Фото: «Амурская правда»Фото: «Амурская правда»

Школа и экономика

32,8

тысячи учеников отправились в школы в 2024 году в Приамурье. Это на 1,8 процента меньше, чем в предыдущий учебный год

— Светлана Вячеславовна, есть устойчивое выражение, что школа — это храм науки. Но при этом сегодня от этого учреждения ждут больше, чем просто получения знаний по тем или иным предметам. Мы всё чаще слышим, что образование должно идти от потребностей экономики. Амурская область работает в этом направлении?

— Конечно, причем давно. Я пришла работать в министерство образования области в 2018 году. И уже тогда было понятно, что мы движемся навстречу потребностям общества, причем семимильными шагами. Простой пример — еще 10 лет назад у нас среди топ-10 актуальных и востребованных для Приамурья специальностей серьезный конкурс был на одну-две из них. Сегодня из этого топ-10 выпускникам интересны как минимум семь. И нацпроект «Образование», которому в этом году исполняется пять лет, направлен на знакомство и обучение первичным навыкам профессий, развитие интересов детей.

Сегодня объем информации, который нужно осознать и «переварить» детям — колоссальный. И дело тут не в том, что в школах увеличивают нагрузку. Все нормы СанПиН учитываются при составлении программ, а электронные дневники позволяют контролировать объем домашнего задания — чтобы он не выходил за пределы разрешенного.

Каждый четверг на первом уроке у детей с 6-го по 11-й класс проходит час «Россия — мои горизонты». Здесь детей знакомят с профессиями и ориентируют на выбор будущей специальности.

Меняется сам мир, и образование не может не реагировать на это. И не стоит думать, что это понимают только в России. В 2003 году я ездила в одну сейчас уже недружественную страну по программе «Развитие системы образования в средней школе». На одной из встреч девочка из семьи иммигрантов подарила мне учебник физики для 10-го класса. Так вот некоторые темы там объясняли через двойные интегралы. У нас это проходят на третьем курсе физико-математического факультета педагогических вузов!

Когда нам внушают, что там, за рубежом, учат плохо — не верьте. Мы не можем себе позволить ставить низкую планку в образовании. Нашим президентом Владимиром Путиным поставлена задача обеспечить России технологическое лидерство. Для этого нужно владеть информацией: уметь получать ее, перерабатывать, анализировать и использовать. Эти навыки нужны детям, чтобы в будущем стать успешными специалистами в своих сферах. И здесь важную роль играет также дополнительное образование.

Знания за страницами учебников

— Да, дополнительное образование сегодня тоже очень сильно изменилось. Если еще 10 лет назад среди кружков можно было найти выжигание лобзиком и поделки из коры, то сегодня детей с первых классов предлагают обучать робототехнике, программированию, управлению дронами, правополушарному рисованию. Есть даже программы «Как стать блогером». Отношение к дополнительному образованию тоже меняется?

— Сегодня дополнительное образование — это не просто желание педагога преподавать ту или иную дисциплину. Вспомните ситуацию еще 10–20 лет назад. Условно, в школе преподают кружок «прыжки в ширину». Большинству детей эти знания не пригодятся в будущей жизни, не помогут стать высококлассным и востребованным специалистом. Однако педагогу удобно вести именно этот кружок — у него есть когда-то полученная база знаний, материально-техническая база. И бюджет тратит деньги, несмотря на то, что детей в группе мало, а пользы для общества и ребят — еще меньше.

Допобразование должно идти в тесной связке с образованием общим — можно сказать, выходить за страницы учебников. Утром на уроке вы изучаете химию, а вечером, например в «Биоквантуме» детского технопарка, с помощью самого современного оборудования проводите опыты, на практике закрепляя полученные в школе знания.

5

тысяч детей в 34 образовательных учреждениях изучают китайский язык на территории десяти муниципалитетов Приамурья

Современные родители уже поняли, что без дополнительных знаний, имея за плечами только школьные знания, ребенок становится менее конкурентоспособным, чем его одноклассники, которые в школьные годы получали дополнительные компетенции. И это тоже подтолкнуло развитие дополнительного образования. Но всё же основной запрос — это потребность общества.

Мы, кстати, часто говорим — «потребность общества», как будто это какое-то общее понятие. Но ведь общество — это мы. Все хотят жить в современных зданиях, лечиться у высокопрофессиональных врачей, использовать современные гаджеты, кушать вкусную еду. А делать всё это будут наши же дети, которые сегодня учатся в школе, а завтра станут врачами, инженерами, строителями, технологами и так далее. И от того, какими знаниями они будут обладать, и зависит наше будущее. 

