• Динозавров на Михайловских столбах фотографирует жительница Амурской области Полина Янакова.
  • Иван Болотский. Фото: «Амурская правда»
  • Фигуру керберозавра установили в Благовещенске на конечной остановке автобуса №5.
  • Полутораметровый амурозавр возле калининского кольца в Благовещенске. Фото: Арина Александрова.

Визитная карточка Благовещенска — динозавры: туристов планируют знакомить с прошлым города

Сегодня амурская столица на слуху как единственный административный центр России, который граничит с Китаем. Но у нее есть и другое не менее весомое отличие: только представьте, в прошлом городские просторы населяли сразу несколько видов динозавров.

Попасть к нам на раскопки сегодня стремятся ученые из разных стран. А муляжи гигантских рептилий родом из Приамурья выставляются в ведущих музеях планеты. Вот только наш собственный Палеонтологический музей и лаборатория не могут вместить все находки исследователей, а в киосках еще до недавнего времени было не найти дельного динозаврового сувенира, да и динозаврового туристического маршрута — тоже.

Теперь официально: администрация Благовещенска заинтересована в том, чтобы динозавры стали визитной карточкой города и туризм делал ставку на допотопных гигантов. Заместитель мэра Виктория Хопатько заявила об этом в ходе круглого стола «Динозавры — актуальный бренд Благовещенска. Развитие и расширение палеоэкскурсионного пространства города».

— Библиотека имени Чехова стала переговорной площадкой. Мы собрались, чтобы вместе всерьез обсудить популяризацию динозаврового наследия, которое имеем, — отметила Виктория Хопатько.

Эта переговорная площадка объединила представителей администрации, художников и дизайнеров, руководителей учреждений культуры и заместителей директоров школ по воспитательной работе, ученых, да и просто заинтересованных людей.

Ученые не против пускать на знаменитое местонахождение и туристов. Но только когда будет инфраструктура для демонстрации, иначе гости помешают работе.

— Мы готовимся к приему большого количества иностранных гостей. В частности, когда будет открыта канатная дорога, количество туристов из КНР увеличится в разы. И, конечно, инфраструктура города должна быть к этому готова, — добавила начальник управления культуры Благовещенска Валентина Мищенко. — К этому мы должны планомерно готовиться: и с креативными индустриями, и с продукцией, которую можно будет монетизировать. А это и сувениры, и экскурсии, интересные и взрослому, и ребенку.

Какие палеонтологические прогулки проводят в Благовещенске

В городе есть что показать и рассказать. Сенсационных фактов и находок хватит, чтобы снять отдельную серию грандиозного документального сериала «Доисторическая планета». Амурские палеонтологи делают открытие за открытием. Благодаря их работе мировая наука получила керберозавра и амурозвра, они доказали, что у нас жили звезды «Парка юрского периода» тираннозавры, самые крупные наземные животные в истории Земли — зауроподы весом в 30 тонн, у нас ползали чудовищных размеров древние черепахи, прыгали лягушки-великаны и таились в болотах громадные крокодилы.

— Существование амурозавров в Благовещенске доказал мой папа — Юрий Леонидович Болотский путем 30 лет сверхчеловеческих усилий! — рассказал участникам круглого стола научный сотрудник лаборатории палеонтологии ИГиП ДВО РАН Иван Болотский. — Я всё это видел изнутри, как работала большая команда — там, где никто не верил. Прилетал известный палеонтолог Анатолий Рождественский из Москвы, они покопали около двух месяцев и попали на муссонные дожди, никаких костей не взяли. Рождественский пришел к выводу, что местонахождение интересное, конечно же, но, скорее всего, бесперспективное. Потому что костей мало, по его мнению, их принесло сюда откуда-то речной водой, они тут осели и ничего найти нельзя. Так вот, Юрий Леонидович и все, кто ему помогал, в том числе и моя мама, и я — просто достали вот эту динозавровую экосистему из подземного мира, из каких-то неведомых глубин.

Сенсационные факты о динозаврах Благовещенска и по сей день гремят на весь мир, они легли в основу палеонтологических прогулок. Для благовещенцев и гостей города их уже проводит кандидат исторических наук Елена Пастухова. Она разработала культурно-познавательный проект «Динозавра видели?», в который входит, к примеру, научно-популярная экскурсия «Благовещенск палеонтологический».

Первую такую прогулку устроили в мае этого года — в Международный день динозавров. Она началась с Палеонтологического музея Института геологии и природопользования ДВО РАН, там ребятам рассказали, где в Амурской области находят останки древних ящеров, кто делает научные открытия и к какой эпохе относятся наш олоротитан Ванюша.

