Фото: пресс-служба театра «Приют комедианта»Фото: пресс-служба театра «Приют комедианта»

«У нас нет постоянной труппы»

«Приют комедианта» — первый в России государственный театр, у которого нет постоянной труппы. Все постановки создает специально подобранная команда — от режиссёра и художника-постановщика до актерского состава.

Такую систему работы ввел сам Виктор Минков. Это позволяет режиссёрам не загонять себя в рамки конкретной труппы, а выбирать любых артистов из Москвы и Петербурга, которые идеально подходят для определенного спектакля.

На театральные подмостки «Приюта комедианта» в свое время выходили Александр Демьяненко, Татьяна Пилецкая, Иван Краско, Сергей Лосев, Дарья Мороз, Роза Хайруллина.  На амурскую землю порадовать жителей и гостей Благовещенска приехали Софья Горелик, Владимир Крылов, Александр Глебов, Полина Фетисова и другие артисты.

«Продвигаем русских авторов»

В репертуаре — 28 спектаклей, два из которых — балетные, один мюзикл. В Благовещенск театр привез фолк-триллер «Вий» и две комедии: «Женитьба Бальзаминова» и «Хорошо. Очень».

— Я выбрал эти спектакли потому что, во-первых, это качество. Во-вторых, там заняты замечательные артисты. В-третьих, это режиссура: два спектакля поставил ученик Петра Фоменко – Василий Сенин. «Женитьбу Бальзаминова» — Александр Исаков, заслуженный артист России, профессор нашей театральной академии. В-четвертых, это разноплановость. Кроме того, Островский, Шукшин, Гоголь – все русские авторы. В нынешней ситуации это очень актуально. В этом патриотизм – продвигать русских авторов как классических, так и ХХ века.

По словам Виктора Михайловича, спектакли в его театре одинаково энергозатратные, потому что все — как родные дети. Он отмечает, что любая постановка — это серьезный процесс и трудоемкие репетиции. Поэтому выбрать какой-либо спектакль из почти трех десятков постановок, все равно что отца поставить перед выбором: какой ребенок ему более мил?

«Ничего запрещенного там не спрятано»

Для постановки спектаклей на сцене Амурского драмтеатра из Санкт-Петербурга ждали 12-метровую фуру с декорациями, костюмами и реквизитом. Это стало известно задолго до приезда самого театра и заинтриговало амурчан.

— Ничего запрещенного там не спрятано, — смеется Виктор Михайлович. — Просто театр должен быть театром. За тремя названиями наших спектаклей скрываются достаточно масштабные декорации и костюмы. Конечно, мы лишились на месяц этих спектаклей в Петербурге, потому что фура сначала ехала две недели сюда, а потом две недели обратно. Но тем не менее мы приехали как настоящий театр. Так и должно быть. В прошлом году здесь были гастроли моих друзей, вахтанговского театра. Они показывали спектакли с потрясающими декорациями, полноценно представляя свой театр. Также и мы.

Никаких сложностей в постановке спектаклей на амурской сцене не было: спектакль отыграли так же, как и на сцене Санкт-Петербурга:

— Для нас амурский драмтеатр очень теплый, уютный, комфортный. Потому что сцена похожа на нашу, домашнюю: по масштабу, объему, глубине и ширине. Мы замечательно «встали» с нашими спектаклями.

Гоголь, хоррор и эротика

Каждый спектакль в «Приюте комедианта» — сюрприз и эксперимент. Это творческая программа самого Виктора Минкова:

— Когда вы идете на спектакли Андрея Могучего, Льва Додина или Евгения Марчелли, вы можете предположить, что именно вы увидите на спектакле, зная творческий почерк мастера. Когда вы идете в «Приют комедианта» вы не понимаете, что увидите в итоге и как будет препарировано то или иное произведение.

Самым ярким доказательством стал спектакль-карнавал «Вий», представленный зрителю на внеконкурсной программе «Амурской осени». Постановка собрала аншлаг и много восторженных отзывов: необычное переосмысление классики, с элементами хоррора и эротики ошеломило зрителей. 

Несмотря на колоссальную разницу между оригиналом и современной трактовкой произведения, у Виктора Минкова не было ни тени сомнения — стоит ли воплощать подобную интерпретацию произведения Гоголя на сцене.

— Мое мнение таково: у художника есть абсолютное право интерпретировать классику и какие-то известные произведения. На то он и художник.  Я сам самый главный цензор для себя: что я позволю в своем театре, а что не позволю. В этом смысле мне никто не скажет,

«Видите, какой у нас интерактив получился!»

— Виктор Михайлович, — поинтересовалась я. — А какая-нибудь «чертовщина», связанная с «Вием» происходила? Творчество Гоголя – это же всегда рискованно: соприкосновение с потусторонним миром…

Стоило мне закончить предложение, как по мистическому совпадению неподалеку появился исполнитель главной роли в «Вие» — Вячеслав Коробицин.

— Слава, подойди пожалуйста сюда! — окликнул Виктор Михайлович актера. — Ну-ка, расскажи нам, с тобой случались какие-нибудь мистические вещи после того, как ты начал играть в «Вие»?

— Да, были моменты, — живо закивал Вячеслав.

— А какие? — уточнил Виктор Михайлович.

— Знаете, стало появляться много знаков, необычных вещей и совпадений после того, как я сыграл Хому, раньше такого не было, — признался исполнитель роли Хомы Брута —

«Видите какой у нас интерактив получился!» — засмеялся Виктор Михайлович.

— Ситуаций всегда много – это нюансы, — улыбается Виктор Михайлович. — Но сказать, что за период наших гастролей происходило что-то шокирующее – нет. Я вообще не люблю шокирующие вещи. Мне по душе, когда все спокойно, достойно, размеренно. Когда есть время проставить нормально декорации, а у режиссера — время порепетировать.

«Театр-дом, это не там, где лежит трудовая книжка, а там, где артисту хорошо играть»

Гастрольная карта «Приюта комедианта» очень насыщенна. График расписан на полгода вперед. В октябре их ждет Ростов-на-Дону и Новосибирск, а в ноябре — Нижний Тагил и Баку.

«Приют» стал настоящим домом для многих востребованных в кино и театре актеров, в том числе народных и заслуженных артистов России.

— Всего в спектаклях занято 142 артиста, из них 40 из Москвы, включая Большой театр, — поделился Виктор Михайлович. — В свое время замечательная русская актриса, с которой мне посчастливилось ставить спектакль и дружить, — Зинаида Шарко — сказала замечательную фразу: «Театр-дом, это не там, где лежит у артиста трудовая книжка, а там, где ему хорошо играть».

Благовещенск запомнится теплом: солнечным и человеческим

Виктор Минков в Благовещенске второй раз. Его первый приезд на амурскую землю был 15 лет назад. Он отмечает, насколько изменился город за это время и продолжает развиваться. Худрук признается, что в этот приезд Благовещенск запомнится ему теплом: солнечным и человеческим.

— Вы знаете, что в Санкт-Петербурге солнце бывает редко. Я кайфую от прекрасного сентябрьского солнца, гуляя каждый день по потрясающе красивой набережной Благовещенска. Кайфую от той теплоты, с которой нас встретили амурчане. Наслаждаюсь аплодисментами в зале. И скажу абсолютно прямо: я получаю удовольствие от покоя, который здесь присутствует. Очень хотелось бы у вас задержаться.

Такое окультуривание — это фантастика

Виктор Михайлович Минков почти 28 лет бессменный художественный руководитель Санкт-Петербургского театра «Приют комедианта». В 24 года он возглавил театр. За это время «Приют комедианта» становился неоднократным лауреатом Национальной театральной премии России «Золотая Маска» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит».

— Амурский зритель – замечательный, — признается Виктор Михайлович. — Принимают нас восторженно. Мне очень приятно, что в городе с населением 220 тысяч, залы набиты битком. Это фантастика. Здорово, что театральная культура из Москвы и Санкт-Петербурга перемещается в другие регионы.

 

Возрастная категория материалов: 18+