«Когда в автобусе много народу, я себя чувствую очень комфортно». Фото: Алексей Сухушин«Когда в автобусе много народу, я себя чувствую очень комфортно». Фото: Алексей Сухушин

«Ой, мама, смотри, тётя за рулем»

Впервые Ларису Владимировну я увидела за рулем подъехавшей к остановке «газели». На меня смотрела женщина лет 55, совсем непохожая на сурового водителя за баранкой: улыбчивая и доброжелательная. А оказалось, что Ларисе Владимировне — 71 год!

В салоне чисто и уютно как дома. Оказавшись внутри, хочется поздороваться с водителем. В чем секрет такой атмосферы, водитель автобуса не знает. Но признается: пассажиры здороваются, прощаются, восхищаются ее вождением и желают хорошего дня.

— Приходят, здороваются и молодые люди, и девочки. «До свидания» говорят, «всего доброго». Бывает, от маленьких детей слышу: «Ой, мама, смотри, тётя за рулем!» Недавно случай был: малыш с мамой подаёт карточку и говорит: «Спасибо». А я всегда отвечаю: «Пожалуйста, приходите еще», — с улыбкой рассказывает Лариса Владимировна и добавляет: — Когда в автобусе много народу, я себя чувствую очень комфортно. Так и день быстрее проходит. С людьми общаешься, улыбаешься, включаешь им советскую музыку. У меня играют песни Антонова, Ободзинского, Магомаева и Тото Кутуньо. Мне самой они нравятся и у людей находят отклик — говорят: «Спасибо!»

Впервые за руль — в 38

Лариса Владимировна работает с малых лет. Была уборщицей, костюмершей, продавцом и проводницей. Собирала ягоду, была младшим сержантом милиции, инженером по технике безопасности и мастером на стройке. Впервые за рулем оказалась в лихие 90‑е — в 38 лет. Она отучилась и получила водительские права, причем сразу на категорию «Д».

— Тогда было очень трудно. Зарплату не платили, каждый выживал как мог, — вспоминает Лариса Кулешова. — Мы с мужем решили гонять машины из Владивостока. Время было страшное: рэкет, дороги перегораживали. Поэтому нас даже милиционер охранял с автоматом.

«Пассажиры бывают разные. Но я верю, что многое зависит от самого человека: как я поведу себя в жизни — так и будет», — говорит Лариса Кулешова.

На заработанные деньги удалось купить советский микроавтобус. На «рафике» женщина начала возить пассажиров на городских маршрутах. Затем дело пошло в гору.

— Мы были первооткрывателями 36 маршрута в 2003 году. Прорабатывали его, раскатывали, когда еще пассажиры не знали о нём. А сейчас оказались не нужны. Конкурс не смогли выиграть, и практически все оказались без работы, — рассказывает Лариса Владимировна.

Но она не отчаялась и устроилась водителем на маршрут номер 38.

13 часов в сутки за баранкой

Фото: Алексей Сухушин

Режим работы у пенсионерки-автоводителя напряженный. В 4:30 утра — подъем. Рабочий день начинается в 6:38 или 7:05, в зависимости от смены. Перед заходом на маршрут — обязательная медкомиссия. Врач проверяет давление и наличие алкоголя в крови. «Мы же пассажиров возим, в ответе за них — шутить нельзя», — отмечает опытный водитель.

«Я постоянно за рулем, но мечтала быть юристом. Работаю, потому что надо», — признается Лариса Кулешова. За рулем автобуса она уже больше 15 лет.

За баранкой Лариса Владимировна проводит 14 часов, с маршрута уходит около 20:30.

— У меня не болят ни спина, ни шея. Я села как статуя — и сижу. Два дня работаю — день отдыхаю. Затем два дня работаю — два дня отдыхаю. Мне так комфортно, а может, уже привыкла, — улыбается Кулешова.

«Главное — чтобы пассажиры были живы-здоровы»

Виновником аварий Лариса Владимировна никогда не была: водит аккуратно и внимательно:

— А как иначе? Слава богу, со смертельным исходом аварий не было. Переворачивали, били несколько раз, но, слава богу, без трупов. Это самое главное для меня: чтобы мои пассажиры были живы-здоровы.

Больше всего ей запомнилась авария на перекрестке Красноармейской — Хмельницкого осенью 2011 года: женщину сильно задело человеческое равнодушие.