Затем делегация отправилась изучать арт-объекты города, посвященные динозаврам. Это амурозавр на набережной Амура, следы керберозавра по соседству с ним и сам керберозавр на конечной остановке автобуса № 5. Участникам экскурсии не только рассказывали историю — с помощью рулетки ребята измеряли необъятный след.

— Мне очень нравится архитектурная форма со следами на набережной, — рассказывает Иван Болотский. — Вот она получилась действительно удачная. То есть и следы взрослого гадрозавра очень похожи, и всё это как-то вот так увязали с азиатским садом камней. После дождя следы наполняются водой, туда накидывают камушки — некий интерактив такой, в то же время довольно аутентично выглядит. Я когда мимо прохожу, всё время задерживаюсь там.

Не исключено, что в будущем на таких прогулках можно будет услышать, какие звуки издавали динозавры.

— Это реально! Нужно подготовить качественные модели черепов и продуть через них сжатый воздух. И тогда можно получить достоверный звук, — комментирует задумку краеведов Иван Болотский. — Опыты такие проводились нашими западными коллегами. Но сейчас технологии развиваются и в России, мы сможем сделать такое и у нас. Всё это есть, люди умнейшие, увлеченнейшие у нас есть!

В программу проекта «Динозавра видели?» также включена искусствоведческая экскурсия о деятельности амурских художников в стиле палео-арт «Александр Кантемиров и его динозавры». Здесь участники попадают в мастерскую скульптора, члена Союза дизайнеров России Александра Кантемирова, который создал немало динозавровых арт-объектов: из-под его руки вышли картонный тираннозавр, встречающий гостей на входе в ИПК «Приамурье», композиция «Динозавр и казак Манакин», созданная в технике «заборопластика», олоротитан, сплетенный из веток в стиле ленд-арт.

Линейку маршрутов городские власти задумали расширить. Впереди встреча с  представителями туристического бизнеса.

— В этом году мы очень плотно занимаемся экспериментальной отработкой экскурсионных маршрутов совместно с научным сообществом и народными экскурсоводами, краеведами, — рассказала заместитель мэра Благовещенска Виктория Хопатько. — Методом проб и ошибок понимаем, какая информация окажется более полезной, интересной и востребованной. Поэтому маршруты пока тестируем, в прогулках участвуют и студенты, и старшеклассники, и люди старшего поколения. А туристические фирмы мы призываем не просто заинтересоваться этой темой, а сделать ее одной из центральных.

Исторический забег доисторических титанов: динозавровые бега могут стать традиционными

В этом году по площади Благовещенска бегали тираннозавры. Состязание прошло в День города и уже вписано в его историю. Желающим выдали надувные костюмы монстров с открытой зубастой пастью и отмерили им дистанцию в 500 метров. В фильме «Парк юрского периода» тираннозавр преследовал джип, который ехал со скоростью 70 километров в час, но, как считают ученые, на самом деле быстро передвигаться эти доисторические хищники не могли в силу огромных размеров (вес достигал 6–8 тонн).

В нашем случае на стремительный бег никто и не рассчитывал — костюмы «легкоатлетов» и скорость несовместимы, но участники необычного соревнования с задачей всё же справились довольно резво — за несколько минут. Неподготовленным тираннозаврам, возможно, бежать было непросто, но весело и интересно — а это главное.

— Было забавно наблюдать за толпой динозавров, как они приветливо рычали друг другу, как стартовали наперегонки, — вспоминает комик стендап-клуба Роман Зайцев. — Я тоже с удовольствием надел костюм и рванул к финишу. Дискомфорта не испытал, тем более что 500 метров для меня — слишком простая дистанция, в прошлом году я марафон преодолел. Единственное — в костюме не хватало воздуха, на финише я высунул голову наружу и надышался вволю. Рядом была скорая, и я чувствовал себя в безопасности. Вообще, мне всё понравилось, особенно фотографироваться с детьми и махать им ручкой (то есть лапой).

Тираннозавры миллионы лет назад действительно гуляли по территории будущего Благовещенска. Палеонтологи нашли зубы, принадлежащие этому роду древних рептилий. Так что динозавровые забеги в Благовещенске — это дань памяти. Устраиваются они, кстати, в разных странах мира. А костюмы везде, судя по фото в интернете, примерно одинаковые.

В управлении по делам молодежи Благовещенска задумались над тем, чтобы в будущем уже традиционные костюмированные гонки сделать более оригинальными: участникам предложат создавать наряд на конкурс, привлекая семью и друзей, а потом — выходить на старт.

