Фото: Личный архив читательницыФото: Личный архив читательницы

За границу в день рождения

— Эту поездку я планировала за две-три недели — 4 ноября у меня день рождения, ждала родственников из Хабаровска и Москвы, хотела показать им Хэйхэ. Обратилась в турфирму, где нам оформили списочную визу, — рассказывает Ирина.

Накануне поездки представитель турфирмы позвонила и сообщила, что мы едем последним теплоходом. Отлично! И 3 ноября к 13 часам мы пришли на благовещенскую таможню. Там выяснилось, что наш теплоход сел на мель, а рейс отменен. Конечно, можно было отказаться от поездки, но нас заверили, что завтра будут ходить «пумы» и мы все-таки уедем на них (мы посовещались и решили ехать,  так как потраченные на оформление визы деньги не возвращают). В итоге 4 ноября мы прошли наш КПП, но наше судно сделало один рейс и застряло на китайской стороне. В итоге мы уехали на китайской «пуме».

Прекрасно отдохнули на китайском берегу, но всю радость потом смазало наше возвращение домой. Больше суток мы ждали, когда нас обратно перевезут на российский берег! А некоторые туристы с 3 ноября не могли выбраться из международного пункта пропуска в Хэйхэ. К шести утра приезжали на китайскую таможню и стояли толпой до вечера — в ожидании речного транспорта.

По слухам, которые до нас доходили, «Амурассо» не может перевести людей из-за тяжелой ледовой обстановки на реке. Но почему же это не мешало китайским судам курсировать между берегами чуть ли не каждый час?

6 ноября 65 человек на китайской таможне все-таки пропустили в зал-«накопитель», они прошли пограничный контроль. Но домой их не вывезли, продержали в зале до вечера, а потом вернули обратно в Хэйхэ. Сказали, что на следующий день вывезут первыми.

Вывозить начали с 12.00, на момент нашего прохода еще не все уехали. Нам пройти КПП помогла китайская компания, мы проехали по нашим билетам. Китайская сторона приняла решение вывезти русских граждан на своих «пумах». 

7 ноября в 15:15 мы выехали с таможни Хэйхэ, а в 16:00 уже были дома. На том берегу оставалось еще около ста россиян, которые ожидали «пум».

На одни и те же грабли

Конечно, после этой поездки у нас остался и неприятный осадок. Но больше всего возмущает бесконтрольная продажа билетов. Зачем было отправлять столько людей в Хэйхэ, зная, что не сможете их вывезти? Ведь и 4 ноября, и 5-го, и 6-го «пумы» привозили туристов из Благовещенска. Кто-то подумал, как назад они будут возвращаться?!

Насколько я знаю, сейчас нет неорганизованных туристов — как раньше мы ездили. Все едут по спискам, у кого-то визы. То есть это работа турфирм, наших служб и, в частности, «Амурассо». Но у нас, как всегда — зима пришла неожиданно, лед пошел не по плану (как было и до пандемии).

Еще возмущает отсутствие какой-либо информации на том берегу от нашей стороны: когда будут «пумы», сколько их ждать. Мы простояли до закрытия таможни, а потом китайцы закрыли дверь, и мы были вынуждены ехать искать гостиницу. А было много пенсионеров и детей! Люди переживали, что у них заканчиваются деньги, что не на что будет переночевать и поесть (компания-перевозчик не предоставляет даже сэндвичей и воды). Люди были без лекарств: одна женщина-турист осталась без инсулина, у другой поднялась высокая температура.

Уставшие и озлобленные туристы стали писать петицию на имя начальника Дальневосточного таможенного управления. С просьбой вывезти всех из Китая домой по международному мосту. 

На таможню приезжал мэр Хэйхэ. Представляете, мэру китайского города есть дело до русских туристов! Он пошел разговаривать с руководством таможни, чтобы китайцы договорились с нашими о вывозе людей. Почему китайский перевозчик за своих стоит горой и помогает выбраться с российской стороны — делают последние рейсы в темноте, но вывозят, а наши нет? Обидно.

Перед ноябрьскими праздниками минэкономразвития региона настоятельно рекомендовал жителям и гостям Приамурья не выезжать в Хэйхэ без крайней необходимости — в связи со сложной гидрологической обстановкой на Амуре, идущим ледоставом.

А накануне министерство транспорта и дорожного хозяйства региона объяснило, почему застрявших в Хэйхэ пассажиров нельзя перевести по мосту через Амур. Дело в том, что автомобильный пункт пропуска Каникурган работает только по временной схеме и только по грузовому направлению. «Постоянный пункт пропуска, который обеспечит оформление и транспортировку пассажиров по мосту, откроется в середине 2024 года», — заявили в ведомстве. 

Возрастная категория материалов: 18+