в жизнь. Можно было бы сказать, что «вот в этом вопросе мы стояли у истоков». Но, знаете, на самом деле по многим позициям мы просто продолжали непрерывную работу: потому что губернаторы и команды приходили и уходили, а мы помогали развивать идеи, которые сами просились для нашей области. Рано или поздно это должно было дать плоды — и дало. То же строительство моста через Амур — не при Короткове началась эта работа. Она была подхвачена, продолжена, эту эстафету тяжелую тащили, тащили и тащили. И когда созрели условия, когда появились возможности, всё получилось. Молодцы все, кто эту работу сделал и делает: наши предшественники и наши последователи.  

***

«Ваше счастье — в ваших руках»: Герман Греф пообещал Приамурью деньги в обмен на инициативы

 

Леонид Коротков: «Я попал в золотое время, когда можно было все!»

Возрастная категория материалов: 18+