Конфеты и елочные игрушки в виде динозавров: что предлагает Александр Кантемиров

Член Союза дизайнеров России Александр Кантемиров видит забег по-другому. Вместе с художником Николаем Рыбаком он разработал эскизы наподобие игрушек с лошадиной головой — только с головой динозавра. Так, считает автор, участникам гонки как минимум будет удобнее бежать. К слову, в некоторых странах, в том числе и в России, устраивают соревнования по хоббихорсингу — участники седлают деревянную палку с головой скакуна. Почему бы не сделать аналогично с динозавром?

Вообще, мастерская скульптора и сама как арт-объект. И среди рисунков и эскизов скульптур на другие темы выделяется динозавровая. Тут наброски и фото тех работ, что уже претворены в жизнь и которые свет пока не увидели. К примеру, к Фестивалю цветов два года назад Александр вместе с другом хотел создать клумбу с динозаврами: по их задумке, в живых папоротниках и лопухах должно было быть «свито» гнездо из глины, камней и земли с яйцами динозавра, из которого впоследствии бы вылупился детеныш.

— Яйца должны были светиться благодаря солнечной батарее, а рядом стояла бы инструкция, как фотографироваться. Вот такой был проект, но в городской администрации его утверждали очень долго, дедлайн был просрочен, мы не успели бы материалы заказать и сделать. Собственно, из-за этого проекта нет, — рассказывает Александр Кантемиров.

Он болеет темой динозавров с детства, с тех пор, как папа показал местонахождение исполинов на улице Нагорной. Как-то даже превратил свою комнату в музей динозавров с полутораметровыми экспонатами из бумаги и водил туда экскурсии для друзей.

— В Благовещенске мало кто знает, что у нас жили динозавры, хотя это уникальная штука — в черте города иметь такое большое «кладбище» динозавров. С единомышленниками мы уже много лет пытаемся из этого сделать фишку города. Сейчас и администрация на это обратила внимание, что очень хорошо. Мне кажется, наши палеонтологи очень рады такому отношению к их делу. Глядишь, таким образом привлечем внимание и, может быть, когда-нибудь — и капиталы. И в итоге палеонтологи всё-таки получат музей нормальный, полноценный, а не вот эти несколько зданий разрозненных, которые не очень подходят для хранения костей.

Сейчас у Александра Кантемирова и Николая Рыбака есть коммерческая задумка: помимо динозавров-скакунов, создавать кондитерские изделия в виде динозавров, открытки, елочные игрушки, брелоки. Спрос уже есть, об этом мастеру рассказала одна из турфирм города.

— Приезжают гости, а сувениров нет. Не только недорогих, но и премиум-класса, скажем так. Когда в Благовещенске работал вице-президент Союза дизайнеров России Олег Семенов (он приезжал как раз с лекцией о сувенирной продукции), сказал: Благовещенск уникален тем, что у вас через реку Китай, а когда в сувенирную лавку заходишь, единственное — хохломы меньше, чем в других городах России, — вспоминает художник. — То же и с динозаврами. Главное — развивать локальную идентичность — то, что отличает нас от других.

От горки в виде доисторического ящера до Фестиваля динозавров

Созданием сувенирной продукции в Благовещенске между тем уже занимаются в Доме ремесел, мастера продают свои разработки на молодежных маркетах: броши и заколки из эпоксидной смолы в виде амурозавра, матрешки, открытки, сумки, подушки с его изображением.

Бетонные, плетеные и картонные динозавры стали населять Благовещенск несколько лет назад. Это привлекло внимание не только палеонтологов, но и горожан, и туристов.

— В рамках муниципального гранта в сфере культуры и искусства несколько лет подряд поддерживались проекты творческой группы, которая оформляла придомовые площадки в динозавровом стиле. К примеру, во дворе по улице Строителей, 68, дети катаются с горки в виде динозавра, а на карусели и качели нанесены интересные факты о благовещенских древних ящерах, — рассказывает Виктория Хопатько. — Неравнодушные горожане знают историю Благовещенска и хотят ее вот в такой форме донести до подрастающего поколения. Замечательно, что инициатива исходит от местных жителей и арт-объекты ставятся тоже с подачи творческого сообщества: и Свободных художников, и областного отделения Союза дизайнеров России.

Администрация города поддерживает развитие событийного туризма. На круглом столе предложили даже организовать традиционный Фестиваль динозавров.