И дополнительное образование здесь играет действительно большую роль. Причем бесплатных занятий множество. Зайдите на портал «Навигатор дополнительного образования Амурской области» — там более четырех тысяч программ.

— А почему такие программы зачастую рассчитаны на год или два, либо вообще на несколько месяцев?

— А вы представьте ситуацию, когда программа расписана, например, на семь лет. Набрали группу, педагогу оплачивают работу из бюджета. А через несколько лет один ребенок выбрал другое направление, у второго спортивные успехи, и он не успевает совмещать занятия с тренировками, третий вообще переехал в другой город. И в группе осталась всего пара человек. А государство продолжает оплачивать педагогу занятия в полном объеме, хотя эти бюджетные деньги можно было потратить более эффективно — сделать так, чтобы этот учитель обучал полную группу детей.

Поэтому программы «Навигатора» в том числе дают родителям и детям возможность познакомиться с выбранным направлением. Хочешь заниматься дальше — выбирай более сложный уровень. Ну а если ты решил заниматься «прыжками в ширину» — тоже имеешь на это полное право, но уже оплачивай занятия из своего кошелька, ведь государство должно в первую очередь давать знания, актуальные для общества.

«Я б в аграрии пошел»

— Еще одна актуальная тема в образовании — профориентация. Таких классов становится всё больше в школах, причем профильными они начинают быть уже с 6-го класса, а иногда – и с начальной школы. Это не слишком рано?

16,5

тысячи человек получают в Амурской области среднее профессиональное образование

— На самом деле профориентация начинается еще с детского сада и даже без участия воспитателя. Вспомните себя в детском саду — все мы играли во врачей, полицейских, спасателей. Дети делятся друг с другом — а вот у меня папа строитель, у него есть огромный кран! А моя мама учитель, она учит детей! Школа не просто дает знания. Она помогает ребенку определиться со своим будущим. И очень важно показать за школьные годы ребенку как можно больше, познакомить с множеством профессий, чтобы его выбор был шире.

Я расскажу один пример из моей практики, когда я работала учителем физики в школе. В моем классе один мальчик после определенных семейных событий начал нарушать правила, снизились оценки. На него жаловались другие учителя. Я понимала, что его нужно вовлечь в учебный процесс. Но как?

Почему важна профориентация: чем раньше ребенок осознает свои склонности и интересы, тем результативнее будет учиться.

Один из родителей организовал для нашего класса экскурсию в аэропорт. Дети побывали везде, и в том числе — им разрешили забраться в кабину самолета. После этого я попросила ребят написать сочинение на тему «Какие законы физики я увидел в аэропорту?» А этот мальчик написал: «Я стану пилотом». Сегодня он — командир воздушного судна, летает на «Суперджете».  И я очень им горжусь.

Когда у ребенка появляется цель, повышается и мотивация к учебе. И это самое главное в профориентационной работе. При этом важно, чтобы в профориентации ребенка участвовали и родители. Не секрет, что зачастую папы и мамы пытаются свои нереализованные мечты воплотить в ребенке. Вот только счастья это обычно никому не приносит. В области каждый год проходят мероприятия федерального проекта «Билет в будущее» — мы, кстати, лучшие в России по его реализации. В рамках этого проекта специалисты проводят тестирования, где выявляют склонности ребенка. И этот тест можно проходить с родителем, чтобы он был вовлечен, понимал желания и стремления своих детей. Это в итоге помогает и прийти к компромиссу. Например, мама видит своего сына врачом. А ребенку нравится робототехника. Но ведь в современной медицине достаточно роботов! Либо можно пойти в отрасль биоинженерии — например, разрабатывать протезы, кардиостимуляторы и так далее.

Вообще программа профориентации рассчитана на 6–11-й классы, но есть и для детей помладше — это та самая ранняя профориентация. И задача каждой школы — включать профориентационную работу в учебную, внеучебную, внеурочную деятельность.

— А как родителю узнать о профориентационной деятельности в школе?

— Ходить на родительские собрания. Там эти вопросы поднимают регулярно. Также есть классный руководитель, к которому всегда можно обратиться. Можно попросить организовать тематическое родительское собрание, куда пригласить специалиста, который отвечает за профориентацию в школе. Это может быть завуч, директор.

