Чат-бот в телефоне и брелок «Первое сердце»
Форум продолжался три дня и начался с консорциума «Цифровое здоровье» — этот проект в академии сделали проектом стратегического развития вуза до 2030 года. И, как выразила надежду ректор Амурской ГМА Татьяна Заболотских, всё, что пока изложено на бумаге, станет реальностью, а цифровые методики войдут в повседневную жизнь врачей и пациентов.
20-30 миллионов стоит один робот-симулятор
Например, у каждого в телефоне может находиться цифровой ассистент — чат-бот. Это полный видеоалгоритм оказания первой помощи. Брелок «Первое сердце»можно использовать в первичном медико-санитарном звене — он работает с телефоном, планшетом и дает электронный доступ к более детальному алгоритму оказания первой помощи, навыкам сердечно-легочной реанимации.
Татьяна Заболотских, ректор Амурской ГМА: «Цифровые технологии лежат в основе стратегического проекта нашего вуза — лаборатории NeuroCHE. Главная цель этого проекта — создание уникальной прогностической модели персонифицированного вида медицинской помощи».
Еще одно полезное внедрение — своеобразный тренажер в виде игрушечной собаки для обучения детей приемам сердечно-легочной реанимации. У собаки даже есть кличка — Борзик. Над его созданием не один год работали медики разного профиля: реаниматологи, анестезиологи, специалисты по интенсивной терапии. В эту мягкую игрушку встроены специальные устройства, с помощью которых ребенок может научиться правильной технике постановки рук и проведению сердечно-легочной реанимации.
«Симуляционное оборудование сейчас есть во всех вузах страны. Важно, чтобы оно работало эффективно. И мы показываем, что это действительно возможно».
Всё это доступные методики диагностики и самообследования для быстрого и качественного оказания медицинской помощи пациентам. Важно то, что ученым медакадемии удалось заручиться поддержкой практического здравоохранения, там готовы тестировать и использовать данные разработки.
«Совсем как человек, только души нет»
Искусственный интеллект, нейросети, цифровизация, роботы уже стали не просто фантастикой, а прочно вошли в нашу жизнь и используются медицинскими работниками.
— Симуляционные центры сегодня есть во всех медицинских вузах, но не везде еще они работают так, как в Амурской медакадемии — круглосуточно и с полной загрузкой, — отметила Ирина Филиппова, эксперт Российского общества симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД).
Когда-то отработка навыков ставить уколы начиналась с введения игл в... грелку. Сегодня роботы имитируют самые разные клинические ситуации, помогая медикам оттачивать свои навыки. Когда симуляционное обучение только начиналось, всё это воспринималось немного несерьезно. Вместо того чтобы учить студентов у постели больного, их тренируют на силиконовых куклах!
— Но в том-то и дело, что робот-тренажер — это не кукла, а в хороших тренингах это замена пациента. И если мы берем манекена-робота, едем в лечебное учреждение, работаем с врачами на их площадях, с их оборудованием, моделируем ситуацию, например, как в приемном покое пациенту стало плохо. И дальше развиваем сценарий с подключением всех бригад и специалистов, словно бы всё происходит в реальности, — это совершенно другое дело, — привела пример начальник Федерального аккредитационного центра, доцент кафедры анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии института непрерывного образования Курской медакадемии Ирина Долгина. — Медицинские роботы могут коммуницировать, они рассказывают, что их беспокоит, что с ними случилось, полностью воспроизводят физиологию. Совсем как человек, только души нет. Врач видит: «пациент» моргает, дышит — значит, он еще живой. И в какой-то момент... в соответствии с программой тренинга робот-пациент вдруг на фоне полного благополучия теряет сознание. Нужно среагировать — «человек» просто потерял сознание или у него развилась клиническая смерть или что-то еще? И всё это происходит в реальных условиях стационара.
Экстренный сценарий для доктора
— Дальше отрабатываются алгоритмы действий, — продолжила Ирина Долгина, — кого будет звать врач или медсестра, что он должен успеть, пока придет экстренная бригада. При этом сама больница продолжает работать в обычном режиме. Сценарии можно отрабатывать в приемном покое, палате, процедурной… Отработка именно навыков оказания помощи в экстренных ситуациях — это то, что наиболее важно.
«Робот-тренажер — это не кукла, в хороших тренингах это замена пациента. Медицинские роботы могут коммуницировать: они рассказывают, что их беспокоит, полностью воспроизводят физиологию. То есть врач видит, что «пациент» моргает, дышит».
В привычной работе доктор всегда знает, сколько у него времени уходит на стандартные процедуры. Экстренные ситуации возникают не так часто, а необходимо поддерживать навык на должном уровне. Например, не так часто бывают клинические смерти, анафилактические реакции, в отделении хирургии редко случаются острые коронарные синдромы, в отделении терапии — желудочно-кишечные кровотечения. Тренинги дают возможность эти важные практики не забывать, поддерживать себя в форме.
«Столкнулись» три машины, много пострадавших
Гостья из Курска поделилась опытом, как там впервые в России провели масштабные учения для станций скорой помощи, где было задействовано 35 бригад. Отрабатывали разные сложные сценарии, условия приближены к реальности: пациентов спасали в комнате, коридоре или на кухне, где мало места и нужно маневрировать между столом и холодильником. Уличный вариант — массовое ДТП, «столкнулись» три машины, много пострадавших, бригады показывали свой профессионализм.
— В итоге мы выявили системные несоответствия, пришлось кое-что в протоколах изменить, чтобы оптимизировать работу бригад. Иногда буквально минута или секунда имеет значение, — подытожила руководитель Федерального аккредитационного центра.
Сергей Ходус: «Цифра» — не панацея от всего»
Смысл симуляции in situ в том, что врачи без отрыва от производства в реальном окружении в своих клиниках на своем оборудовании отрабатывают какие-то навыки. Масштабный тренинг с остановкой сердца недавно прошел в Амурской областной клинической больнице. Экстренная ситуация, только вместо пациента — робот. Для персонала это была полная неожиданность.
— Мы не просто тренируем врачей, а выявляем проблемы при какой-то конкретной ситуации. Как в этом случае, когда у пациента в приемном покое остановилось сердце, — привел пример заведующий кафедрой анестезиологии, реанимации, интенсивной терапии и скорой медицинской помощи Амурской ГМА Сергей Ходус. — Важно было увидеть, как работает не только дежурный врач, а вся бригада, вся больница, включая забор анализов, передачу информации, интенсивную терапию, транспортировку. Может, лифт не работает или долго едет. Логистические моменты тоже выявляем.
Медицинские роботы стоят очень дорого — по 20 и 30 миллионов рублей. Средства на оснащение вузам выделяет Минздрав России.
— Конечно, нам многое хочется внедрить в симуляционном центре, начиная с VR-технологий, инновационных хирургических симуляторов. Но полностью погружаться в виртуальную реальность все-таки не стоит, иначе руки теряют навык, — считает Сергей Ходус. — «Цифра» — не может быть панацеей от всего. Важна цель, которую мы хотим достичь. Для диагностики, сосудистых операций — это хорошо, а вот для отработки реанимации и экстренной помощи — не всегда, потому что ты не работаешь руками.Поэтому тренинги и обучение с использованием медицинской симуляции — это наш сегодняшний день, наша ежедневная работа.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии