• Фото Владимира Каштанова
  • Почти в каждом посёлке БАМа есть музей, где туристам расскажут об истории магистрали. А.Севастьянов
  • Фото Владимира Каштанова
  • Фото Владимира Каштанова
  • Фото Владимира Каштанова
  • Фото Владимира Каштанова
  • Фото Владимира Каштанова
  • Фото из личного архива Александра Заварухина
  • Фото из личного архива Александра Заварухина
  • Фото из личного архива Александра Заварухина
  • Фото из личного архива Александра Заварухина
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

Тестировать маршрут собираются блогеры и эксперты сферы туризма

Чтобы представить БАМ по-новому, объединились пять регионов: Бурятия, Забайкалье, Якутия, Хабаровский край и, конечно, Амурская область, которая и стала инициатором создания нового турмаршрута. Подписано соглашение о сотрудничестве, задумку поддержали в Минвостокразвития России, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, договариваются между собой и туроператоры.

Первое, что они сделают, — протестируют дорогу, а это 4,5 тысячи километров от Тайшета в Иркутской области до Советской Гавани в Хабаровском крае. Задача — составить точный маршрут, который в дальнейшем можно будет продвигать как туристический продукт: с конкретными остановками в поселках и на станциях, в музеях и на предприятиях, местами ночевок, контактами глав администраций, умельцев и просто интересных и общительных местных жителей, которые не прочь принимать у себя группы туристов.

Фото Владимира Каштанова

В конце марта блогеры — автопутешественники Александр Еликов и Алексей Жирухин — начнут движение по БАМу с запада страны, с города Тайшета. Амурчане присоединятся к экспедиции в апреле — на границе Якутии и Приамурья, в бамовском поселке Хани. Большой компанией они собираются пересечь нашу область поперек: проехать Тындинский и Зейский округа, Селемджинский район — и добраться до границы с Хабаровским краем, поселка Этыркэн. Затем — вернуться в столицу БАМа, Тынду.

«Западный БАМ — попсовый, многие по нему ездили. А вот Восточный — от Тынды до Комсомольска-на-Амуре — до сих пор толком не исследован. Мы хотим вдохнуть жизнь и в те края».

Руководитель экспедиционной группы Роман Шабанов рассказывает, что готовит к заезду свой внедорожный микроавтобус, передвигаться предстоит по автодублеру БАМа. У просторной карты Амурской области он выискивает чуть заметные точки крохотных станций, которые свяжут путь по пустынной трассе: это Дипкун и Хорогочи, Чильчи и Муртыгит, Дюгабуль и Ларба — о них еще не сняли залайканных рилсов в соцсетях, но они уже так и манят в путь.

Один из инициаторов создания турмаршрута по БАМу Роман Шабанов никогда не бывал в Турции. И всем любителям пляжного отдыха он с радостью показал бы на своем примере, насколько ярко можно провести отпуск в Приамурье. Без иронии. Фото из личного архива

— Западный БАМ — он попсовый, многие по нему ездили, — рассказывает Роман Шабанов. — А вот Восточный БАМ, то есть участок от Тынды до Комсомольска-на-Амуре, — до сих пор толком не исследован, по нему проезжали единицы. Мы хотим вдохнуть жизнь и в те края. Будем строить маршрут максимально интересно и насыщенно, чтобы туристы потом рассказывали о том, где побывали, — это привлечет других путешественников. Поэтому сейчас мы на этапе переговоров. Начинаем встречаться с главами районов и руководителями предприятий и компаний, которые готовы сотрудничать и показывать нам вокзалы и мосты, стелы, знакомить с умельцами, баснописцами. Да всеми! Главное — интересными и увлеченными темой БАМа. С предложениями по сотрудничеству можно прямо мне и звонить — 89145944893!

Сюрпризы для туристов на дороге, по которой впору ехать танку

Фото из личного архива

Представители компании-туроператора уже понимают, что в туристической группе соберут человек 15. Амурскую часть пути они будут преодолевать на микроавтобусе и вахтовке «Урал», поезде, пароме и лодках-оморочах. Ведь под ногами будет отнюдь не асфальт, а сопки и мари, горные реки, таежные заросли и — максимум комфорта — гравийка.

Удивительные вокзалы БАМа. Они не признаны памятниками архитектуры. Но разве это не шедевр? Вокзал бамовского посёлка Юктали. Из личного архива Алексея Севастьянова

— Автодублер БАМа проложен на всем протяжении рельсов. Дорога есть, но ее состояние может оказаться сюрпризом, — не скрывает Роман Шабанов. — Поблизости идет строительство железной дороги БАМ-2, и где-то легче на танке проехать. Но в целом — всё возможно преодолеть. Вот летом там вообще беда — реки разливаются так, что проедешь только на «Урале». Узкая речушка может за несколько дней разлиться в непролазную реку.

