Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

erid: 2Vfnxvd37Q4

Сохранили все виды деятельности

— Михаил Юрьевич, при слове «аптека» сразу всплывают в памяти кадры из старых фильмов: фармацевт что-то взвешивает, растирает в ступке, колдует над лечебным снадобьем. Сейчас приходишь — и тебе сразу выдают готовый препарат. Поэтому многим кажется, что профессия фармацевта стала менее интересной и значимой. 

83 аптеки имеет «Амурфармация» на всей территории области 

—  Начну с того, что даже сегодня при самом высоком уровне развития фармацевтической промышленности медицина не может обойтись без малых доз порошков, специфических и стерильных растворов. «Амурфармация» — единственное в области предприятие, которое владеет технологией изготовления лекарственных средств и по сей день занимается изготовлением экстемпоральной рецептуры. У нас целый производственный комплекс с определенными технологическими процессами, в которых задействованы не только фармацевты со специальным образованием, но и другие специалисты. Мы сохранили все виды деятельности, которые присущи аптекам. А с недавних пор в России вновь стали возрождать аптечное изготовление снадобий. Изменилось законодательство — нам разрешили использовать в производстве уже готовые лекарственные формы, то есть можно делать лекарства из произведенных на заводе готовых таблеток и микстур, а не только из фармацевтических субстанций.

Персональный подход

—  Для чего это делается?  

— Чтобы вернуть на рынок недорогие, но от этого не менее эффективные лекарства, которые востребованы и часто встречаются в назначениях врачей. Аналогичные иностранные препараты обходятся дороже. Это расширяет возможности больниц, для которых мы готовим лекарства. Для педиатрии проблема дозирования медикаментов особенно актуальна. Список лекарств, которые невозможно применять у младенцев из-за отсутствия нужной дозировки, состоит из 20 наименований, и альтернативы им нет. Предположим, ребенку необходим препарат для снятия давления, но даже 0,25 грамма действующего вещества в стандартной таблетке — доза слишком большая, если его вес всего три килограмма. Мы можем растереть таблетку в порошок и даже для новорожденных с низкой массой тела и детей до года приготовить сверхмалую дозу.

Фото: Алексей Сухушин

— Не зря говорят: точность как в аптеке.

— Да, точной навеской мы готовим лекарственную форму той дозировки, которая именно этому ребенку необходима. Это первая история, а вторая — это персонализированные лекарственные средства.  Иногда гормональные и другие препараты требуются пациентам не в стандартных 0,5, 0,75 или 0,25, а в индивидуально подобранных дозировках, например 0,35. Ведь точная доза несет минимальный побочный эффект. Или в случае непереносимости какого-то из компонентов нужно его заменить более подходящим. Такой вариант возможен. Это называется «персонализированная медицина».

Фармацевт — аптечный гуру

— Многим непонятно, чем провизор отличается от фармацевта.

— Это как зубной врач и стоматолог.  Чтобы стать фармацевтом, нужно окончить медицинский колледж, а на провизора нужно пять лет учиться в медакадемии.  Суть и той, и другой профессии — помочь человеку. Не просто продать препарат по рецепту, а в рамках своих компетенций, знаний и образования фармацевт или провизор обязан давать фармацевтическое консультирование. Это один из основополагающих вопросов нашей работы — подобрать лекарство человеку.

Фото: Алексей Сухушин

— Зачем подбирать, если название указано в рецепте?

— Многие люди считают, что специалисты первого стола должны «просто продавать лекарства по запросу». В цепочке «врач — провизор/фармацевт — пациент — лекарственный препарат» ключевая роль отводится фармацевтическому работнику. Это его обязанность — посмотреть: что назначается, кому назначается и для чего. Например, есть капли с одним и тем же названием, которые можно использовать и в нос, и в глаза, и в уши. Но одни готовят на водном растворе, а другие на спирту. Можете представить, что произойдет, если по ошибке в рецепте выписали форму со спиртом, а закапывать нужно глаза? У человека будет ожог сетчатки и роговицы. Не пропустить такие моменты — одна из самых важных задач каждого фармацевта.   

В «Амурфармации» создали единственный на Дальнем Востоке музей истории аптечного дела Амурской области. Экспонаты собирали по крупицам — все они в основном из частных коллекций и антикварных лавок.

Он как аптечный гуру — должен обеспечить посетителей аптеки грамотной и полной информацией, чтобы человек мог правильно принимать лекарства. Он должен уточнить, какая форма препарата может быть удобнее для человека: есть таблетки, есть капли или суспензия. К примеру, речь об известном антивирусном арбидоле. Если покупаете для трехлетнего ребенка, значит, должна быть форма в виде сиропа, а если ребенок постарше, уже можно и таблетки или капсулы дать.

