• Фото: пресс-служба Министерства транспорта Российской Федерации.

Место встречи изменить нельзя

3,7

миллиарда рублей направили из федерального и областного бюджетов на подготовку Тынды и притрассовых поселков к юбилею БАМа.

К этому долгожданному дню Тында и вся Амурская область готовилась больше двух лет: столица Байкало-Амурской магистрали должна была встретить полувековой юбилей действительно по-столичному. И это получилось. Миллиарды рублей — на новые дороги, мосты, фасады, ремонты учреждений. Не без сложностей и вызовов Тындочка встретила гостей со всей страны красивой, уютной и гостеприимной.

Три дня на вокзал прибывали поезда с теми, кто прокладывал эти рельсы, — строителями магистрали. По традиции на вокзале прошла стыковка двух эстафетных поездов из Иркутска и Хабаровска — как символ стыковки «золотого» звена Байкало-Амурской магистрали.

Фото: Алексей Сухушин

Все эти дни улочки, парки и скверы города, на которых звучали бамовские песни, были заполнены компаниями. Люди разных национальностей, религий и профессий, как и 50 лет назад, встречались, общались, фотографировались и вспоминали лучшие годы своей жизни.

Вот шумная делегация из солнечной Кубани в самом центре Тынды выстроилась для коллективного фото.

— Настроение — шикарное! Всё замечательно! Прекрасно! Тында так изменилась! Мы решили переехать сюда жить!  — наперебой рассказывает молодежь 80-х.

На улочках Тынды люди разных национальностей, религий и профессий, как и 50 лет назад, встречались, общались и вспоминали лучшие годы своей жизни.

— Когда мы приехали в 1980 году, здесь были сопки, тайга и вагончики! — вспоминает Наталья Ишбулатова. — Мы тут жили, работали, у меня здесь родились дети! Но в 1992 году уехали — и всё это время я мечтала вернуться в Тынду! Это город нашей молодости! Мы очень рады, что нас направили на этот праздник! Семеро суток в поезде пролетели, но всё это время меня переполняло волнение! Я просто счастлива!  


Стоя на площади, окруженной высотками с потрясающими бамовскими муралами, они помнят, как в 50-градусные морозы их вагончики отапливали паровозами, а воду привозила водовозка. Помнят, как ждали ледохода на Тынде и бегали смотреть на это завораживающее зрелище.

— БАМ для меня — большая школа жизни и большие жизненные уроки, — рассказывает инженер-строитель Екатерина Худоногова из Иркутска. У нее на груди лента с надписью «Первопроходец БАМа» — они с мужем действительно приехали в поселок Звездный одними из первых.

— Спали в палатках, уставали, но после работы выходили, пели песни под гитару. Помню, нам построили деревянную танцплощадку: мы приходили, снимали сапоги возле нее и переобувались в домашние тапочки, чтобы не замарать, — в этих воспоминаниях сибирячки вся романтика великой стройки. — На кострах готовили еду. Как-то к нам приезжало немецкое телевидение. Подружка моя показала им, как мы разводим костры, варим обед. У них на глазах открыла ножом банку тушёнки и бросила в кастрюлю! Они были в шоке: как так русская женщина без открывашки консервы открыла?! Вообще люди были простые и порядочные: у нас парни зарплату под подушку клали в палатках — никто не брал.

Воспоминаний у бамовцев — как километров у магистрали. «Тоскливо, правда, что хлебозавод в Тынде перестал работать, теплицы, мясокомбинат», — признаются строители.

«Мы вам сыграли музыку — с вас памятник»

В главный день празднования — 8 июля — гости собрались на площади 25-летия БАМа. Именно здесь появилась новая достопримечательность столицы магистрали — памятник ее строителям.

Бамовцы мечтали о нем давно. Но мечта так и оставалась мечтой, до того момента, когда Герой Соцтруда, легендарный бригадир Иван Варшавский не озвучил эту идею главе РЖД Олегу Белозерову.

Фото: Алексей Сухушин

— Я на 45-летии БАМа сказал ему: мы вам сыграли музыку, построили дорогу, а вы теперь поставьте бамовцам памятник! — вспоминает Иван Николаевич.

Центральная часть нового памятника символизирует трудовую победу строителей БАМа, изображая «золотой стык» двух направлений строительства магистрали — Западного и Восточного участков.

И главный железнодорожник страны слово сдержал. Автором мемориального комплекса стал народный художник России Салават Щербаков, а над созданием мемориала работали 20 скульпторов. Авторы изучили документальные материалы о великой стройке, беседовали с ветеранами БАМа.

И результат впечатляет. На переднем плане размещены бронзовые фигуры — это собирательные образы комсомольцев, военных железнодорожников и гражданских строителей БАМа. Центральная часть скульптурной композиции символизирует трудовую победу строителей БАМа, изображая «золотой стык» двух направлений строительства магистрали — Западного и Восточного участков.

Фото: Алексей Сухушин

На внутренней стороне памятника отражено, как росли и развивались бамовские поселки и города, и как проходила жизнь строителей магистрали. В сотнях фрагментов: первые палаточные городки и щитовые поселки, насыпи и первые поезда, первые детские сады и площадки, школы и стадионы.

— Для нас сегодня очень важный день, мы с волнением смотрим на реакцию людей, — признается Салават Щербаков, стоя у гигантского монумента. — Нам оказали доверие, а эта работа стала нашим рекордом. БАМ — колоссальное событие для всей страны. И, приехав сюда, я вижу этот характер БАМа, всего Дальнего Востока. Это была очень важная для нас работа.

Фото: Алексей Сухушин

Было важно проникновение и понимание этой большой темы. Мы читали, смотрели, общались с людьми. Очень много дали ветераны. Каждый пункт, каждый штрих здесь важен: от вертолетов до лома. И главное — сам дух людей всех профессий, которые строили эту дорогу.

Не нужен нам хай-тек

За несколько минут до открытия на площади появились глава РЖД Олег Белозеров и Герой Соцтруда, председатель «Бамовского содружества» и начальник ГлавБАМстроя Ефим Басин. Они обошли монумент, обсуждая детали. 

— Грандиозно! — поделился с «Амурской правдой» своими эмоциями Олег Белозеров! — Я как раз сказал, что ветераны БАМа и здесь сработали на отлично: выбрали самый правильный эскиз.

— Всё рождалось в споре! — улыбается Ефим Басин. — Нам сначала хай-тек какой-то предлагали. Но мы сделали по-советски! Надежно, достойно!  

— Да, по-советски — по-бамовски! Памятник действительно отражает дух стройки! — согласился главный железнодорожник России.

Неожиданно к ним подошел ветеран в спецовке с комсомольскими значками и медалями:

— Отличная идея! Замечательное воплощение! Отражение истории нашей страны, связь строителей и эксплуатационщиков!

Ветераны — всегда в строю

Фото: Алексей Сухушин

На площади было жарко — и не только из-за 30-градусной жары. Бамовские песни, объятия, радость и слёзы встреч. Под шатром в первом ряду — четверо бамовских Героев Соцтруда: Иван Варшавский, Леонид Казаков, Вячеслав Аксёнов и Виктор Лакомов. О них сняты документальные фильмы и написаны книги, в их честь названы тепловозы, курсирующие по железным дорогам России.

Праздничный митинг у памятника открыл помощник Президента России, бывший министр транспорта и бамовец Игорь Левитин. Он поздравил коллег с юбилеем и зачитал поздравление от Владимира Путина.

В честь бамовских Героев Соцтруда: Ивана Варшавского, Леонида Казакова, Вячеслава Аксёнова и Виктора Лакомова названы тепловозы, о них сняты фильмы и написаны книги.

— Полвека назад легендарная стройка объединила для решения общегосударственных задач сотни тысяч гражданских специалистов и воинов-железнодорожников. Благодаря энтузиазму и героическому, самоотверженному труду строителей, изыскателей, рабочих, представителей других профессий были возведены километры стальных дорог, мосты и туннели, технические сооружения. БАМ дал жизнь новым городам и поселкам, станциям, стал местом рождения смелых идей и замыслов, — зачитал он. — БАМ помог открыть для отечественной экономики перспективные, быстрорастущие рынки АТР, обеспечил надежный транспортный маршрут для всей Евразии. Сама жизнь убедительно доказала востребованность этой стратегической магистрали. И потому на повестке дня — дальнейшая модернизация БАМа и Транссиба, повышение их пропускной способности, обновление железнодорожной инфраструктуры.

Олег Белозеров поблагодарил всех тех, кто строил мосты, тоннели, станции, дома, поселки и города. Кто преодолел все трудности и подарил стране БАМ. И сказал спасибо всем, кто продолжает это великое дело.

На церемонии присутствовали губернаторы дальневосточных регионов, по которым проходит БАМ: Амурской области, Хабаровского края и Якутии. От их имени всех поздравил амурский губернатор Василий Орлов.

Фото: Алексей Сухушин

— Это первые 50 лет с начала строительства! Очень важно знать, что всё, что сделано в этой жизни, сделано не зря, — подчеркнул Василий Орлов. — И БАМ — это как раз тот случай, когда колоссальная масштабная стройка, которую вела вся наша великая многонациональная страна, дала импульс для развития всего Дальнего Востока и Сибири. И она сейчас продолжается. Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин поставил очень серьезную задачу по развитию Восточного полигона железных дорог. Будут построены БАМ-2 и БАМ-3. В этом году по Восточному полигону должно быть перевезено 180 миллионов тонн груза, в 2032-м — 270 миллионов тонн. Колоссальная работа предстоит!  Впереди у магистрали большие перспективы. Уверен, что современные строители когда-нибудь встанут в ряд с легендами БАМа, образы которых запечатлены на памятнике. Совместно с «Российскими железными дорогами» сделаем всё возможное, чтобы выполнить поручение президента.

Ефим Басин, которого знает и уважает всё «Бамовское содружество», признался гостям и бамовским друзьям:

— Несмотря на трудности, экстремальные трудности, нам удалось построить эту дорогу. И сегодня мы все с правом победителей празднуем этот день! Этот памятник отображает нашу с вами былую жизнь: мы видим, что никто не забыт и ничто не забыто. Здесь все, кто строил главную дорогу в нашей жизни. Все республики, все регионы. Сегодня мы слышим и видим, как БАМ трудится, как он нужен стране. Без него просто невозможно развитие Дальнего Востока. Видим, какие задачи стоят, какие средства выделяются. Но главное — новой стройке нужны новые люди! Давайте приложим все силы, свой накопленный опыт, чтобы завершить стройку. В нас нуждаются! Чем мы можем помочь? Наставничеством! Давайте рассказывать молодежи о магистрали, о том, что она важна. Мне многие говорили, что хотят и сами поехать на стройку. Вы готовы строить новый БАМ?!

— Да! — хором ответили главные романтики 20-го века.

Иван Варшавский — всегда в строю! Именно этот человек соединил БАМ — вместе со своим легендарным другом Александром Бондарем.

Иван Николаевич Варшавский тоже готов. В свои 86 лет он всегда в строю, а его совета всегда ждут директора дальневосточных железных дорог. Ведь это человек, соединивший БАМ вместе со своим легендарным другом Александром Бондарем.

— Мы километры проходили — попутным ветром или против ветра. Чем труднее приходилось, тем потом сердце больше радовалось, — признался он на церемонии открытия памятника. — Спасибо всем, кто прошел этот путь. И я очень рад, что на дорогу вернулись строительные отряды, что приезжает молодежь!

Памятник открыли под музыку железнодорожного оркестра, аплодисменты и слёзы. Возле него для фотосессии выстроились длинные очереди бамовских делегаций. Ведь в бронзе — вся их жизнь, и именно они: люди, совершившие героический подвиг под названием БАМ.

На празднике в эти дни пели Таисия Повалий, Хабиб, группы «Чайф», «Рондо», «Новые самоцветы» и «Моя Мишель».

Трудяги БАМа проехали и прошли по Красной Пресне

Вечером по Красной Пресне проехала колонна исторической техники, которая работала на строительстве дороги. Легендарные грузовики Magirus и ГАЗ, автокраны КрАЗ и другие «трудяги» стройки.

А затем по главной улице столицы БАМа прошагали полторы тысячи человек — ветераны стройки, железнодорожники и люди, которые прокладывают БАМ-2. 

Юбилей стройки века закончился большим и звёздным концертом на площади. Впрочем, что бы ни говорили, но звезды в этот день были одни — люди, построившие и не предавшие БАМ.

Возрастная категория материалов: 18+