Но с туристами будут профессионалы, которые выбирались, кажется, из любой безвыходной ситуации. К примеру, начальник региональной поисково-спасательной базы «Авиационно-космический поиск и спасение» Алексей Севастьянов. По долгу службы он исходил весь БАМ и даже практически готовую книгу в своих экспедициях написал.

Бамовская станция Дугда. Алексей Севастьянов с участниками экспедиции по БАМу, которую в 2019 году организовал самостоятельно. Говорит, в этих краях куда ни глянь, везде история. Фото из личного архива

«По автодублеру БАМа нам необходимо добраться сначала до поселка Дугда. Вот уже пошли не ямочки и бугорочки, ямы и колдобины. Рюкзаки и сумки подскакивают по кунгу. Печки перестают побеждать местные 40-градусные морозы. И в кунге не очень весело, и из кабины дорога еле просматривается через запотевшее стекло. Едем спокойно только из-за того, что грамотно одеты и дорога накатана грузовиками», — рассказывает Алексей Севастьянов. — Дорожные условия доходят до экстремальных. Осенняя глубокая размоина просто завалена бревнами — легковушки явно здесь не ходят. А грузовики трамбуют и добивают это направление. Весело преодолеваем очередное препятствие в виде заваленной бревнами ямы».

г. Тында. Из личного архива Алексея Севастьянова

«Летишь на вертолете и поражаешься: тайга вокруг, скалы, сопки, и тут раз — железная дорога, раз — поселок! Это впечатляет».

Алексей рассказывает, знакомство с местными жителями и виды природы стоят того, чтобы пережить трудности в пути. Взять хотя бы пятиэтажные дома, которые будто остолбенели посреди тайги и уже как свои стоят в разрастающемся дремучем лесу. Не древние — деревянные, а бетонные. А жильцы — душевные.

Практически в каждом посёлке БАМа есть музей, где туристам расскажут об истории магистрали. Но можно и в музеи не заходить. Экспонаты на каждом шагу: стены с лозунгами, стелы, необычные дома. Из личного архива Алексея Севастьянова

— В каждом поселке люди замечательные! Нас всё время встречали с таким огромным интересом, добродушием. Такие открытые, спрашивали, чем помочь, рассказывали, где в тайге зимовье стоит и как можно переночевать, предлагали довезти на «буранах», чтобы мы не пешком шли, — вспоминает увиденное спасатель-экстремал. — К этим людям редко-редко заезжают в гости. Проходят поезда — и мимо. А мы с удовольствием общались и в магазины захаживали. Там большую выручку не делали им, но столько интересного узнавали. И люди в ответ нам душой открывались.  

Меньше пафоса: ночевки на кордоне, обеды всухомятку, разговоры по душам

Путешествие по БАМу — это гравийная дорога, дикие морозы и вечная мерзлота, временами отсутствие связи, а где-то — и нормального ночлега и обеда. Но даже такой сервис привлекает туристов. Фото: Илья Тян

С собой в экспедицию любители дикого отдыха возьмут спутниковые телефоны, так как о сотовой связи на некоторых участках дороги придется забыть минимум на полдня, запасутся провизией. Магазины по трассе есть, но продукты в таежных путешествиях лишними не бывают. Тем более что обедать придется по-разному: и с гостиничным сервисом, и всухомятку в кузове «Урала». А ночевать — и в отелях золотопромышленников, и в поездах, и на кордонах. Ну и опять же уснуть на плече товарища во время длинного переезда — особый кайф путешественника.

— Мы планируем пересечь Амурскую область дней за 10. Но все-таки даты конечной у нас пока нет, мы можем задерживаться на станциях, — считает Роман Шабанов. — Не хочется делать просто перегон, хочется говорить с людьми. Есть цель в каждом занятном месте остановиться, снять красивые виды, познакомиться с местными жителями, зайти в музей. Чтобы было меньше пафоса, больше человеческого. Чтобы БАМ не превратился в дорогу, исчезающую в мари, предназначенную только для перевозки пассажиров и грузов, а чтобы оставался проектом века, легендой, чтобы он и о людях был. Ведь станции строились для людей. Пусть так и будет всегда!

Экспедиция состоится весной, а уже летом по опробованному и утвержденному маршруту поедут туристы. Сейчас туроператоры, которые стали участниками межрегионального проекта, параллельно разработке содержания маршрута просчитывают его стоимость.