71

год исполнился Ларисе Кулешовой 2 декабря

— Посмотрела направо — никого, налево — никого. Начинаю поворачивать, и тут непонятно откуда несется прямо на меня «хорек». Я только успела сказать: «Что он делает?!» — и мы уже лежим кверху колесами, — рассказывает Лариса Владимировна. — Машина лежит на крыше, колеса крутятся так: вжжжж. Сразу набежала куча народу, был час пик. Мне чем‑то прилетело в лоб, кровь по голове течет. А люди подошли и стали снимать на телефоны. Но никто не подошёл к пассажирам, не помог, — расстроенно говорит пенсионерка. — Мы выбирались ползком через заднюю дверь. Хорошо, что никто серьезно не пострадал. Зато после этой аварии на перекрестке сразу поставили светофор.

«Бывало, и мелочь в лицо кидали»

Фото: Алексей Сухушин

— Когда говорят, что пассажир всегда прав, я не соглашаюсь — это неверная поговорка, — делится наблюдениями Лариса Кулешова. — Люди попадаются разные. Даже мелочь в лицо кидали. Но я до такого не опускалась. Просто отпускаю такие ситуации: переживать каждую неприятность — тяжело. Неадекватных людей много, но куда денешься.

«Машина лежит на крыше, колеса крутятся. Сразу набежала куча народу. Мне чем‑то прилетело в лоб, кровь по голове течет. А люди подошли и стали снимать на телефоны».

По словам Ларисы Владимировны, конфликтов с пассажирами у нее не случается. Начинающиеся провокации женщина гасит.

— У меня был случай, когда женщина устроила в автобусе настоящую истерику. Я тогда ездила по 4 маршруту, приехала на остановку раньше, чем было нужно: чтобы люди не мерзли на остановке, а погрелись в салоне. А этой женщине не понравилось, что мы долго стоим, — объясняет 71‑летняя водитель. — Но в итоге из автобуса она вышла улыбающаяся. Мы с ней поговорили, и конфликт был погашен. А если бы нагрубили друг другу? У всех было бы испорченное настроение: и у меня, и у нее. Я верю, что многое зависит от самого человека: как я поведу себя в жизни — так и будет.

«Дураки на дорогах встречаются каждый день, но чаще — дуры»

— Лариса Владимировна, говорят, в России две проблемы: дороги и дураки. Последние часто на дорогах встречаются? — интересуюсь я.

— Да постоянно! — тут же отвечает водитель. — Каждый день. Но чаще — дуры. Их больше. Ну видишь ты, что «газель» с пассажирами — пропусти. Нет. А ей еще помашешь, попросишь пропустить — бесполезно. Она едет и в телефон тыркает. Не понимает, что народу много, скользко, затормозить в секунду не успеет. Вот из‑за таких много аварий.

«В 90-х мы с мужем решили гонять машины из Владивостока. Время было страшное, рэкет. Нас милиционер охранял с автоматом». 

«Матерятся часто, особенно школьники»

— Часто молодые мужчины в автобусе сидят. Я им говорю: уступайте место — не всегда будете молодыми, — отмечает Лариса Владимировна. — Иногда заходит кто‑то с костылем — тоже все сидят. Приходится просить пассажиров подняться. Матерятся часто, особенно школьники, я делаю замечания. Непонятно, почему сами пассажиры молчат. Хотя нас много, целый автобус, а тех всего двое-трое.

«Животные страдают из‑за человеческой жестокости»

Фото из личного архива

По словам женщины, свободного времени у нее практически нет. Но при этом она успевает подкармливать 10 собак на автобусной базе «Держава». Для лохматых подопечных она варит каши.

— Знакомая привозит мне мясную обрезь, перемешиваю с макаронами или геркулесом и приношу собакам. Когда не успеваю сварить — покупаю корм, — рассказывает пенсионерка. — Эти собаки родились на базе. Некоторых пристроили, другие погибли. Мы вскладчину построили им будки, стерилизовали, при необходимости лечим.

Фото из личного архива

Лариса Владимировна признается: ей жалко животных, которые страдают из‑за человеческой жестокости.

— Большое количество бездомных животных. Доброты такой, какая была раньше, нет. Люди стали жестокими. Я не знаю, чем это объяснить. Я всегда с собой вожу корм — если вижу бродячих собак, выскакиваю из автобуса и насыпаю им поесть.

Возрастная категория материалов: 18+