Фото: Иван СергеевФото: Иван Сергеев

Награжденных было семь человек по стране

«Золотой нагрудный знак мне вручили в 2002 году. Таких как я, гражданских, кого удостоили этой награды за помощь в решении вопросов безопасности движения, было всего семь человек по России», — рассказывает Перцев, по ходу отдавая какие‑то финансовые распоряжения вошедшему бухгалтеру.

— Живем скромно: сегодня внесли 200 тысяч за новую машину для учебных целей, и я договорился, чтобы нам дали рассрочку платежа на десять месяцев, — продолжил руководитель амурского отделения Всероссийского общества автомобилистов. — У нас более 20 авто на грантах. Зарекомендовали себя хорошо. Недавно коробку на одной машине делали: прошла 225 тысяч километров, по сути, без ремонта, ей девять лет уже. Стараемся парк по возможности обновлять — два-три автомобиля ежегодно. И у нас же еще учебные мотоциклы есть. Крутимся!

Учитель — инструктор — председатель

Андрей Ильич преподавал автодело в благовещенской школе № 17, когда его пригласили работать по совместительству в общество автомобилистов.

«В 1984 году членом общества автомобилистов в Приамурье был практически каждый второй владелец автотранспорта — охват составлял 45 процентов!» 

— Я человек женатый, двое детей уже было в 25 лет, согласился. Утром уроки отвел, а с трех часов дня — инструктором. И по выходным тоже. Норму часов выполнял, как и все остальные. Был на хорошем счету, и однажды мне предложили: «Давай, Андрей, к нам переходи». Десять лет возглавлял городское общество автомобилистов, потом мне еще «навесили» Благовещенский район, потом избрали директором областной автошколы, — вспоминает он. — В 1993 году возглавил областное отделение Всероссийского общества автомобилистов, и верен ему уже 30 лет.

Объединились с автошколой и выжили

Перцев вспомнил, какую кипучую деятельность раньше вели помимо подготовки водителей: лекции и беседы на предприятиях, занятия по правилам дорожного движения — так называемый техминимум, техосмотры, которые раньше проводили организованно. В 1984 году членом общества автомобилистов в Приамурье был практически каждый второй владелец автотранспорта — охват составлял 45 процентов! Занимали первое место в Российской Федерации. И тут грянула перестройка.

— Когда развал пошел, мы объединили Благовещенскую автошколу с областным обществом автомобилистов, за счет этого объединения выжили. Сегодня имеем лицензию на образовательную деятельность, готовим водителей категории «В» и «А». У нас семь учебных мотоциклов и 37 учебных автомобилей импортного и отечественного производства, требование одно — авто должны быть леворульные, — подчеркивает Андрей Ильич.

«Учим дольше, экзамены сдают хуже»

50

лет в этом году отмечает амурское отделение Всероссийского общества автомобилистов  

Все инструкторы говорят, что обучать водителей стало намного сложнее. Во-первых, движение в городе гораздо интенсивнее, дороги перегружены. И регламент приема экзаменов кардинально изменился. Раньше было, как в Японии: десять билетов по десять вопросов, а сейчас вопросов всего 800! Ошибку допустил — еще пять вопросов «вылетает», сделал две ошибки — плюс десять дополнительно.

— Есть требования ПДД, которые на дорогах практически не применяются. Будь моя воля, я бы число вопросов вполовину сократил однозначно. А что объем часов вождения увеличили, это нормально, — считает Перцев. — Сейчас на автоматической коробке мы обучаем вождению 54 часа и на механической — 56. И что удивительно: если раньше могли научить вождению за 32 часа, и люди ездили, то сейчас даже за 56 некоторых не можем научить. Смартфоны, гаджеты — всё это привело к тому, что памяти у людей нет! Вы таблицу умножения до сих пор помните? И я тоже. А молодежь приходит: что ни спросишь — в телефон. Сами ответить не могут — цифровая амнезия.

По словам профессионала, раньше пять групп выпускали — из 120 курсантов один, возможно, экзамен по ПДД не сдаст. Сейчас если из 30 человек  пять экзамены не сдадут — уже считается хорошо.

Боль мастера по автомногоборью

На соревнованиях по автомногоборью среди юношеских команд в Хабаровске в 2011 году амурчане завоевали золото и серебро. Фото из личного архива

— Мальчишки приходят на вождение: «Я только на автомате!» Объясняешь: пойдешь в армию, вдруг боевые действия, водителя подранили, ты должен сесть за грузовик. А если на автомате учишься, то даже сцепление не сможешь отпустить — не будешь знать как. Тебе это пригодится. Или на работу куда‑то устроишься, дадут служебную машину на механической коробке… Отвечают: «Я там работать не буду. На автомате легче, мне лишь бы ездить». Не хотят даже напрягаться, — удручен Андрей Ильич, отдавший много сил развитию детско-юношеского автоспорта.

Сам он — кандидат в мастера спорта по автомногоборью, неоднократный чемпион области, чемпион Дальнего Востока в командном зачете, призер российских соревнований. В 1999 году создал секцию юношеского автомногоборья, и его подопечные дважды привозили с всероссийских соревнований бронзу.

— То, что секция закрылась, это моя боль, — с горечью говорит Андрей Ильич. — Смысл тренироваться, если нам некуда ездить на соревнования?! В Хабаровске была отличная база — автоматизированный автодром площадью более трех гектаров, техклассы, учебно-курсовой комбинат, где готовили водителей всех категорий, замечательная детско-юношеская школа. Столько средств и труда во всё это вложено. Продали всё с согласия Минтранса РФ! Теперь всё сносят, чтобы земли высотками застроить. Бизнес и чья‑то личная выгода поставили на автоспорте крест.

Такого конкурса больше никто в России не проводит

Приамурье — единственный регион в России, где уже два года подряд проходит конкурс профессионального мастерства автолюбителей среди инвалидов по слуху. Это тоже заслуга Андрея Перцева. С председателем амурской организации Всероссийского общества глухих Светланой Карасенко они понимают друг друга без слов.

— У меня же родители были глухонемые, — заметил Андрей Ильич, который в 1987–1988 годах сам без переводчиков готовил таких водителей. — Я выпустил две группы по 18 и 20 человек. С тех пор по традиции они все идут к нам. За последние десять лет человек сорок с ограничениями по слуху обучили. Многие сомневаются, говорят, что глухие водители как‑то не так себя ведут на дороге. Это мнение ошибочное. Когда у человека какой‑то орган не работает, мозг стремится компенсировать отсутствующее чувство путем расширения способностей других органов чувств. У людей с дефектами слуха очень развито периферийное зрение, благодаря чему они способны увидеть автомобиль, приближающийся издалека. Аварий с участием глухих водителей крайне мало. Они очень дисциплинированы, внимательны, неплохо управляют авто и даже умудряются таксовать.

Фото из личного архива

 

«Ежегодно мы принимали участие в судействе областного конкурса среди школьников «Безопасное колесо» и дарили победителю велосипед», — говорит Перцев.

Возрастная категория материалов: 18+