Уже несколько лет в школах области работает федеральный проект «Билет в будущее», в колледжах и техникумах — «Профессионалитет». Сегодня в стране делают акцент на раннюю профориентацию школьников. Не обошли эту тему и участники августовского педагогического совещания, в рамках которого была организована площадка по профессиональному самоопределению. На ней объединились муниципальные и региональные представители органов власти, педагогического сообщества, руководство школ и колледжей, дети и родители.
— Наша цель — научить ребенка самостоятельно выбирать профессию, — подчеркнула региональный куратор проекта «Билет в будущее», профориентолог Анна Воронина. — Смысл профориентации меняется. Лет 20 назад эффектом было то, что школьника довели до определенного колледжа или университета, до выбора какой-то конкретной профессии. Сегодня очень важно выработать у современных детей самостоятельный навык профессионального выбора, потому что экономика меняется, регионы развиваются, человек переезжает из одного уголка страны в другой — и очень часто приходится переориентироваться в той или иной профессии. А если этого навыка нет, то будет достаточно трудно адаптироваться в мире.
Поэтому педагоги-навигаторы, которые в основном как раз и занимаются профориентацией в школах, стараются знакомить детей с профессиями разных сфер, при возможности возят их на предприятия, в коммерческие организации и государственные структуры, чтобы ребята могли напрямую поговорить с мастерами своего дела о плюсах и минусах профессии, увидеть рабочий процесс изнутри — и либо снять розовые очки, либо влюбиться.
В БГПУ профпробы проводили неоднократно. В этот раз изначально планировали устроить их по профессиям «химик-аналитик», «специалист по робототехнике» и «специалист по работе в медиастудии», а в итоге добавили ещё «педагога-психолога», «педагога-учителя» и «врача функциональной диагностики» — так как вдвое возросло количество желающих поучаствовать в семейных профпробах.
Сначала они говорили, что встать в кадр — это «кринж», но спустя полчаса общения с представителем медиастудии поняли, что пробовать не страшно. В том числе и новую профессию. Фото: Анна Шантыка
И если в медиастудии стоял веселый шум и гам, вокруг видеокамеры кучковались старшеклассники, которым рассказывали о принципах съемки, а потом они по очереди пробовали работать в кадре, то в соседней аудитории стояла тишина. Девчонок и их мам одели в белые халаты, они завороженно смотрели на магию химических реагентов. Аспирант кафедры химии естественно-географического факультета БГПУ, инженер педагогического технопарка «Кванториум» Ирина Несина устроила целое шоу в пробирке. Тут не только у детей глаза загорелись, но и родители сидели в восторге.
Выпускники кафедры химии БГПУ трудоустраиваются без проблем, рассказала аспирант кафедры химии естественно-географического факультета Благовещенского педуниверситета, инженер педагогического технопарка «Кванториум» Ирина Несина, которая вела профпробу. Фото: Анна Шантыка
— Это была профпроба «Химик-аналитик», мы провели эксперимент. Набрали из-под крана воду и при помощи качественных реагентов посмотрели, какие вещества в ней содержатся. Мы соединяли прозрачные жидкости и получали цветные, причем менялся не только цвет, но и температура, запах, выделялся газ, — описывает Ирина Николаевна. — Как правило в школах, насколько я знаю, часов на лабораторные работы выделено мало, поэтому, чтобы показать ребятам, что химия — это отнюдь не скучно, мы работали с яркими реакциями.
На первой парте сидели Ульяна и Лариса Рябовы. Ульяна пошла в 7 «А» класс Алексеевской гимназии.
Ульяна и Лариса Рябовы: химик-аналитик — это интересно! Фото: Анна Шантыка
— Дочка ещё не определилась с будущей профессией, но мастер-класс по химическим реакциям ей очень-очень понравился! — рассказала Лариса Рябова. — Хотя химию в школе она начнёт учить только с этого года.
Заинтересовать химией на кафедре умеют, там работают квалифицированные специалисты: доктора и кандидаты наук, которые по совместительству руководят аналитическими лабораториями.