Фото: ОАО "АМУРФАРМАЦИЯ"

Есть лекарства агрессивные, которые плохо влияют на желудочно-кишечный тракт. И таких очень много. Фармацевт может посоветовать препараты для защиты желудка или печени, предупредить о нежелательном взаимодействии разных лекарств или их компонентов, о побочных действиях и посоветовать оптимальный режим приема и хранения в домашних условиях препаратов. Профессия требует постоянного саморазвития.

«У нас как в школе — целый год учебный»

16 семейных династий трудится в старейшей аптечной сети Приамурья

—  Препаратов на аптечных полках сотни, разве может фармацевт всё запомнить, чтобы дать компетентный совет?

— Повышаем уровень знаний постоянно, чтобы соответствовать стандарту фармацевтического обслуживания покупателей.

— Это касается всех фармацевтов, любых аптек или вы говорите только за себя?

«Мы разработали собственное мобильное приложение. Если необходимого лекарства нет в конкретной аптеке, человек может через web-ресурс посмотреть его наличие на складе, забронировать, и препарат привезут в любую из аптек компании».

— Дополнительное непрерывное образование, как таковое, обязательно для всех работников аптек — раз в пять лет обязаны пройти аккредитацию для подтверждения квалификации. В нашей аптечной сети есть еще собственная платформа обучения. Да, мы старейшая фармацевтическая компания. Но одним возрастом не получится быть лидером на рынке региона, который насыщен и федеральными сетями, и сильными местными игроками. Поэтому мы разработали свою стратегию и активно внедряем ее последние три года, ведем дистанционное обучение. У каждого фармацевта и провизора на платформе есть личный кабинет, куда он может зайти, что-то посмотреть, повторить, а также пройти ежемесячное тестирование и получить оценку своим знаниям.

Фото: Алексей Сухушин

— Эта оценка влияет на зарплату или отражается на премировании?

—  Нет. Мы делаем это лишь с одной целью — проверить знания. Постоянно что-то новое появляется на фармрынке. Жизнь же не стоит на месте.  И нужно владеть информацией о правилах отпуска, составе, дозировках и способах использования лекарственных средств из аптечного ассортимента. Колоссальный объем информации! Поэтому в форме интерактивных видеоуроков повторяем назначения, проигрываем различные ситуации. Оценка — это своего рода нематериальное стимулирование. Вывешиваем рейтинг, чтобы каждый мог сравнить себя с коллегами, подтвердить, что он хороший фармацевт. У нас как в школе — целый год учебный.

Для маленького ребенка доза в стандартной таблетке может быть слишком большой. Мы можем растереть таблетку в порошок и даже для новорожденных с низкой массой тела и детей до года приготовить сверхмалую дозу.

Как искусственный интеллект помогает аптеке

Про цифровые тренды фармрынка, роботов и наркотики

— Кроме собственного изготовления лекарств, в чем еще ваша уникальность? Продолжите фразу: «Амурфармация — единственная в области…»

— Мы единственные, кто взял на себя ответственность и дополнительные функции по обеспечению населения наркотическими и психотропными лекарственными препаратами. Это всё сложно, дорого, требует определенных знаний, лицензирования и систематического учета. Необходимо держать три рубежа охраны, которая должна быть организована только госструктурами. Всё это дополнительные затраты. Но я так скажу: у каждой крупной компании должна быть своя социальная роль. Подводные камни социальной нагрузки нас не пугают: она давно стала визитной карточкой нашей компании. Мы поддерживаем многие добрые акции, проект «Одарённые дети», школьников, которые робототехникой занимаются.

—  К слову, о роботах. У вас же есть роботизированный склад?

Фото: Алексей Сухушин

— Мы его внедрили на базе аптеки № 1 еще более десяти лет назад. Разработкой системы занимался один из испанских концернов. Робот-манипулятор, двигаясь по рельсам, помогает фармацевтам хранить и быстро получать лекарственные средства по запросу. У нас в компании в принципе высокий уровень автоматизации. Работа аптечного склада организована по принципу адресного хранения с автоматическим распределением, с учетом объема и серии товара. Контроль над наличием препаратов, сроками годности, качеством тоже отслеживается в автоматическом режиме, что исключает возможность ошибок, цена которых в аптечном деле чрезвычайно высока.

