Фото: архив АПФото: архив АП

Зачем нужен БАС-хаб

Когда в феврале этого года на круглом столе в Совете Федерации, посвященном регулированию работы беспилотников, Артем Шейкин выступил с идеей запуска эксперимента по экспресс-доставке грузов дронами из России в Китай, для многих это показалось фантастикой. Однако с каждым месяцем проект так называемого дрономоста обретает конкретные очертания.

Суть идеи — создать международный хаб беспилотных летательных аппаратов (БАС-хаб) и ввести экспериментальный правовой режим. Предлагается разрешить дронам доставлять грузы через Амур весом до 50 килограммов. Например, это могут быть образцы продукции, комплектующие, электронные компоненты, медицинские препараты, а также товары, требующие оперативной доставки.

Фото: t.me/senator_sheikin

— В Амурской области достаточно развитая транспортная инфраструктура. Однако дронопорт предлагает уникальные преимущества, особенно в части экспресс-доставки небольших грузов. Первое — скорость. Дроны могут значительно сократить время перевозки по сравнению с традиционными видами транспорта, особенно в труднодоступные районы, — объяснил в интервью «Российской газете» Артем Шейкин. — Второе преимущество — экономичность. Беспилотники позволяют снизить затраты на топливо, персонал и другие эксплуатационные расходы. Далее — экологичность. Электрические дроны не загрязняют окружающую среду вредными выбросами. Четвертое — гибкость. БПЛА способны доставлять грузы в любую точку, независимо от наличия дорог и другой инфраструктуры.

По словам сенатора, механизм создания международного грузового хаба для БПЛА еще предстоит определить, сейчас член Совета Федерации и амурское правительство, которые являются инициаторами уникального проекта, сосредоточены на том, чтобы достигнуть принципиальных договоренностей с китайскими партнерами и проработать нормативную базу.

Впрочем, у правительства Амурской области уже есть опыт в этом направлении: строительство международного автомобильного моста через Амур и трансграничной канатной дороги между Благовещенском и Хэйхэ также требовало синхронизации законодательства двух стран. И сторонам удалось этого достичь.

Федерация спешит на помощь

О готовности участвовать в работе над созданием международного хаба для беспилотников в Приамурье заявило Министерство экономического развития России.

«Сообщаем о готовности в рамках компетенции участвовать совместно с Минтрансом России, Минвостокразвития России, ФСБ России, ФТС России и Росавиацией в проработке проекта «Международный транспортный БАС-хаб в Амурской области» для осуществления экспресс-доставки малогабаритных грузов между Россией и Китаем», — отмечается в письме за подписью первого замминистра экономического развития России Максима Колесникова на имя Артема Шейкина.

Как следует из документа, в законодательстве нет комплексного регулирования, которое позволяло бы использовать беспилотные авиационные системы (БАС) для доставки трансграничных грузов.

Фото: архив АП 

«При разработке концепции проекта необходимо проработать в том числе вопросы, связанные с обеспечением соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе», — отмечают в министерстве. Речь идет о порядке и условиях перемещения грузов с использованием БАС через таможенную границу ЕАЭС, порядке совершения таможенных операций по прибытию и убытию товаров на таможенную территорию союза, временным хранением, таможенным декларированием и выпуском.

«Считаем целесообразным Минтрансу России проработать вопрос открытия пункта пропуска на территории аэродрома для организации международного БАС-хаба», — указывают в Минэкономразвития.

Инициаторы проекта пока не называют конкретных сроков запуска БАС-хаба.

— Это задача сложная и требующая всесторонней оценки множества факторов, включая сроки согласования с китайской стороной, разработку нормативной базы, привлечение инвесторов и строительство необходимой инфраструктуры. Но, осознавая стратегическую важность проекта для развития российско-китайского экономического сотрудничества, прилагаем все усилия для его скорейшей реализации. Ориентировочный срок запуска, к которому мы стремимся, — конец 2027 года, — заключил амурский сенатор.

Возрастная категория материалов: 18+