По итогам исследования*, 25 % его участников хотели бы открыть свой бизнес. Выше доля желающих в Южном федеральном округе — 32 %, Центральном — 29 % и на Кавказе — 28 %. Десять процентов опрошенных по стране уже имеют свой бизнес, из них 3 % хотят открыть еще один, на Дальнем Востоке эти доли выше — 12% и 5% соответственно.
Более 40 % опрошенных хотят вести бизнес вместе с членами семьи, при этом в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах такой ответ давали чаще, чем в половине случаев. Вести бизнес вместе с друзьями предпочли бы 22 % респондентов, а в Москве и Московской области такой ответ выбрали почти 30 % опрошенных. 22% респондентов готовы открыть бизнес самостоятельно, но чаще такой вариант выбирали на Северо-Западе — 48 %, Дальнем Востоке — 32 % и в Сибири — 30 %.
Большинство опрошенных (35 %) озвучили размер необходимого стартового капитала от 300 тысяч до 1 млн рублей. 18 % респондентов считают, что для открытия своего дела им хватило бы менее 300 тысяч рублей. От 1 млн рублей и выше требуется 17 % опрошенных. Сумму выше 2 млн чаще всего называли на Юге — 28 % и в Москве — 23%.
В качестве предпочитаемых сфер для бизнеса наибольшую долю в 20 % заняли торговля и обслуживание, на втором месте дизайн и творчество — 9 %, третье место с долей в 8 % у производства, промышленности и строительства. Несколько иная ситуация на Дальнем Востоке, здесь чаще всего планируют бизнес в сфере транспорта и логистики (27 %).
«Вклад среднего и малого бизнеса в экономику страны огромен. Это не только товары и услуги, не только налоговые поступления, но также и новые рабочие места. Поэтому стремление россиян создавать собственный бизнес и привлекать в него родных и близких должно получать максимальную поддержку со стороны государства и системообразующих структур. Наше исследование показало, что более 70 % респондентов в открытии бизнеса полагаются на поддержку банков. ВТБ активно работает с начинающими предпринимателями, предлагая свою экспертизу, сервисы и помощь на всех этапах развития», — отметил Руслан Еременко, член правления ВТБ.
Около 40 % опрошенных планируют накопить стартовый капитал, еще 26 % хотят комбинировать накопленные собственные средства с кредитными. Открыть дело полностью на кредитные средства готовы только четверть опрошенных, еще 11 % уже располагают необходимой для этого суммой.
В регионах чаще всего сообщали о наличии собственных средств в СКФО (23 %), на Северо-Западе и Сибири больше планирующих копить (48 и 46 % соответственно).
Респонденты из Санкт-Петербурга и Ленобласти больше других склонны сочетать собственный и кредитный источники средств (42 %), опрошенные на Дальнем Востоке и Урале чаще говорили о готовности начать дело с привлечением только кредитных средств (37 и 35 % соответственно).
В ответ на вопрос о том, что помогло бы открыть бизнес прямо сейчас, чуть более половины респондентов назвали стартовый капитал. Четкий бизнес-план и готовая стратегия простимулировали бы 47 % опрошенных, еще столько же назвали поддержку государства и низкие налоги, 45 % нуждаются в перспективной идее, 35 % — в грамотном бизнес-партнере и помощниках.
Основные страхи будущих бизнесменов — риск не окупить затраты и прогореть (69 %), вероятность бюрократии и коррупции (35 %) или «грязной» конкуренции и рейдерства (28 %).
* Исследование проводилось в августе 2024 года в городах с населением свыше 100 тысяч человек. В исследовании приняли участие мужчины и женщины в возрасте 18–65 лет, количество участников — 1500 человек.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии