Спецоперация — лакмусовая бумажка современного общества
Мы разговаривали перед началом конференции регионального исполкома Общероссийского общественного движения, где подводили итоги работы и награждали волонтеров. Губернатор Василий Орлов вручил шести отличившимся активистам памятные нагрудные знаки, которые по поручению президента Владимира Путина разработали в этом году в качестве поощрения за помощь участникам СВО и их семьям.
3000
армейских душей отправили из Возжаевки на фронт
С самого начала военной спецоперации к волонтерскому движению в Приамурье подключилось много людей. Амурское отделение Народного фронта стало объединять всех неравнодушных амурчан, представителей общественности, бизнеса и местных властей. За первые три месяца собрали два вагона гуманитарного груза, который ушел по РЖД на Донбасс. Для сравнения: из других регионов, где численность населения больше, отправляли по одному вагону помощи.
Волонтерство становится естественной частью нашей жизни — в этом его главная сила и феномен. А народные полки — это уникальное явление в волонтерском движении, которое появилось в России именно с началом СВО.
— Спецоперация — это лакмусовая бумажка современного общества. Люди объединяются по своей инициативе, чтобы хоть чем‑то помочь нашим военнослужащим. Появилось много лидеров, которые раньше никак себя не проявляли, — отмечает председатель исполкома Народного фронта в Амурской области. — У нас появились свои Кулибины, которые постоянно что‑то усовершенствуют, изобретают. Например, термоодеяло, защищающее от дронов. Их делают умельцы в Екатеринославке из специальных светоотражающих материалов. Если боец укрылся таким одеялом, дрон его не обнаружит, — привела пример Светлана Тюкалова. — Сегодня в каждом городе и крупном селе Приамурья есть свой народный полк — и не один. Где‑то численность таких волонтерских групп до трех тысяч доходит. Конечно, мы считаем важным помогать им.
«Одеяла ангелов» для бойцов
«Одеяла ангелов» — так амурчанки называют маскировочные сети, которые они плетут днями и вечерами напролет. Если примерно подсчитать, то на фронт отправили уже километры таких «одеял ангелов», чтобы защитить амурских бойцов. И не важно, находится ли на линии огня за ленточкой ваш муж, сын или брат. «Эти ребята все для нас родные. Сегодня они там за нас, а мы все как один должны быть за них», — говорят женщины с тревогой и заботой в голосе.
Бойцы называют Светлану Тюкалову «наш Светлячок». Фото: Алексей Сухушин
— Народные ополченцы без устали плетут маскировочные сети, делают блиндажные свечи, окопные печи, носилки, изделия для госпиталя — различные валики, подушечки для раненых бойцов. Кто‑то шьет флисовые кофты и шапочки. У кого к чему душа лежит, то и делают, что‑то модернизируют. Например, раньше свечи сильно коптили, теперь их из еловых шишек стали делать. Есть ребята, которые собирают квадрокоптеры, электрические тележки для перевозки раненых. Это всё на территории нашей области, — перечислила Светлана Тюкалова. — Работу народные полки выполняют за счёт собственных средств, привлекая помощь местных властей и предпринимателей. Все трудятся самостоятельно. Мы иногда им оказываем помощь в закупке материала для плетения сетей и доставке посылок на передовую.
Все знают, как много сложностей в оперативной доставке гуманитарного груза с Дальнего Востока в зону СВО. На помощь приходят друзья и коллеги из Народного фронта другой части страны. Более 280 тонн различных грузов направили амурчане мирным жителям Донбасса и бойцам специальной военной операции. Но разве можно измерить добро сухими цифрами?
«Все заряжены идти до конца»
Пока мы разговаривали, Светлана Викторовна не выпускала из рук телефон.
— Вот ребята пишут, что нужна машина. Сейчас только вышли с передка, из боя, у них вся техника сгорела, — озабочена председатель амурского исполкома ОНФ. — Они молодцы, держатся. Всегда говорят, что у них всё нормально. Мы переживаем за них, а они за нас. Не слышала, чтобы кто‑то жаловался. Все понимают, зачем они там. Они видят напрямую зверства — всё, что там происходит, — поэтому заряжены идти до конца.
Обратную связь с фронтом общественники ОНФ и волонтеры поддерживают постоянно. Всё меняется. Поэтому гуманитарные грузы за ленточку сегодня собирают исключительно по заявкам военнослужащих.
— Мы обсуждаем с ребятами, что необходимо закупить в первую очередь. Параллельно я веду переговоры с поставщиками, у которых делаем закупки. Если, к примеру, нужны прицелы, уточняю для поставщика, какая дальность и так далее, — объясняет Светлана Викторовна. — В основном нужны технические средства. Те же квадрокоптеры — это штучный материал, расходник. Недавно с передовой прислали сгоревший дрон-камикадзе. Бойцы его запустили на разведку, когда шли на задание. И этот дрон спас им жизнь. Когда зашли на вражеские позиции, они его подобрали и нам прислали как образец.