— Мы сотрудничаем с крупными производственными лабораториями, там студенты проходят практику. Еще не успевают закончить вуз, а их уже ждут на работу. В Газпром, на космодром Восточный и так далее, — отметила Ирина Несина.
Фото: Анна Шантыка
Еще одна профпроба, участников которой было невозможно оторвать для короткого интервью, называлась «Специалист по робототехнике». При кафедре информатики БГПУ работает Школа программирования и робототехники. Изобретатели, которые приходят сюда в младших классах, выпускаются и становятся хорошими программистами, механиками, инженерами и даже электриками.
— Начинают с мелких деталей, сборки простых схем, а затем набивают руку, из ребят вырастают гениальные инженеры, программисты, — с гордостью перечисляет преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики Галина Казеева. — Вот сейчас на третьем курсе учится студент, который пришел ко мне в четвертом классе, и прирос, что называется. В этом году он уже ездил со мной на соревнования по робототехнике. Иногда детки приходят и спустя время отказываются посещать занятия — и это тоже замечательно. Во втором классе вы выяснили, что ребенок не хочет быть ни программистом, ни конструктором. Ищите что-то другое. Возможно, он у вас футболист. Вот мальчишка у меня занимался — он больше получаса не мог просидеть. Он начинал бегать по классу кругами. Так мы выяснили, что сидячий образ жизни, сидячая работа — это не его. Может, он перерастет, конечно, со временем. Но пока футболом занимается.
Преподаватель кафедры информатики Галина Казеева и робот-спортсмен, который не только отжимается, но и вдохновляет на изобретения. Фото: Анна Шантыка
За тем, как школьники и мамы в ходе профпробы собирали своих роботов, наблюдал антропоморфный робот-спортсмен, которого создал бывший студент, а сегодня преподаватель Благовещенского педуниверситета Евгений Коломыцын. Киборг может приседать, садиться на шпагат, отжиматься и много чего еще. Такие изобретения вдохновляют. Девятиклассница Арина Козубенко мечтает создавать архитектурные произведения искусства, но и работать с техничным «лего» под руководством профессионала ей тоже понравилось.
Арина и Наталья Козубенко впервые вместе собирали робота. Фото: Анна Шантыка
— Арина перешла в 9 класс школы № 2 Благовещенска, впереди ОГЭ и ЕГЭ. В принципе дочь определились с профессией, но мало ли: жизнь — такая штука, что сегодня нравится, а завтра — нет. Поэтому мы собираемся посещать все профориентационные мероприятия, которые возможны, — поделилась планами мама Арины.
Наталья Козубенко работает в отделе кадров золотодобывающей компании. Говорит, с самого детского сада они обсуждали с дочерью будущую профессию. Хотелось, чтобы и таланты свои можно было раскрыть (не зря ведь любит рисовать и ходит в художественную школу), и хороший доход получать.
— В Мастерской профессионального самоопределения понравилось, было интересно на профпробах и познавательно в целом — мы заодно узнали об условиях поступления, — рассказала Арина. — А еще побывали на педагогической профпробе. Я люблю общаться с людьми, делиться знаниями. Это направление мне тоже интересно. Но на данный момент я хочу посвятить себя искусству. Хочу быть архитектором, упор делаю на физике и математике.
Куратор проекта «Билет в будущее» Анна Воронина: «Выбирать профессию — это важный навык». Фото: Анна Шантыка
— Дети и родители смогли на практике познакомиться с несколькими профессиями: вместе собирали конструктор, проводили химические эксперименты, выполняли разные задания, а вечером, уже дома, за чаем, могли это все обсудить. Кроме того, родитель мог еще и сделать выводы и, может, какое-то небольшое открытие о своем ребенке, — рассказала Анна Воронина.
Помимо семейных профпроб, плотно поработали с темой профориентации и педагоги, представители школ и колледжей. Собраны предложения, которые лягут в основу регионального плана профориентационных мероприятий. Его отправят во все образовательные учреждения области.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии