Фото: личный архив Александра ПлющФото: личный архив Александра Плющ

Потомственный железнодорожник 

Александр Плющ с детства писал стихи, рассказы и пьесы — но музыке никогда не учился. Но именно она стала главной в его жизни. Он родился на Донбассе — в той самой Авдеевке, печально известной в последние годы по военным сводкам. 

— Дед мой — Плющ Александр Константинович 1908 года рождения работал на паровозе. 21 мая 1951 года был награжден орденом Ленина. Отец мой работал машинистом тепловоза. Я закончил Авдеевское городское профессиональное техническом училище номер 43 — учился на слесаря, — рассказывает потомственный железнодорожник. 

«Допрашивали меня про мои счастливые — это же рейтинг, это шоу. Я красиво соскочил с темы и спел строчки из «Соломенной шляпки»: «Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жанетта, Жоржетта»! И сразу все хохотом легли!» 

Саша пел с детства — для своих. А после того, как на школьном вечере исполнил знаменитую песню Демиса Русоса «Сувенир», его позвали в молодежную группу. Выступали в деревнях с концертами. В училище стал солистом ансамбля — пел вместе с ребятами со своего двора. 

— После училища работал на Донецкой железной дороге, потом ушел в армию. Попал под Воркуту: Печора, Северное сияние, оттуда — в Иркутскую область. Очень понравился север. Но после службы я вернулся на дорогу водителем, — рассказывает Александр Плющ. 

На БАМ — с хитростью 

Однажды на Донецкую железную дорогу приехали агитаторы.

— Говорили: «Давайте, ребята, приезжайте к нам на БАМ!» Но я как-то не обратил внимания. А потом повез Анну Николаевну, которая у нас за снабжение отвечала, а она говорит: «Мой Валерочка на севере получил тысячу рублей!» Я говорю: «Как?! У меня 60 аванса и 17 — получки!» — смеется Александр Плющ. 

Так север и заманил. Правда, для этого пришлось схитрить: вызов на БАМ он взял у парня, который только вернулся из Верхнезейска. Пришел в свою контору и заявил, что его вызывают на комсомольскую стройку. И его отпустили! Это был 1987 год. 

— Я ехал из Донецка на поезде до Тынды. Приехал в Верхнезейский, а там стройки идет, деревянные бараки, доброта, — вспоминает бамовец. — Прихожу со своим дембельским чемоданом в контору и говорю: «Вот бумажка, у вас поработать хочу!» Спрашивают: «Кто тебя вызывал?» Я: «Там же написано: Цымбал Владимир Васильевич». Зовут его, выходит такой здоровый шкаф. А я его не видел сроду, просто фамилию в вызове прочитал. Владимир Васильевич завел меня в кабинет и говорит: «Ты с Авдеевки? А начальник очистных сооружений Плющ Борис Александрович тебе кто?» Я отвечаю: «Это родной брат моего отца!» И он кричит: «Все, принимаем парня!» Оказалось, что они с моим дядей — друзья детства. Как будто ангел надо мной летал, если я спотыкался — помогал. 

Сначала устроился слесарем — чтобы осмотреться. А потом по привычке сел за руль — на водовозку. В Верхнезейске они с друзьями создали ансамбль — «Резонанс» гремел на всю магистраль. Люди танцевали, знакомились, влюблялись под их песни.

В лихих 90-х стране стало не до БАМа, а людям, которые там жили, а точнее выживали — не до музыки. В 1994 году ансамбль распался. «Все стали на Украину возвращаться. И мне кричали: «Давай, давай!» — вспоминает Плющ. 

Но он остался. Жил, работал, писал стихи и песни. «Заключал счастливые браки на небесах и падал вниз. Потом крылья восстанавливал», — с грустью в голосе говорит Александр. 

В этом году отметит 35-летие непрерывного стажа на БАМе. Из них 23 года — стропальщиком в восстановительном поезде. 

— Занимаемся ликвидацией аварийных ситуаций. Если сход тепловоза или вагоны «ушли», то приезжаем и поднимаем. У нас бульдозеры, краны, специальные инструменты, тросы, — объясняет он специфику. — Постоянно тренируемся, отрабатываем ситуации. В любой момент мне могут позвонить: я побежал и мы уехали. 