— Ведь это и бизнес. Если будет прибыль, получится не одноразовая история, а глобальный долгоиграющий проект. Который не закончится с празднованием юбилея, — подытожил Роман Шабанов.

Парадные входы бамовской Олекмы: кто встретит туристов на границе якутской и амурской частей БАМа?

Строитель БАМа Александр Заварухин влюблен в Олекму и приглашает на границу Амурской области и Якутии туристов: «Краше мест вы не найдете!» Фото из личного архива

Первой станцией, которая примет туристов межрегионального маршрута, в Амурской области может стать поселок Олекма. От якутского Хани на поезде это 55 километров и час любования природой. Поселок окаймляют сопки и тайга, к нему ласкаются реки.

— У нас реки прямо рядом: с одной стороны Хани, с другой — Куранах. Они объединяются и впадают в реку Олекма, мы там ловим хариуса, тайменя и ленка, — рассказывает местный житель Александр Заварухин. — Протяни руку — тайга! Медведи и косули захаживают, идешь в карьер — о, глухарь камешки жует. Брусника, голубика растут.

«С предложениями по сотрудничеству можно прямо мне и звонить — 89145944893!» — предлагает Роман Шабанов.

Александра Заварухина не остановишь, он с упоением рассказывает о родном доме — поселке на несколько сотен жителей, который образовали бамовцы в 1980 году. Пенсионер сам полвека назад приехал строить БАМ из Екатеринбурга и был за это награжден медалью. Монтажник возводил мосты и станции. А потом обосновался в Олекме, обзавелся семьей и больше никуда не уехал. И чувствуется, как удивленно поднимает брови на вопросы: почему не отправился обратно в большой город?

Работа Александра Заварухина. Фото из личного архива

— Не люблю города! И еще всегда считал и буду считать Дальний Восток интереснейшим регионом. Чем тратить деньги на египты, езжайте по своей стране и посмотрите ее! – восклицает Александр Васильевич. — Ведь многие даже и понятия не имеют, что такое Дальний Восток и БАМ. А здесь столько любопытных мест. Сюда иной раз туристы приезжают, особенно весной, летом. Мы всех с удовольствием встречаем! Приезжайте!

Работа Александра Заварухина. Фото из личного архива

В Олекме стоят десять 22-квартирных трехэтажек, все заселены. Пустуют лишь две квартиры: владельцев не стало, а наследники не приехали.

— Все поселки на БАМе строили бригады из разных регионов страны. Наши трехэтажки — по ленинградскому проекту института «Ленгипротранс». Это очень хорошие, крепкие дома на прочном ленточном фундаменте. С двумя входами: парадным и черным, широкими лестничными пролетами. А в некоторых квартирах даже балконы на две стороны, — удивляет глава поселка Светлана Сиразова. — Жители считают, что у нас лучшие дома на севере.

В Олекме есть ФАП, школа на 11 классов, где все учительские ставки заняты и преподают все предметы, в этом году начало работу новое предприятие. Байкало-Амурская горнорудная корпорация восстановила и модернизировала комплекс по добыче и переработке титаномагнетитовых руд. Там получили работу и местные жители.

Александр Заварухин навеки вдохновлен природой БАМа, пишет пейзажи, а иногда и автопортреты. Фото из личного архива

В поселке живут железнодорожники и, конечно, ветераны БАМа. На 400 с лишним человек 7 магазинов. В одном из них как-то устроили выставку Александра Заварухина — самобытный художник пишет пейзажи северной природы. Говорит, она притягивает и не отпускает.

Фото из личного архива

— А еще рядом, вниз по Олекме, в Якутии, действуют термальные источники. Там целый поселок вокруг них возвел бывший строитель БАМа, он сам сюда из Москвы на вертолете прилетает отдыхать, а мы на машине доезжаем, отдыхаем бесплатно. Там поселок с ванными и бассейнами. И природные есть ванны у реки. Залезешь — 50 градусов! Тепло! Красота!

«Не представляю туризма по БАМу без эвенков»: глава Тындинского округа считает, что программу нужно расширить

Фото Максима Ермакова (Архив АП)

В Тындинском округе 15 бамовских поселков, два золотопромышленных и 3 эвенкийских.

