«Я сам родился на БАМе»
Денис Александрович с гордостью говорит: «Я — коренной бамовец». Его родители, привлеченные романтикой и возможностью участвовать в грандиозном проекте, приехали на Всесоюзную молодежную стройку из Свердловской области в ноябре 1982 года. — Не побоялись приехать даже с малень- ким ребенком. Сестре моей старшей на тот момент было всего десять месяцев. Я появился на свет в декабре 1984-го, в тот год в Тынде открыли первую больницу. Коренной бамовец!
Родители рассказывали, что это были самые яркие и незабываемые годы их жизни. Трудились с энтузиазмом — за себя и за того парня! — вспоминает Денис Отливан. — Отец начинал в мехколонне № 94 водителем самосвала «Магирус» — главного бамовского работяги, который стал родным для тысяч добровольцев, в чьей трудовой биографии была грандиозная стройка. Потом папа работал в разных структурных подразделениях и самой «БАМ- строймеханизации». Мама начинала в отделе рабочего снабжения, затем была бухгалтером в мехколонне, а с 1998-го тоже перешла в БСМ.
Прошел все производственные ступени
Денис Отливан тоже связал судьбу с БСМ, продолжив трудовую семейную династию. Медалист Тындинской гимназии № 2 поступил и успешно окончил Дальневосточный госуниверситет путей сообщения по специальности «экономика и управление». С дипломом экономиста пришел в организацию, которая гремела на всю страну, где были объемы работ, а главное — много профессионалов, у которых можно набраться опыта. Для старта и развития молодого специалиста — отличный вариант.
Фото: ООО "УК БСМ"
Первые три года работал экономистом и параллельно обучался строительству автодорог и аэродромов в Тихоокеанском госуниверситете. Получив второе высшее образование, перешел в производственно-технический отдел. За 15 лет последовательно прошел все ступени: от экономиста, инженера, начальника ПТО, главного инженера, первого заместителя — и затем до руководителя огромного предприятия.
Размах работ — грандиозный
— В настоящий момент мы реализуем мас- штабный проект — развитие инфраструктуры Восточного полигона железных дорог, второй этап расширения БАМа. Фронт работ распределен на протяжении более трех тысяч километров. Параллельно железной дороге, которая построена нашими предшественниками, возводим новую ветку. Сегодня здесь лес и тайга, а через какое-то время пойдут поезда по железнодорожному полотну, построенному с высоким качеством в соответствии с действующими нормами и правилами.
Производственный размах — грандиозный. Для его воплощения нужны профессионалы. И хотя сегодня применяются новые технологии, техника более современная — прогресс не стоит на месте, — но за полвека БАМ не стал дружелюбнее относиться к строителям. — Зимой лютые морозы до минус 50 градусов, а летом множество проблем доставляет мошкара. Приходится постоянно противостоять холоду, пробивать скальный грунт, отодвигать реки, работать в условиях вечной мерзлоты. И при этом мы еще ставим трудовые рекорды, — улыбается зам генерального директора по строительству.
Фото: ООО "УК БСМ"
Новые трудовые рекорды
В юбилейный год Байкало-Амурской магистрали железнодорожные строители побили рекорд по скорости укладки путей, кото- рый считался лучшим результатом на про- тяжении сорока лет! В 1984 году на отрезке Таксимо — Витим бригада Героя Соцтруда Александра Бондаря за сутки уложила 5,4 километра рельсошпальной решетки. В 2024-м на перегоне от станции Тында до разъезда Побожий за сутки было уложено 8,1 километра путей. Причем рекорд поставили 27 октября — в этот день 40 лет назад было открыто рабочее движение поездов на всем протяжении магистрали. — Укладкой рельсошпальной решетки конкретно занимаемся не мы, но мы построили всё, на что ее нужно уложить. Вся техника, которая задействована при укладке рельсошпальной решетки, — бульдозеры, экскаваторы — наши. Земполотно, искусственные сооружения — мосты и водопропускные трубы под железнодорожными путями — тоже готовились силами наших структурных подразделений, — пояснил Денис Александрович.