Школа — это больше, чем просто получение знаний в области различных предметов. Это, по сути, шпаргалка для всей будущей жизни. Ведь именно в эти «записки» мы заглядываем, когда понимаем, что нам нужны знания, на которые можно опереться. И обращаемся мы к ним всю жизнь. Мы готовим детей к будущему. Да, мы не знаем, каким оно будет. Именно поэтому важно дать им как можно больше, чтобы заложить базу, на которую можно будет опираться в течение всей жизни.

Чему будут учить на уроках труда и ОБЗР

— С этого учебного года из школьного расписания ушли ОБЖ и технология, зато появился новый предмет — ОБЗР (основы безопасности и защиты Родины) и вернулся старый — труды. В чем разница?

— На самом деле ОБЗР разработан на базе ОБЖ, однако здесь больше внимания будет уделяться блоку защиты Родины — изучение современных технологий и вооружений, с учетом возраста детей, оказание первой помощи. Есть здесь и блок, посвященный изучению дронов, это актуально для разных областей в современном обществе.

Возращение уроков труда — ответ на запрос общества, которому нужны специалисты прикладного профиля. Почему вообще появился этот предмет — технология? Когда в школу пришли первые компьютеры, было непонятно, к какому предмету относить работу с ними. Кроме того, из школы в девяностых начали уходить преподаватели, которые обучали работе на станках. Сегодня труды — это предмет, где прививаются и навыки самостоятельной жизни — вбить гвоздь, пришить пуговицу, приготовить еду. С другой стороны, прогресс не стоит на месте, и здесь можно обучаться работе на станках с электронным управлением. Кстати, в рамках уроков труда школьники будут изучать также черчение и графическую грамотность. А еще это профориентация: дети знакомятся с профессиями повара, столяра и так далее.

Почему школьники выбирают колледжи

— Еще в начале двухтысячных в колледж шли те, кто не смог поступить в вуз. И среднее профессиональное образование было менее престижным, чем высшее. Но сегодня многие ребята с отличными оценками уходят из школы после девятого класса, а конкурс в колледжи бывает выше, чем в высшие учебные заведения. Почему?

— Действительно, популярность среднего профессионального образования стабильно растет. Выше стал средний балл аттестата у таких абитуриентов, есть специальности, где конкурс — по 18 человек на место. Некоторые ребята понимают, что это более быстрый путь в профессию и к финансовой самостоятельности. И если они определились со специальностью, то зачастую не хотят тянуть.

Более того, если ты выбрал профессию, которая актуальна для региона, и работаешь по профилю специальности, то можешь получать и стипендию в колледже, и зарплату на производстве, и еще губернаторскую стипендию. В итоге это серьезная сумма. К моменту выпуска таких ребят практически всегда готовы забрать к себе работодатели.

В целом колледж для современной молодежи — престижное учреждение. Это современные мастерские с высококлассным оборудованием, высокая востребованность у работодателей и хорошие зарплаты после выпуска.

Где построят новые школы

— В Приамурье сегодня работают 293 школы. Казалось бы, это немало, однако в городах образовательные учреждения переполнены и работают в две смены.

— Дело в том, что две трети этих школ находятся в сельской местности. В то время как в городах живут две трети школьников. Получается дисбаланс. Новые школы не строили в области двадцать лет — с 2000-го по 2017 год. Однако последние годы идет активная стройка. Так, в Благовещенске возводят школу в Северном микрорайоне. Также сейчас рассматривается вопрос о строительстве еще одного корпуса гимназии номер один. Это будет корпус для старших классов на 250 мест, он расположится в том же квартале. Еще одну школу строят в Чигирях.

Также новая школа появится в Белогорске, в районе «Амурсельмаш». Построят еще по одной школе в Свободном и в поселке Восточном Тындинского округа. Там, где школы строить не планируется, будут проводить капитальные ремонты действующих образовательных учреждений.

Светлана Яковлева: «Всем педагогам — творческих успехов и преданности профессии»

—  Сегодня мы много говорим о разных профессиях, будущем наших детей, о развитии основного, дополнительного, профессионального образования. Но ведь всё начинается в детстве! Наши воспитатели, учителя в школах, преподаватели в колледжах и вузах — люди, которые, как поется в песне, «нас выводит в мастера». И накануне профессионального праздника я хочу пожелать всем педагогам творческих успехов, преданности своей профессии. И благодарных учеников, которые своими успехами радуют своих учителей! – поздравила педагогов с Днем учителя Светлана Яковлева.

Возрастная категория материалов: 18+