Светлана Тюкалова рассказала много историй. Сейчас переживает за бойца с позывным Дед. Он уже дважды был ранен. Почти год лечился в госпиталях и проходил реабилитацию. Всё время переживал за своих ребят. На выплаты, которые получил за ранение, купил две машины — их в народе еще называют «буханки», и отправил им на передовую. После ранений ходит еще с палочкой, но собрался и уехал к своим бойцам. И уже почти месяц не выходит на связь.
Коптер для артиллеристов
На фронте всем несладко. Но всё же?! На вопрос, какому подразделению труднее всего, Светлана Викторовна ответила:
— Есть подразделения, где служат ребята из разных областей и краев России, к примеру — шесть амурчан, семь якутян, шесть бурятов. Они делают общее дело. Но сложность в том, что в регионах не все готовы им помогать. Каждому хочется поддержать исключительно своих. В связи с этим им тяжелее всего в плане получения гуманитарной помощи. Недавно к нам обратились бойцы из 25‑й армии. Там служат несколько амурских ребят, которые позже всех контракты подписали. Это артиллеристы, которые прикрывают штурмовиков. Они попросили коптер — и удивились, как быстро мы отреагировали на их просьбу. Мы закупили дрон в Ростове-на-Дону, оперативно связались с местными волонтерами, и они отвезли его за ленточку. Буквально через два дня ребята пошли на штурм, запустили этот квадрокоптер и выявили вражескую силу. Мне прислал голосовое боец с позывным Мацэ, благодарил за помощь. Наша «птичка» спасла ребятам жизнь. Ради этого и работаем.
Василий Орлов: «Бойцы знают о вашей поддержке»
Фото: Алексей Сухушин
«Общественный Народный фронт передает обратную связь от жителей области, это помогает эффективнее выстраивать работу правительства. Отдельно хочу поблагодарить за поддержку специальной военной операции. Региональное отделение Народного фронта в этом направлении работает хорошо. Бойцы знают о вашей поддержке. Это бесценно!» — отметил глава региона Василий Орлов, вручая памятные знаки активистам-волонтерам.
«Они там за нас, а мы все как один — за них»
Возжаевские народные ополченцы плетут маскировочные сети, отправляют на фронт сделанные своими руками игрушки и сухие души. Фото волонтеров
«Моих выпускников много на СВО. Стараюсь со всеми поддерживать контакт. Это наш самый младшенький, воюет на курском направлении. Позывной Бакс. Такой добрый, замечательный мальчик. Мы все его обожаем», — в глазах Светланы Анискиной стояли слезы, когда она показывала видео своего бывшего ученика с передовой. В недавнем прошлом учитель географии создала в Возжаевке народный полк «Тыл в помощь». И была в числе награжденных памятным нагрудным знаком за помощь участникам СВО и их семьям.
«Трудятся как пчелки»
Фото: Алексей Сухушин
— Мы в Возжаевку переехали 24 года назад. До этого жили в Заречном Белогорского района, куда нас с мужем направили по распределению после пединститута, — рассказала о себе Светлана Николаевна. — Я училась на геофаке, а он ФВСник (факультет физвоспитания и спорта. — Прим. авт.). Влюбились, поженились и уже сорок лет вместе. Пять лет назад я вышла на пенсию, а дома‑то сидеть не привыкла. Нужно было чем‑то заняться, заполнить пространство. Я участвовала в лыжных соревнованиях, записалась в народный хор и с головой окунулась в общественную работу местного женсовета. А с началом спецоперации вместе с другими включилась в волонтерскую работу.
«Этот дрон спас им жизнь, когда ребята зашли на вражеские позиции».
Инициатором создания народного полка в Возжаевке полтора года назад была Светлана Анискина. Начинали с малого. Десять женщин, как и многие волонтеры в области, понемногу собирали посылки на фронт, шили бойцам трусы, делали окопные свечи. Постепенно группа прирастала новыми желающими помочь, ширился и спектр волонтерской деятельности.
— Сначала мы собирались в местном Доме культуры, потом нам выделили помещения в администрации — они небольшие, но нас устраивают. Команда моих героинь — это женщины в возрасте от 65 до 80 лет. Все такие живчики. Каждый день приходят как на работу. Без этого уже жить не могут. Словно пчелки, — улыбается возжаевская активистка.
150 масксетей отправили на фронт
К народному полку подключились трое мужчин. Сегодня он насчитывает больше тридцати человек. Распределились, кто что делает. Самая большая команда плетет маскировочные сети. Уже 150 штук на фронт отправили. Основу для сетей закупают в Подмосковье. Логистика выстроена четко.
— Вторая наша команда — это четыре швеи. Начинали с обычных трусов, сейчас ассортимент расширился. Летом шили банданы для солдат, потом перешли на балаклавы и флисовые шапочки. Еще мастерицы шьют пояса для спины из верблюжьих одеял. Мы их ремонтникам отправляем, чтобы поясницу не застудили, когда на земле лежать приходится. Как‑то обратились волонтеры, сказали, что госпиталям нужно много трусов медицинских для лежачих больных. Шьем их с запахом, чтобы легко можно было расстегнуть и застегнуть, не снимая. 800 штук в госпиталь отправили. Теперь девочки термобелье для бойцов отшивают. Ткани рулонами из Новосибирска выписываем. Добрые люди подсказали, — улыбается Светлана Анискина.
Благодарность за сухой душ после штурма
С недавних пор возжаевские волонтеры стали делать для воинов сухие армейские души. Специальную ткань пропитывают гелем для лежачих больных, сворачивают и — в пакетик, чтобы влажность сохранялась. Затем оборачивают разовым полотенчиком и запаковывают в вакуумный пакет вместе с инструкцией. Нужны буквально одна-две ложки воды, и всё начинает пениться. Такой сухой душ можно даже несколько раз использовать — тело обтирать. Смывать ничего не нужно. Армейских душей из Возжаевки отправили на фронт 3 тысячи штук.
— Получаю от Бакса сообщение. Вернулись они с боевого задания, все уставшие, грязные после штурма, а подразделение сменило позицию. Вещи где‑то остались. Нечем даже грязь с лица обтереть. И тут им местные волонтеры наши посылки доставили. Ребята открывают, а там сухие души. Не знали даже, что это такое. Первый раз увидели, прочитали инструкцию и опробовали на себе. Такое было счастье! Я слушала голос бойца, а у самой комок в горле. Душа просто разрывалась. Ушел на фронт, когда ему 21 год исполнился. Я его учила, мы с ним проекты писали. Очень теплые отношения. Сразу после выпуска из ДВОКУ попал в Рязанскую дивизию ВДВ, с июля 2023‑го на фронте. Уже в отпуск приходил. Он мне как внук, — на глазах Светланы Анискиной слезы.
«Мой ты хороший»
— Вот опять, видите, боец вышел на связь с угледарского направления. Позывной Сибирь. Папа здесь живет. А сын служит в Забайкальской бригаде. Давайте голосовое послушаем, — предложила Светлана Николаевна.
Курские волонтеры доставили бойцам гуманитарную помощь. Одна из женщин испекла сосиски в тесте и вместе с посылкой передала ребятам. Какая же вкуснотища! Ребята довольны, благодарят.
— «Сейчас будем пить чай с сосисками», — повторяла слова бойца, записавшего для нее видео, Светлана Николаевна. — Мой ты хороший… Улыбается… Когда такие видео приходят, сердце радуется. Всегда жду от ребят голосовые. Они первым делом всегда спрашивают: «Как ваши дела, как ваше здоровье?» Мы о них переживаем, а они за нас тревожатся. Главное знать, что у них всё хорошо, живы и здоровы, потерь нет. Больше ничего не нужно.
«Мама Света» из возжаевки одна сшила 150 бескаркасных носилок
Фото: Алексей Сухушин
Про Светлану Мерзлякову в Возжаевке говорят уважительно: «Она у нас такая одна». Мать бойца, который уже два года воюет на СВО, делает удобные тактические носилки для бойцов — они легкие, бескаркасные. Такие очень нужны фронту для эвакуации раненых.
— В то время, когда образовалась наша группа «Тыл в помощь», не хватало швей. Да и не каждая швейная машинка возьмет стропу. У меня машинка очень старая, досталась еще от моей мамы, поэтому я и решила попробовать, — рассказывает женщина. — Вроде бы все получилось, и я продолжила заниматься носилками. Материал мы закупаем на собранные деньги неравнодушных жителей Возжаевки. Огромное спасибо им за помощь.
Фото из личного архива
За время существования группы Светлана сшила уже 350 носилок. К работе подходит со всей строгостью, на кону ведь жизнь людей. Солдаты передают благодарность «маме Свете» из Возжаевки. Тактические носилки на передовой очень ценят. Они уже спасли жизнь не одного раненого.
Деньги на закупки собирают всем миром
Деньги от продажи выпечки идут на фронт. Фото волонтеров
Закупок волонтеры делают много, нужны деньги. Поэтому ко всем праздникам в местном ДК организуют благотворительные ярмарки и концерты. В сборе средств помогает вокально-инструментальная группа «Амурское Полесье».
Есть спонсоры хорошие. Местные предприниматели бесплатно дают продукты, из которых ополченки пекут разную выпечку и продают. Руководитель СПХ Сергей Виговский из Некрасовки ежемесячно переводит по десять тысяч рублей на маскировочные сети.
— И другие жители Некрасовки тоже присоединились к нашему народному полку. У них населенный пункт небольшой. Они объединились и нам помогают. Вяжут вещи для бойцов, пишут письма, собирают овощи и отвозят в Белогорск, где группа волонтеров делает армейские борщи для фронта. У нас тесное сотрудничество между волонтерскими группами. Я им сухие армейские души везу, а они нам — сухие борщи дают для наших ребят, — улыбается Светлана Анискина.
На собранные амурчанами 27 миллионов рублей для военнослужащих, выполняющих задачи в зоне боевых действий, закупили и отправили на фронт:
- 32 антидроновых ружья
- 10 бронежилетов для бойцов
- 52 разведывательных квадрокоптера
- 90 детекторов дронов для обнаружения вражеских БПЛА
- 20 тактических напашников под бронежилет для дополнительной защиты от пулевых и осколочных ранений
- 300 военных раций и других средств связи
- 71 тепловизор для различных видов оружия
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии