Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №46 (29141) от 20 ноября 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
22 ноября 2024,
пятница

«Трезвенники — счастливые люди»

«Трезвенники — счастливые люди» / Алкоголизм, наркомания, никотиновая зависимость — это не вредные привычки, а серьезные патологии. Алкоголики никому и ничего не делают назло, они просто больны. И страдают не меньше других. О запоях, кодировании, пристрастиях и сострадании — монолог главного врача Амурского наркологического диспансера Лидии Рыбальченко.


Алкоголизм, наркомания, никотиновая зависимость — это не вредные привычки, а серьезные патологии. Алкоголики никому и ничего не делают назло, они просто больны. И страдают не меньше других. О запоях, кодировании, пристрастиях и сострадании — монолог главного врача Амурского наркологического диспансера Лидии Рыбальченко.

Врачом стала благодаря книгам

— Я родилась в городе Горьком, который потом снова стал Нижним Новгородом. Там прошло мое детство, там окончила медицинский институт.

Детство — это бабушка, это когда я еду с братьями к ней в деревню. Это всё — счастье, которое не передать словами.

Вообще детство можно назвать одним словом — «счастье». Мама с папой рядом, всё предельно ясно, ты защищена, тебя любят. Я самая младшая, два старших брата, прекрасное время.

В школе училась очень хорошо, но особой послушностью не отличалась. Мне было интересно участвовать в различных школьных мероприятиях: пионерка, комсомолка, общественница — это всё про мня. Играла в школьном театре, в городе был очень хороший театр юного зрителя, я и там занималась. Мне всё было интересно.

Папа работал на железной дороге машинистом, мама в фармуправлении, обычная рабочая семья. Образ жизни был такой, очень советский. Так тогда жили многие миллионы людей.

В медицинский институт меня привели книги, которые я читала запоем, и они были для меня самым настоящим счастьем.

Книги о врачах мне казались очень захватывающими, и я их читала с особым наслаждением. Я обожала математику, но пошла в медицинский еще потому, что мама очень хотела, чтобы я стала врачом.

Летела в Зею со слезами

— Первые курсы медицинского института казались жуткими, объем материала огромный. Я поступила в 16 лет. Осознание: куда я пришла учиться — пришло только в конце первого курса.

Медицине учиться сложно, но когда поймешь ее и полюбишь, то становится очень интересно. Я не представляю себе врача, который при пациенте лезет в Интернет и начинает читать там про заболевание. Для меня это стыдно: врач должен знать! Почитай перед тем, как идти в палату к больному. Но ни при пациенте. Для меня это табу!

Горьковский медицинский институт был одним из лучших в Советском Союзе, знающие люди меня поймут. И не только потому, что там было больше всего академиков — знания нам давали очень значимо, каждое слово на лекции мы глотали с интересом и жадностью.

«Абсолютную трезвость уважаю, считаю везением. Это мое глубокое убеждение. Трезвенникам не страшно просыпаться по утрам, у них всегда ясный ум. Разве этого мало?»

Дальний Восток в моей жизни случился только потому, что муж был военным и нас сюда направили. Дальний Восток я не знала, это был для меня совершенно новый край и совершенно новый образ жизни.

Летела сюда с тревогой и со слезами на глазах: разница в уровне жизни между городом-миллионником Нижним Новгородом и городом Зея тогда была колоссальная.

Я городской человек, а тут дом на земле, печка, дрова, на руках маленький ребенок. Это всё было не просто.

Я не могла себе представить, что 40 градусов мороза — это норма, а не шутка.  Я приехала в Зею в августе, была жара изнуряющая. Поэтому не верилось, что будут такие морозы. А они пришли!

Мне всегда везет на людей. Зея не исключение. Там меня окружали замечательные люди, я со всеми зейскими друзьями до сих пор поддерживаю теплые отношения.

