Жил был художник один
Борис Горлач — имя для Приамурья знаковое. Это был один из авторитетнейших скульпторов и живописцев. Званий не имел, но работ после себя оставил сотни. Бориса Трофимовича нет с нами 15 лет. Сегодня о нем вспоминает его родной племенник Алексей Горлач.
Картины висели у бабушки в доме
— Мой дед Трофим Михайлович Горлач был уроженец Конотопского уезда Черниговской губернии. В 1900 году семья Горлачей по переселению приехала в Южно-Уссурийский край, так тогда называлось Приморье.
Дед в возрасте двадцати лет попал в Маньчжурию, работал на шахтах, на КВЖД, а в итоге оказался на пароходе. Ходил по Амуру масленщиком и помощником механика. В Благовещенск приехал где-то в 1908 году, осел, женился здесь на местной девушке. Он ушел в навигацию, а когда вернулся, узнал, что его молодая супруга скончалась от какой-то инфекционной болезни.
Борис Трофимович очень переживал из-за того, что памятник Мухину перекрасили. Он даже оставил письмо реставраторам, где подробно описал, как вернуть бюсту первоначальный вид.
В семье говорили, что она выпила некипяченого молока и заразилась. Знаю, что после этого мой дед никогда не пил некипячеными ни молоко, ни воду.
Потом он познакомился с моей бабушкой Марфой Васильевной, в 1916 году они поженились. В ноябре 1917 года родился мой дядя.
Дед Трофим Михайлович умер достаточно давно, еще до начала Второй мировой войны. Я его видел только на фото и рисунках Бориса Трофимовича.
Бабушку помню прекрасно, она жила в Благовещенске на улице Северной. У Бориса Трофимовича было две сестры и один брат, мой отец. Летом я много времени проводил у бабушки — дом на земле, много зелени, замечательное место.
Борис Трофимович всегда был спокойным, с размеренным характером. Они с женой Еленой Павловной достаточно долго жили вдали от Благовещенска. После окончания института и аспирантуры в Ленинграде его распределили в Иркутск. Затем они переехали в Рязань.
В доме бабушки висели картины дяди Бори, стояли какие-то скульптуры времен учебы, наверняка студенческие работы. Были его натюрморты, листы ватмана с набросками.
Он был контужен во время финской войны, потом демобилизован, жил в Ленинграде. В то время он написал картину «Бой у озера Хасан», это было большое батальное полотно. С этой картиной он участвовал в выставке, которая называлась «Оборона СССР», работа была удостоена награды.
К сожалению, полотно не сохранилось, оно было утрачено во время войны.
О войне узнал в поезде
— В июне 1941 года он решил вернуться в Благовещенск, и по дороге из Ленинграда, в поезде, узнал о начале войны.
1 июля 1941 года дядя Боря пришел на призывной пункт, который тогда находился в здании будущего кинотеатра «Победа». Это район улицы Северной. Сохранился его рисунок, который так и называется: «На призывном пункте».
В августе 1945 года принимал участие в войне с Японией. Был минометчиком, и за месяц боевых действий получил медали «За боевые заслуги» и «За победу над Японией».
Он служил в 12-й стрелковой дивизии Дальневосточного фронта, дислоцировались они в районе села Константиновка, на границе с Китаем.
В августе 1945 года принимал участие в войне с Японией. Борис Трофимович был минометчиком, и за месяц боевых действий получил медали «За боевые заслуги» и «За победу над Японией».
Памятник Мухину
— Я с детства знал, что дядя Боря — художник и скульптор. Знал, что он автор памятника Федору Мухину, который стоит в самом центре Благовещенска.
Мне в детстве показали одну «секретную» деталь памятника. Если подойти к нему со стороны Амура, то в выемке под левым плечом бюста есть сигнатура: Б. Горлач. Она сохранилась при отливке бюста в бронзе.
Хочу заметить, что дядя бережно относился к памятнику Мухину, он считал его своим вкладом в облик города. Есть воспоминания, где он описывает, что его отец был лично знаком с Федором Мухиным.
И еще о памятнике. Ходили разговоры, что его надо снести. Считаю это неразумным мнением. Памятник открыли в 1957 году. Сейчас это центр, раньше там была производственная зона лесозавода. А в ранние советские годы благовещенский берег Амура был в плотах, там лес перерабатывали. Потом это место решили облагородить, поставили памятник Мухину, через несколько лет открыли памятник Ленину. Так из промзоны сделали центр города. Памятники — наша история, и не нам ее переписывать!
Зачем сносить памятник? Федор Никанорович Мухин никому не сделал ничего плохого. Человек боролся за счастье трудового народа — так, как он это понимал. Страна потом выросла из того, за что он боролся.
Я живу недалеко от памятника и часто прохожу мимо, что-то родное в нем есть для меня. Иногда его фотографирую, веду фотолетопись, в какие годы как памятник выглядит.
Он изменился в начале 2000-х, когда утратил свой исконный цвет. Был бронзовый, но его покрасили в черный; все годы он был покрыт специальным составом, который не позволял бронзе зеленеть.
Борис Трофимович очень переживал из-за того, что памятник перекрасили. Он даже оставил письмо реставраторам, где подробно описал, как вернуть бюсту первоначальный вид.
Детей у них не было
— Его супруга Елена Павловна Тыркова была талантливым художником, мягким и интеллигентным человеком — как сейчас я понимаю, человеком искусства. Они оба были учениками Петра Евстафьева, основателя Благовещенского художественного училища, ученика Ильи Репина.
Елена Павловна много писала природу, натюрморты, портреты. Она была по образованию театральным художником и даже работала в Амурском театре драмы.
Борис Трофимович и Елена Павловна переехали жить в Благовещенск в 1989 году. Им выдели квартиру, детей у них не было. Но они очень трепетно относились друг к другу. Часто гуляли по набережной, Есть, кстати, гениальная фотография: они вдвоем идут по набережной Амура (Автор этой фотографии — фотокор АП Андрей Оглезнев. – Прим. авт.).
Елена Павловна вскорости после возвращение в Благовещенск полностью ослепла, Борис Трофимович за ней ухаживал. Он сам плохо видел, утратил зрение после военной контузии. Поэтому больше занимался скульптурой — руками «видел».
Она умерла в 1999 году, он пережил ее на десять лет.
В ноябре 2017 года совершенно случайно мы с женой зашли в наш областной краеведческий музей. А там как раз проходила выставка работ, посвященная его столетию.
После этого меня как будто чем-то стукнуло, и я начал собирать материалы о нем. Сканировал фото и документы и всё публиковал в социальных сетях.
К сожалению, дома у меня нет ни одной работы Бориса Трофимовича и Елены Павловны. Куда они делись, даже не представляю. После смерти сразу налетело столько родственников и всё куда-то исчезло. Очень жаль портрета моего отца, который написал Борис Трофимович…
Хорошо, что остались его воспоминания. Две толстых тетради — одна из них хранится в Амурском областном архиве, а вторая в областном музее.
Справка АП
Борис Горлач родился в Благовещенске в 1917 году, член Союза художников СССР. Оставил после себя уникальную коллекцию графических рисунков, в которых остановил время. Много его работ посвящено Великой Отечественной войне.
Его женой была художник Елена Павловна Тыркова. Большую часть своего творческого наследия супруги передали в Амурский краеведческий музей.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 04.03.2024
У всех красивые русские лица.
— Порфирий Петрович Раскольников