В 2009 году он упал с крыши гаража и сломал позвоночник. 7 месяцев был на больничном. 

— Лежу в палате и Богу говорю: «Дай мне еще попеть!» А он наверху, видимо, посмотрел и сказал: «Да ты еще потанцуешь!» — ни тогда, ни сейчас не унывает Плющ. 

И все эти году он поет и танцует! Каждое его выступление — это настоящее представление!

— Я сейчас ездил в круиз — по всем нашим поселкам на западном и восточном участках магистрали. Люди так принимали! Просто в восторге! Бегут фотографироваться, с детьми, берут автографы. Прибегает народ в жилетах железнодорожных! Меня прозвали «Зажигалкой»! — смеется народный артист БАМа. — Понимаете, поселки маленькие, у людей нет праздника. Я ж чуть-чуть веселый! Завожу всех юмором своим! Перед выходом на сцены спрашивают, как меня объявить? А я говорю: почетный алиментщик Зейского района! Надо дарить людям радость! Песня дает общение! 

«Им понравилась моя харизма и песни»

Плюща нередко сравнивают со всенародно любимыми «Песнярами»: своими душевными песнями, в концертном костюме с вышитыми маками, соединенными пышным плющом, он действительно похож на кумиров 80-х. С ними железнодорожник БАМа и встретился — в студии у Андрея Малахова. 

— Мне многие говорили: «А что ты на «Голос» не поедешь? Я говорю: «Если я поеду, то меня только подметать вокруг здания возьмут! Там такие таланты!» — заявляет музыкант-самоучка. — А месяца полтора назад дали мне телефон программы «Песни от всей души». Я позвонил, девочка Виктория трубку подняла, я говорю: «Здрасьте, к юбилею БАМа готовимся? Если что, давайте клип скину». Я скинул. Мне перезвонили где-то через две недели. Сказали, что им понравилась моя харизма (до сих пор не понял, что это такое), юмор, песни. Попросили снять на смартфон дачу мою, коллекцию музыкальных проигрывателей, работу. И сказали: завтра выезжаешь! Ребята мои меня с радостью отпустили. 

Еще две просьбы от редакторов — взять для выступления «песняровский»костюм и привезти … багульник. 

— Я когда записывал для программы привет с БАМа, он как раз у вокзала цвел. И на кадрах им так понравился: оказалось, Малахов никогда багульник не видел! — объясняет неожиданный заказ Александр Плющ. — Я москвичам объясняю: да он уже отцвел! Сказали: все равно вези. Я выкопал куст возле школы и с этим веником поехал: сначала до Тынды, оттуда до Нерюнгри и уже самолетом из Чульмана. Воду в пакет подливал. В самолете спросили, куда лучше поставить, я сказал: «Лучше у входа, а то Малахов обидится». 
 

С ним он и приехал на запись в киностудию имени Горького. А там за столом — артисты, песни которых бамовец, как и весь БАМ, пел и поет всю жизнь. Юрий Антонов, Юрий Маликов, Елена Преснякова — они выступали с концертами на комсомольской стройке. А актер Андрей Соколов — сам бамовец! В старших классах московским школьником он приезжал к отцу в поселок Дипкун: работал слесарем, а в редкие дни отдыха ловил щук на Зейском водохранилище. 

— Перед съемками он мимо пробегает, я ему: «Привет Дипкуну от ребят из Верхнезейска!» Он удивился: «Ты правда оттуда!?» Остановился, руку пожал! — улыбается певец БАМа.  

Душевные судьбы и рукопожатие Баскова 

Во время программы народные артисты и артисты из народа не только вспоминали жизнь и романтику главной стройки СССР, но и чествовали семьи, которые живут на магистрали. В подарок одной из пар неожиданно спел Николай Басков. «Он мне даже руку пожал! Всё, думаю, мыть не буду, забинтую и лет пять буду ходить!», — шутит бамовец. 

Вот и звездных гостей амурский железнодорожник покорил не только талантом и ярким образом, но и чувством юмора. 