А сразу встретили меня настороженно: я была молодая, но так получилось, что где-то через полгода после приезда я становлюсь начальником местной наркологической службы. Настороженность при встрече новенького — так часто бывает. Но не это главное, главное и дорогое — бескорыстнейшая помощь коллег, всех, кто меня тогда окружал в Зее.

«Любой курильщик мечтает бросить курить»

— Почему наркология? Вы можете себе представить, что тогда в амурской медицине была такая ситуация: не было свободных мест для врачей. Всё было занято. В терапии мне просто негде было работать. Единственное место, где была вакансия, — наркология. Вот я туда и пошла.

Мне повезло, что в то время начался расцвет наркологии. Поняли, что люди болеют не только гриппом и гастритом, люди еще страдают от зависимостей.

В Зею из Москвы приезжали именитые наркологи с одной целью — помочь организовать службу. Потому что тогда звучала Зейская ГЭС, и город не рассматривался как отдаленный, всё было на одном уровне. Стандарты и требования были едины уже тогда. Наркологическое отделение здесь было рассчитано на шестьдесят коек, работали серьезно.

Алкоголизм, наркомания, никотиновая зависимость — это серьезные патологии, а не вредные привычки. Возьмем к примеру никотиновую зависимость. В одной сигарете находится более ста вредных психоактивных веществ. От просто вредных до тех, которые вызывают онкологические патологии.

И из них только никотин вызывает зависимость. Но какую! Это вам подтвердит любой курильщик. Поверьте, нет ни одного курильщика, который бы не мечтал бросить курить.  Фразы типа: «Мне нравится курить»  люди говорят в начале своего пристрастия. Потом всё по-другому.

Бросить курить очень трудно. Это большущий и даже огромный труд. Идет перестройка всего организма, масса осложнений может возникнуть. Как это всё преодолеть без врача? Сложно.

При любом виде зависимости первое и самое главное: человек должен сам захотеть от нее избавиться. Ни мама, ни папа, ни жена, ни сестра — а сам зависимый должен этого хотеть. Тогда будет результат.

«Алкоголик — это просто больной»

— Что такое кодирование? В первую очередь — это искусство доктора, основанное на его знаниях, на его внутреннем состоянии и желании помочь человеку. Знания —обязательны! Глубокие знания психиатрии и наркологии. Это искусство врачевания. Именно искусство. Это не шаманство.

Как ни странно, никотиновую зависимость лечить намного труднее, чем другую зависимость. На курильщика в обществе никто не показывает пальцем, и жить ему легче, чем алкоголику или наркоману. А вспомним советские фильмы — там герои дымили как паровозы. Это, безусловно, тоже отрицательно сказалось.

Алкоголизм — это в первую очередь заболевание, при котором нарушается и изменяется биохимия мозга. Поражается мозг и центральная нервная система. Понимаете, это не вредная привычка и не характер человека, это — болезнь! Алкоголики ничего не делают назло, они просто больны. Они страдают не меньше других. Да, они тяжкие и порой невыносимые для семьи, родных и окружающих. Но они — больные люди. Это очень важно понимать!

Каким образом уберечься от этой болезни? С детства с ребенком надо говорить честно. Надо говорить, что твой дед (или отец, дядя) страдал алкоголизмом, ты это видел и помнишь. Что тебе могут передаться его гены, и ты повторишь его судьбу.

«Если у тебя нет сострадания к человеку, ты в наркологии работать не сможешь. Мыть грязную попу у алкоголика — это занятие, близкое к святости».

У нас стыдно признаться, что отец или, не дай бог, мама были пьющими людьми. Общество это осудит и не примет. Боимся мы. В корне неверный страх.

Убеждена: лечить надо любую болезнь, абсолютно любую. И ставить крест на зависимых людях нельзя.

Алкоголизм — это хроническое заболевание. Человек может не употреблять спиртное долгие десятилетия и при этом оставаться алкоголиком. Если он выпьет хоть 50 граммов, вся клиника болезни будет на лице и налицо.

Победить алкоголизм или наркоманию — точно такая победа, как побороть онкологию. Каждому дается своя болезнь и своя победа над ней.