— Сейчас среди участников круглого стола находятся заместители директоров школ по воспитательной работе. Они работают с детьми, и, возможно, с их подачи кто-то заразится темой динозавров, — высказалась заммэра Благовещенска. — Нам очень важно воспитать своих палеонтологов. Можно организовать для школьников профессиональные пробы в рамках проекта «Билет в будущее», чтобы заинтересованные дети смогли поближе познакомиться с редкой профессией.

Динозавровый бренд Благовещенска: задача соблюсти грань между вау-эффектом и аутентичностью

В Амурской области работают всего два профессиональных палеонтолога, имена которых знают ученые во всем мире — Юрий Болотский и его сын Иван. В семье болеют своим делом и годы жизни отдали раскопкам. Открытия еще впереди. Потомственный палеонтолог Иван Болотский обеими руками за популяризацию темы динозавров, и готов помочь продвижению бренда. Это не только привлечет туристов, но и местным жителям откроет тайны прошлого амурской земли.

— Юмористическое отступление: хотелось бы, чтобы люди перестали динозавров с мамонтами путать, — улыбается Иван Болотский. — А то обычное дело: «Мамонт, мамонт!» Ну а вообще, это признак культурного, образованного человека — иметь представление о своей малой родине, знать основные факты об истории формирования региона, о флоре, о фауне, о древней флоре, фауне. Как минимум знать, что за динозавры у нас тут имеются. И что исследования имеют многолетнюю историю, а Благовещенск — единственный в мире населенный пункт, прямо в черте которого расположено динозавровое местонахождение. Не надо ехать в какие-то поля в экспедицию, это прямо в городе есть.

К слову, ученые не против пускать на знаменитое местонахождение и туристов. Но только когда будет инфраструктура для демонстрации, иначе гости помешают работе. Пока на охраняемый объект доступ имеют только палеонтологи и волонтеры, которые ведут раскопки.

Например, в Китае в провинции Ляонин, где нашли ископаемые остатки оперенных динозавров, птиц, млекопитающих и растений, соорудили конструкцию для наблюдения.

— Там вскрыто обнажение, наверное, метров в 100, точно. И там видно всю стратиграфию, все слои, сделаны балконы, чтобы люди ходили, — описывает Иван Болотский. — А над этим всем нависает конструкция в виде лежащего динозавра с застекленными окнами. Смотрится футуристично, впечатление просто сногсшибательное оказывает!

При создании бренда главное, подчеркивает Иван, соблюсти грань между вау-эффектом и аутентичностью. То есть должно быть не только захватывающе и красиво, но и научно, а точнее — научно-популярно. В этом готова помогать и некоммерческая организация, которую вместе с друзьями создал Иван Болотский. «Центр содействия развитию науки, культуры и спорта «История плюс» привлекает спонсоров, имеющих возможность и желание вкладывать деньги в науку. Ведь открытия только на энтузиазме делать сложно.

— Если кто-то хочет проспонсировать наших динозавров, то это можно делать в том числе через НКО. У нас постоянно есть нужда в расходниках, в инструментах, сверлах для бормашинок, химических реактивах и так далее, — отмечает палеонтолог.

Тысячи туристов на раскопках: как прошел фестиваль «Динотерра» в Кузбассе

Пока Благовещенск только раскачивает динозавровый бренд, в стране есть города, которые зарабатывают на доисторическом прошлом. В конце июня в деревне Шестаково в Кузбассе провели научно-популярный фестиваль «Динотерра». В тех краях был обнаружен скелет сибирского пситтакозавра — гигантского ящера-попугая. В этом году «птичке» исполнилось 125 миллионов лет и два года. Десяткам тысяч гостей устроили настоящие палеонтологические раскопки, был концерт звездных хедлайнеров и первое световое шоу динозавров в Сибири, самое большое диношествие в костюмах. Выступали ведущие палеонтологи, принял участие и сотрудник лаборатории палеонтологии из Благовещенска.

— В Забайкальском крае, где найден кулиндадромеус (знаменитый динозавр из России с перьями и чешуей), тоже пытаются бренд развивать, — рассказывает Иван Болотский. — Успехи разные у всех, но шаги в этом направлении ведутся. Энтузиасты получают правительственную, грантовую поддержку, удается заручиться поддержкой бизнеса.

Но главное, считает Иван, и мы не опоздали. А созрели для того, чтобы динозавровый Благовещенск в полную силу загремел на весь мир. Ведь наше местонахождение динозавров гораздо богаче, чем многие известные, а находки — сенсационнее и уникальнее. А то ли еще будет!

Возрастная категория материалов: 18+