— Когда мы репетировали перед записью, мне сказали: «Александр, можете дать больше эмоций?» А я ответил: «Ребята, не переживайте, я так бахну, что вы упадете»! И на записи спел все с первого дубля! — вспоминает Александр Плющ. — Мои бамовские песни мне исполнить не дали, я спел «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся» — она у нас самая популярная была на танцах. Мне потом Юрий Маликов сказал, что я очень красиво подал их песню. Мне было очень приятно. 
 

Но Андрей Малахов интересовался не только творчеством неординарного исполнителя с Дальнего Востока.  

— Все равно под кожу залезли. Спрашивали меня про мои браки счастливые — это же рейтинг, это шоу, — констатирует музыкант. — Но ты же не будешь объяснительную на всю страну писать: сколько у тебя было браков, кого любил — кого не любил, с кем разошелся. Я красиво соскочил с темы и спел строчки из «Соломенной шляпки»: «Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жанетта, Жоржетта»! И сразу все хохотом легли! 

А потом — песни под баян с Валерием Сёминым и душевные разговоры про БАМ.

— Очень теплая передача получилась, такая радостная! Я был окрыленный! Анонс программы уже по всей стране разлетелся, мне звонят отовсюду: «Саня, мы будем тебя смотреть!» Сын у меня работает в Ургале помощником машиниста тепловоза. Сказал мне: «Батя, я тобой горжусь! Ты добился того, чего хотел!» — признается любимый певец БАМа. 

«БАМ останется в сердце каждого»

Его знают и любят по всему БАМу. А его песни о детстве, дружбе, любви и стране, которые он выкладывает на свою страничку в «Одноклассниках», поют по всей России. Да что песни: у Плюща есть даже клипы. В одном из них на главный хит «Бамовская дружба» снялся сам Герой Соцтруда и легенда магистрали Иван Николаевич Варшавский. 


 

— Меня иногда спрашивают: тебе за концерты платят? Нет, приглашают — я бесплатно катаюсь. А порой сам покупаю билеты и еду с концертом. Люди меня знают, ждут. В этих маленьких поселках даже приезд простого Плюща — все равно радость! И одет красиво, и песни какие поет! Для «Чайханы» я купил халат, привезли из Ташкента. Так со мной в Юкталях таджики танцевали: «На Востоке, на Востоке, что за небо без луны» (поет. — Прим. АП). В Татуале узбеки танцевали! Вы же знаете, что БАМ строили все национальности? — вопрос Александра, конечно, не требует ответа. 

Но есть в сердце этого весельчака и балагура одна непроходящая боль — родной Донбасс.

— Все, кто уехал в 1991 году с БАМа и вернулся на Украину — все пострадали. На моей родине идет спецоперация, — говорит Александр Плющ. — Сейчас мои земляки, мои друзья смотрят по интернету мои выступления, все звонят. Написал песню про Авдеевку — ее спели на день города, она разошлась в народ. Сделал клип — тоже разошелся. Написал песню своего детства, как папа меня маленького по кафешечкам водил — разослал всем. Друг звонит: «Саня, мы сидим с женой с одной сумкой, у нас ни дома, ни хрена нет. Слушаем твои песни, жена плачет. Грустно на душе, но песни твои — класс!» Другой тоже с Донбасса: «Всё потерял, жена погибла, живет у дочки. Спасибо, что ты нас поддерживаешь, мы тобой гордимся!» Все, кто уехал, вспоминают БАМ — мы жили одной семьей, он нас связал такой дружбой! БАМ останется в сердце каждого, кто был здесь. Мы такую дорогу прошли. А мои песни сегодня всех связывают и дарят хорошие настроение и добрые воспоминания. 

Во время разговора Александр постоянно читает свои стихи, поет песни. И заканчивает строками, которые написал к своему 60-летию — своим родным и близким:

«Я благодарен всем своим друзьям, своим родным, а также своим близким.

Что с вами шел дорогою одной, что не свернул с нее и не упал я низко. 

Вы для меня как будто маяки, светившие в огромном океане,

Я благодарен своему отцу, своей сестре, ну и конечно маме. 

Я благодарен одноклассникам своим, с которыми я грыз гранит науки,

А также всем учителям от нас, от непосед, терпевших муки.

Спасибо БАМу! Я очень рад, что он не дал моей душе ледком покрыться.

Спасибо Богу, что в свои 60 могу вам всем сегодня низко поклониться». 

Возрастная категория материалов: 18+