Женские маски

— Женский алкоголизм протекает ровно так, как и у мужчин, он отличается тем, что женщины долгое время скрывают свою болезнь. Ждут пятницу, друзей, подруг, застолье... Всё идет и маскируется под этими «соусами». Когда женщина обращается к наркологу, то мы, как правило, видим уже вторую стадию болезни с абстинентным синдромом.

Процесс алкоголизации ускорился. Самый юный алкоголик в моей практике — это двенадцатилетний ребенок, у которого были клинические проявления заболевания.

Гордость наркологии — это состоявшие на учете пациенты, перешагнувшие семидесяти- и даже восьмидесятилетний рубеж. Они не пьют, они живы. Это безусловная победа.

«Наркомана видно не всегда»

— Наркомания молодеет. Она становится всё большей и большей социальной проблемой. У нас новые вызовы —  это синтетические коннабиноиды. Человек становится зависимым практически после второго или третьего употребления. Государство дает сегодня большие сроки лишения свободы тем, кто распространят наркотики. Считаю это оправданным. За такое нужно карать очень жестко.

Наркотик не выбирает, кто перед ним —  богатый человек или бедный, образованный, спортивный. Он жесток и беспощаден ко всем. Это новый вызов обществу, это проблема всего цивилизованного мира.

«Без лечения алкоголики, как правило, быстро уходят из жизни. Погибают от осложнений. Здорово, что сегодня модно не пить! Модно быть успешным, красивым и спортивным».

Клинический портрет наркомана и алкоголика разнится. Можно не понимать, что перед тобой наркоман, пока человека не выдаст психоз или аффект, или осложнения, которые будут близки к летальному исходу. Алкоголик становится заметен врачу и обществу намного раньше.

Энергетические напитки, которые сегодня продаются повсеместно, я тоже считаю злом. Кофеин и гипертония очень близко друг от друга находятся. Так называемые энергетики часто вызывают бессонницу, и человек с их помощью  быстро себя загоняет в неправильное и болезненное состояние. Там еще и сахара полно! Как врач не понимаю, почему это всё в свободной продаже?

Про близкое к святости

— Я часто вспоминаю одного больного алкоголизмом. Ему уже много лет, и он победил болезнь, давно живет в стойкой ремиссии. Случилась так, что его взрослая дочь заболела его болезнью, алкоголизмом. Он, когда привозит ее к нам в диспансер, всегда плачет.

Он никакого отношения не имеет к медицине, но понимает, что предрасположенность дочери к алкоголизму передал сам. У его дочери очень злокачественное течение болезни, она пьет и разрушается у него на глазах. У нее дичайшие, очень длительные по времени запои. Он очень жестко заплатил. И такие случаи далеко не единичные.

Без лечения алкоголики, как правило, быстро уходят из жизни. Погибают от осложнений. Здорово, что сегодня модно не пить! Модно быть успешным, красивым и спортивным.

Пьющий и непьющий человек — это две разных жизни.

Убеждена, что врач должен сострадать пациенту. Любому! Не быть ему прокурором. Это абсолютно разные, вернее несопоставимые роли — врач и прокурор.

К нам привозят всяких. Грязных, вонючих, в испражнениях. Скорая где подберет алкоголика, оттуда и привозит. Наш персонал — золотой. Всех отмывают, только потом кладут на койку и лечат. По-другому нельзя. Если у тебя нет сострадания к человеку, ты в наркологии работать не сможешь. Я в этом убеждена. Мыть грязную попу у алкоголика — это занятие, близкое к святости.

Еще я убеждена, что вытрезвители нужны обязательно! Особенно на Дальнем Востоке, с нашими морозными зимами. Вытрезвители спасли много жизней и еще много спасут.

«Я — гедонист»

— Употребляю ли я алкоголь? Да, но в крайне малых дозах. Я гедонист, люблю хорошее шампанское. Мне нравится сам процесс, как оно искрится.