Фото: ООО "УК БСМ"
Для преодоления водных преград только на одном этом участке пришлось возводить семь мостов. Чтобы обезопасить инфраструктуру от весенних паводков, обустроены водоотводные кюветы и канавы — строители переработали более 200 тысяч кубометров грунта. Для сохранения в летний период вечной мерзлоты, в основании земляного полотна выполнена скальная охлаждающая наброска — более 5,6 тысячи кубометров. Всего в этом году на линии Тында — Бамовская, где расположен построенный участок, реконструируют девять перегонов и уложат 50 километров второго пути. — На втором этапе комплексной модернизации Восточного полигона его провозная способность вырастет до 180 миллионов тонн.
Сегодня развитие БАМа и Транссиба особенно актуально, нагрузка на ключевые транспортные артерии резко возросла. Чтобы расширить мощности Восточного полигона, за 11 месяцев 2024 года подразделения «Бамстроймеханизации» подготовили под укладку вторых путей свыше 550 км земляного полотна. Из них больше 110 километров — за один только август, это рекордный показатель в современной истории российских железных дорог, — подчеркнул замгендиректора компании.
«Люди — наш золотой фонд»
Работа в строительной отрасли тяжелая, а в строительстве железных дорог — особенно. Сегодня немного проще, потому что есть автодублеры — дороги, идущие вдоль магистрали. Их восстановлением также занимается «Бамстроймеханизация», чтобы организовать бес- перебойную поставку материалов, запчастей и ГСМ на участки строительства вторых путей. Первостроители магистрали пришли вообще в глухую тайгу, когда ни городов, никакой инфраструктуры не было.
Фото: ООО "УК БСМ"
— В остальном мы сталкиваемся с теми же трудностями, что и первые бамовцы. К сожалению, энтузиастов среди современной молодежи всё меньше, им надо всё и сразу, а так не бывает, — озабочен Денис Отливан кадровым вопросом. — Мы сотрудничаем с вузами, объясняем ребятам: если выучился на строителя, надо быть готовым к тому, что придется и в поле поработать, и трудности испытать. На профессиональное становление после института лет десять уйдет, только годам к тридцати наберешься профессионального опыта.
В подразделениях «Бамстроймеханизации» работают представители многих трудовых династий. Дело первостроителей магистрали продолжают их дети и внуки.
— Преемственность поколений помогает сохранять в коллективе особую атмосферу взаимопомощи, наставничества, нацеленности на результат, — уверен Денис Отливан. — Семейные династии крепко цементируют кадровую надежность профессиональным долгом и личной ответственностью. Люди — наш основной фонд и главный золотой запас.
Лучший экскаваторщик отрасли работает в подразделении БСМ
Дмитрий Кононов не просто классный экскаваторщик — он виртуоз! Доказал это, одержав победу в Национальном конкурсе механизаторов дорожно-строительной отрасли России. А еще он — продолжатель производственной династии.
Его дедушка Анатолий Николаевич трудится водителем топливозаправщика, отец Алексей Анатольевич — машинист экскаватора. Дядя Сергей Кононов работает начальником ПТО мехколонны № 7. Вместе они успешно расширяют Восточный полигон железных дорог России. — Мне моя профессия нравится, потому что экскаватор — это универсальная техника. Она может планировать, копать, разные функции выполнять. Здесь есть место и для мужества: часто ездим в лес, где бродит много диких животных.
Фото из личного архива
Кроме того, я развиваю координацию движений, потому что расширять действующую железную дорогу — работа, можно сказать, ювелирная, — улыбается парень. — В районе вечной мерзлоты, чтобы не было оттайки и железная дорога не проваливалась, мы выполняем каменную наброску. Все камушки нужно подобрать по размеру и уложить ковшом экскаватора ровно, как в мозаике.
— Дмитрий уже дважды участвовал во всероссийских конкурсах и доказал, что настоящий профи в своем деле. Вот представьте: стоят бочки, на бочках — рюмки, в них сырые яйца.
Нужно ковшом экскаватора надколоть яйцо, при этом не сдвинуть и не раздавить стопку. А попробуйте сбить бутылки маятником, висящим на ковше экскаватора. Или зацепите громадным ковшом за ручку 12-литровое ведро с водой и перенесите, не разлив ни капли. Такие трудные задания были на профессиональных состязаниях механизаторов дорожно-строительной отрасли, и он все их выполнил блестяще. Такие вот суперпрофессионалы трудятся на БАМе.
Дорога железная, люди золотые. Нам есть кем гордиться, — доволен Денис Отливан.
Больше о развитии железных дорог — в телеграм-канале «Наша колея», перейти в него можно по этому QR-коду.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии