Фото: Никита ПеченикФото: Никита Печеник

Первые узоры

Иголку в руки Нина взяла впервые лет в восемь. Выросла она в Винницкой области, в самом центре Украины, где вышивка считалась национальным искусством. Но девочку никто из взрослых не учил: семья жила настолько бедно, что матери было не до вышивания. Не пришлось по душе это занятие и сестре-близняшке. А вот Нина жадно впитывала всё, что было связано с канвой, мулине и разными узорами. Уже в 10 лет девочка украсила вполне профессиональной вышивкой гуцулку — белую рубашку особого покроя. Прошло почти 80 лет, а Нина Афионовна бережно хранит свою детскую одежду именно из-за красивого узора.

 — После школы я окончила техникум культпросвета по библиотечному делу. А библиотека у нас была при клубе, — вспоминает Нина Афионовна. — Вся молодежь вечером идет в кино, а я домой ухожу: сижу и вышиваю при керосиновой лампе.  Это приносило мне удовольствие.

 

 

Десятки картин — больших и маленьких — украшают квартиру жительницы поселка Прогресс Нины Воробьевой. Но они написаны не красками и кистью, а вышиты обыкновенным крестиком. Масштаб и качество исполнения некоторых работ впечатляют.

Но, кроме удовольствия, была еще одна причина, чтобы корпеть над вышивкой. Нина Афионовна признается, что после войны все жили тяжело, а так хотелось красоты! Цветные нитки и иголка придавали яркости любой одежде, постельному белью, платочкам, полотенцам. Девушка собственными руками создавала вокруг себя более нарядный мир.

Поменяла Крым на Дальний Восток

 Все работы Воробьевой вышиты мулине. В советские времена она часто ездила к родным на Украину, где такие нитки продавались везде. Нина Афионовна даже точно помнит их стоимость: 20 копеек за моточек в 10 метров. Фото: Никита Печеник

— Потом я окончила педагогический институт и по распределению должна была поехать в Крым. На тот момент я была уже замужем, но муж отказался ехать со мной, — рассказывает мастерица.

Дело в том, что у Юрия Григорьевича Воробьева в Новорайчихинске жила мама, которая после операции нуждалась в уходе и поддержке. Сын принял решение уехать на Дальний Восток, и Нина, как верная жена, последовала за ним. Молодая семья приехала на амурскую землю в 1965 году.

 — Но я нисколько не жалею, что попала на Дальний Восток. Семья у нас была хорошая,  мама Воробьева — замечательный человек, с ней мы прожили вместе вплоть до ее смерти. А я почти 40 лет проработала в школе учителем начальных классов, — говорит жительница Прогресса.

Своего супруга Нина Афионовна иногда называет по фамилии, но в этом нет никакого отчуждения. Наоборот, свою семейную жизнь женщина считает счастливой, а бывшие коллеги всегда ей говорили, что она жила «как у Христа за пазухой». 14 лет, как Юрия Григорьевича уже нет, но Нина Афионовна помнит каждый день, прожитый с мужем.

Удовольствие длиною в жизнь

Фото: Никита Печеник

После рождения ребенка Нина часто и подолгу стала болеть. Свободного времени появилось больше, и, чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, она снова взялась за иголку с мулине. Занятие вышивкой ее успокаивало, давало работу не только рукам, но и голове, которая думала, как точно воспроизвести новый узор. Интернета в те времена не было, готовых наборов по вышивке не продавали, поэтому мастерице приходилось буквально выискивать старинные изделия, украшенные вышивкой, или изучать узоры по книгам.

Так в доме Воробьевых появлялись декоративные думки-подушечки, салфетки, картины, скатерти, полотенчики — вышивка простых вещей делала их оригинальными, так как узоры и расцветка не повторялись. А уникальность работ мастерицы в том, что она не пользовалась пяльцами, вышивая в прямом смысле «на коленке».

 — Летом у нас был огород, свободного времени было мало, поэтому вышивкой я занималась в основном зимой, — рассказывает Нина Афионовна. — Включу телевизор, в нем что-то бубнят, а я сижу вышиваю. Это было самое любимое мое занятие.

Все работы Воробьевой вышиты мулине. В советские времена она часто ездила к родным на Украину, где такие нитки продавались везде. Нина Афионовна даже точно помнит их стоимость: 20 копеек за моточек в 10 метров.

Муж «заразился» вышивкой

Фото: Никита Печеник

Единственный сын Воробьевых живет с семьей в Комсомольске-на-Амуре. А муж Юрий Григорьевич никогда не интересовался увлечением жены. Но это было до определенного момента. Однажды зимой Нина Афионовна решилась на серьезную работу, посчитав, что большую комнату в квартире надо украсить картиной. Скрупулезно посчитала клеточки, перенесла на канву рисунок — бегущих лошадей, села за вышивку. Юрий Григорьевич ходил рядом, смотрел-смотрел, потом говорит жене: «Не туда пошла, ошиблась». Нина Афионовна фыркнула, мол, много ты понимаешь в вышивке! Потом пригляделась, действительно, крестики не по рисунку легли. Распорола нитки, пересчитала клетки, заново стала вышивать.

 

«Моя мама была круглой сиротой, безграмотной — расписывалась крестиком, а я педагогический институт окончила. И вышивать никто никогда меня не учил. Я самоучка», — говорит Нина Афионовна Воробьева.

С той поры жена стала замечать, что, когда отлучалась по делам или ложилась отдыхать, за иголку с нитками брался муж. Сначала она ругалась на него: «Не порти!» А потом поняла, что супруг старается и у него неплохо получается, хотя он даже представления не имел о технике вышивки крестом.

 —  За зиму мы две картины вышили. Честно сказать, лошади — работа легкая: там крупный рисунок, особого мастерства не надо, — говорит мастерица. — Вот другая, осенний пейзаж, намного сложнее. Эту картину только я вышивала, так как очень люблю природу.

Предпочитает книги о любви

Сегодня Нине Афионовне 86 лет. Уже несколько лет она не берет в руки иголку с мулине — зрение стало подводить, и теперь не так просто класть нитками мелкие крестики. Хотя она и сегодня с радостью взялась бы за любимое дело, если бы глаза лучше видели. Поэтому о себе говорит с юмором: «Сейчас я бездельница, но огород по-прежнему сажаю».

Еще она любит смотреть телевизоры, которых в доме Воробьевой целых три. Каждый день читает газеты, а из художественной литературы предпочитает, несмотря на возраст, книги о любви. Ведь это чувство такое же прекрасное, как и творения, которые она создавала своими руками всю жизнь.

Возрастная категория материалов: 18+