У меня совершенно не пьет муж, сын тоже трезвенник. Дочь может иногда пригубить, не более.

Абсолютную трезвость уважаю, считаю это везением. Трезвенники — счастливые люди. Это мое глубокое убеждение. Им не страшно просыпаться по утрам, у них всегда ясный ум. Разве этого мало?

Не раз слышала, что в малых дозах алкоголь полезен, но научных изысканий на этот счет нет. Есть наблюдения, но они все околонаучного характера.

«Самое дорогое — это семья, а не работа»

Что для вас отдых?

Книги. Я очень люблю читать, это для меня радость. Люблю с мужем гулять, рядом с нашим домом парк Дружбы, там просто великолепно. Общение с детьми и внуками тоже отдых.

Ваша мама рано ушла из жизни. Что ушло вместе с ней?

Сразу слетели розовые очки. Когда была мама, больше было устойчивости в жизни. Первый год после ее смерти было просто невыносимо, даже хотела бросить институт. Мне ее и сегодня очень не хватает. Самое дорогое это семья, а не работа.

Ваши слезы близко?

Да. После рождения внуков становишься очень сентиментальным. Не могу смотреть фильмы или телепрограммы, где обижают детей.

Какое качество вам не нравится в людях?

У меня сильно развита интуиция, я чувствую любого человека. Не люблю, когда люди живут во лжи.

Какая черта вам мешает жить?

Я эмоциональная, могу сразу показать свои эмоции. Показать себя эмоционально — это как раздеться. Это плохо.

Душа есть у человека?

Конечно! Я в этом просто уверена.

Вы употребляете ненормативную лексику?

Иногда.

Любимое время года?

Лето!

Вкусная еда или сладкий сон?

Сон.

Любимый цвет?

Голубой.

Что для вас счастье?

Здоровье близких.

Во сколько лет вы первый раз поцеловались?

Не помню.

Что вам хочется от жизни?

Чтобы все вокруг меня были здоровы. Чтобы мои близкие прожили жизнь, похожую на мою. Я считаю, что мне очень повезло в жизни. У меня замечательная семья и замечательная работа.

***

Нарколог Лидия Рыбальченко: «Душевное здоровье поправляйте без алкоголя»

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

3
20.04.2024, 14:02

После отпадения человека от Бога в мире воцарились зло, пороки и страсти.

Это и есть духовные причины страданий человека. Вот где собака-то порылась!

Так что достойное по делам своим огребаем. Если кто не одумается.

— Порфирий Петрович Раскольников
2
19.04.2024, 16:21

Порфирий сказал, как в лужу пукнул....

— ТнТ
1
19.04.2024, 16:02

Алкоголизм, как и другие зависимости — это не болезнь, а порок, порочная страсть, имеет духовные причины и средствами медицины излечены не могут быть. Облегчить состояние можно, но не более того.

— Порфирий Петрович Раскольников
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Амурские ветеринары привили от бешенства 22,4 тысячи собак и кошекОбщество
История самбистки из Приамурья заняла второе место на всероссийском конкурсе «Займись спортом»Спорт
Высокие ночные температуры и много снега: на Амурскую область надвигается очередной циклонОбщество
В Приамурье за 2024 год комплексное обследование здоровья прошли более 75 тысяч детейОбщество
Ясная и без осадков погода ожидается в Благовещенске в пятницуОбщество
Внедрите новые привычки в повседневную жизнь: гороскоп для всех знаков зодиака на 22 ноябряСоветы

Читать все новости

Общество

Амурские ветеринары привили от бешенства 22,4 тысячи собак и кошек Амурские ветеринары привили от бешенства 22,4 тысячи собак и кошек
Высокие ночные температуры и много снега: на Амурскую область надвигается очередной циклон
В Приамурье за 2024 год комплексное обследование здоровья прошли более 75 тысяч детей
Ясная и без осадков погода ожидается в Благовещенске в пятницу
Власти Циолковского намерены достроить парк «Семейный» почти на полгода раньше срока
Система Orphus