— Конечно, БАМ — это на века! Летишь на вертолете и поражаешься: тайга вокруг, скалы, сопки, и тут раз — железная дорога, раз — поселок! Это впечатляет, — делится глава округа Тамара Лысакова. — Но всё нужно рассматривать в комплексе. В той же эвенкийской Усть-Уркиме есть замечательная мастерская, парк, зона отдыха, сейчас клуб будем сдавать! Местные жители Дмитрий и Вероника Драй хотят заниматься туризмом, построили в тайге заимку с крепким брусовым домом. Туристов могут удивлять обрядами, в тех местах есть что посмотреть. И там недалеко расположена драга Соловьевского прииска. Вот вам и промышленный туризм! Рассматривать БАМ отдельно от тех, с кого здесь жизнь начиналась, — я считаю, это неправильно. Усть-Уркима должна войти в проект «БАМ туристический». Тем более рядом бамовская станция Ларба и доехать по нормальной дороге 23 километра — не проблема.

Экспедиция состоится весной, а уже летом по опробованному и утвержденному маршруту поедут туристы. Сейчас туроператоры, которые стали участниками межрегионального проекта, параллельно разработке содержания маршрута просчитывают его стоимость.

Вдоль магистрали, рассказывает Тамара Александровна, живут люди, которые знают историю и своего поселка, и БАМа. Есть музеи, интересные предприятия, памятники природы, вокзалы как произведения искусства, умельцы, готовые работать с туристами.

— У нас в каждом поселке есть люди с золотыми руками, — гордится Тамара Лысакова. — В моем кабинете висит вышитый портрет Владимира Путина. Создала его мастерица из Тутаула, она работает на железной дороге и в свободное время вышивает. Такого второго портрета точно ни у кого нет!

До пандемии в Тындинский округ часто приезжали туристы, в том числе китайские делегации. И сейчас на севере области всегда рады путешественникам и готовы показать самое интересное.

— Недавно работала в Москве и не могла дождаться, когда же домой вернусь! Там дышать невозможно, там воздух другой! — улыбается Тамара Лысакова.

Медвежий угол для москвича

Фото москвича Владимира Каштанова, который однажды проехал по БАМу в одиночку, а теперь хочет вернуться в составе группы. Немало загадок задала ему магистраль века и теперь будто сама зовет в гости.

— Маршрут еще дорабатывается, а в путешествие по БАМу уже активно записываются жители западных регионов, — рассказывает Роман Шабанов. — Местные не всегда ценят то, что рядом, а вот приезжие с удовольствием изучают новые места в стране, тем более с такой историей.

Компания столичных туристов во главе с Владимиром Каштановым уже была в Амурской области. Летом, во время празднования юбилея БАМа, они не прочь открыть магистраль с новой стороны. И ждут подробностей маршрута. Фото из личного архива

Москвич Владимир Каштанов прилетает в Амурскую область в командировки. Он занимается космическим машиностроением, поэтому космодром Восточный знает не только по сюжетам тележурналистов. В одной из поездок Владимир познакомился с Романом Шабановым и захотел приехать сюда в отпуск.

Фото Владимира Каштанова

— Я любитель всяких таких мест необычных, выбираю не основные маршруты путешествий, как у всех, не Европа какая-нибудь, люблю места, где мало кто бывал, — признается Владимир Каштанов. — Я езжу не один, а с единомышленниками. У нас была идея проехать вдоль Амура от истока, от слияния Аргуни и Шилки, до Хабаровска. А тут выясняется, что 50 лет БАМу — и это будет отмечаться. Сейчас мы пытаемся определиться с программой. Восточный БАМ с точки зрения инфраструктуры — это все-таки не туристическое место. Люди готовы ехать, но им нужно четко представить программу.

Владимир рассказывает, в его окружении мало кто знает Амурскую область — для жителей центральных регионов это достаточно неизведанная земля, какая-то экзотика. Между населенными пунктами очень большие расстояния, нет сервиса, к которому привыкли гости из больших городов, некоторых пугают климатические особенности, из-за которых стоит ехать летом. Все-таки БАМ — это север, вечная мерзлота, морозы под минус 50.

Фото Владимира Каштанова

— В 2021 году я проехал на поезде от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре, — вспоминает Владимир. — Пять дней ехал. Выходил на станциях, смотрел, выводы делал. Понял, что Западный БАМ — живой, Восточный — не туристический. Он дикий. Железка идет, а справа и слева медвежьи углы, но оказывается, что какая-то жизнь там тоже есть. И кто эти люди, которые здесь живут? Вот я ехал с вахтовиками, они на какой-то станции сошли и уехали в лес. Зачем они туда уехали? Вот вроде бы такие простые вопросы, а ответы знать интересно. Так и в моем окружении люди слово «БАМ» знают, но не знают, что это. Надо приложить усилия, чтобы до масс донести его значение!

***

Амурский суперспасатель: непридуманные истории из жизни Алексея Севастьянова

Возрастная категория материалов: 18+