Аптечные сети ушли в Сеть

— Сегодня в интернете покупают всё, даже лекарства.

— Вопрос интернет-аптек очень важный, нужный и всем интересный. В прошлом году мы разработали собственное приложение, в нем удобно работать на смартфонах. Веб-интерфейс, веб-сервис, есть дополнительные истории, связанные с удаленными складами. Если необходимого лекарства сейчас нет в конкретной аптеке, человек может через web-ресурс или мобильное приложение посмотреть его наличие на складе, забронировать, и препарат привезут в любую из аптек компании. Это очень важно, особенно на территориях. Мы видим популярность и востребованность таких сервисов: количество заказов увеличивается.

16 тысяч наименований лекарственных средств в ассортименте

Постоянные изменения — это основной драйвер нашего развития. Мы должны соответствовать тем стандартам, которые нам показывает государство. Тот же самый МДЛП. Мы первые в регионе, кто внедрил эту систему отслеживания за оборотом лекарственных средств. Начинать всегда трудно. Как только вливаешься в новую систему, сразу понимаешь: здесь нужно что-то докрутить, а вот здесь новая технология появилась, ее тоже попробуем использовать, а вот здесь искусственный интеллект нам поможет.

— А в чем именно ИИ аптекам помог?

— Мы его используем в электронной коммерции, то есть в нашей интернет-аптеке. Раньше какая работа у фармацевта была — он полжизни тер свою ступку. Потом появились перколяторы, реперколяторы, ингаляторы. Технологии постепенно меняются.  Сейчас цифровизация системы здравоохранения Российской Федерации и в целом страны — глобальная задача. И в этом потоке мы стараемся бежать на шаг впереди своих конкурентов.

Работник аптеки должен обеспечить посетителей грамотной и полной информацией, чтобы человек мог правильно принимать лекарства. Уточнить, какая форма удобнее, посоветовать препараты для защиты желудка или печени, предупредить о побочных действиях.

Три года назад мы приступили к модернизации всех наших аптек. Потому что понимаем: пока не сделаешь комфортным и удобным рабочее место (с хорошей мебелью, достаточным количеством лекарственных средств, техническим сопровождением и обучением сотрудников), ты не сможешь заставить людей работать с большей отдачей. И ни о каких цифровых технологиях разговаривать не стоит. У человека постоянно будет триггерить вопрос, что у него стул неудобный или стол шатается. Мы подтягиваем все свои аптеки до единого стандарта — в этом году точно этот вопрос завершим.

Плюс 6 новых аптек в 2025 году

— Сколько у вас сейчас аптек?

— В начале года была 81, недавно еще две открыли. И до конца года четыре новых аптеки еще появится. Мы видим, где фармрынок перенасыщен, а где можно развиваться. Есть поселки, разделенные железнодорожным переездом: в одной части есть аптека, в другой — нет. Или Константиновка — село большое и разбросанное, поэтому решили там тоже  открыть еще одну аптечную точку. Стараемся быть доступнее для людей. Приводим все аптеки к единому стандарту и параллельно расширяем ассортимент лекарственный, а это тоже сложный процесс.

Фото: Алексей Сухушин

— Как создать лекарственный запас, если невозможно угадать, чем и сколько людей заболеет?  

— Используем аналитику — алгоритмы, учитывающие сезонные всплески, праздники, выходные дни, движение товара, его маржинальность и проходимость. Имея большой массив данных, с некоторой степенью вероятности можно что-то предположить, смоделировать и сформировать ассортимент. Математическая статистика помогает понять и вычислить, сколько примерно и каких лекарств завозить для какой территории.

В этом году планируем капитально отремонтировать все помещения, где готовим экстемпоральные лекарственные формы. Делаем производство более локальным и компактным.  До конца лета всё закончим и поставим новое оборудование. Это всё в рамках стратегии развития нашей компании. Мы не зацикливаемся на чем-то одном, а развиваемся по самым разным направлениям. Все привыкли к классическим аптекам с их высокими витринами и фармацевтом за стеклом. А мы ломаем стереотипы, предлагая иные форматы аптечных учреждений.

Ломаем стереотипы

— Например?

100 процентов — контроль качества аптечных товаров в старейшей сети

— В прошлом году полностью переделали интерьер аптеки № 1 — сделали его более удобным и уютным для посетителей. Там интересная навигация. Привлекали дизайнера. В аптеке на Амурской, 201 (к слову, она одна из самых больших на Дальнем Востоке), красивая подсветка и грамотно организовано торговое пространство. Необычная концепция аптеки в торговом центре «Флагман» — рабочее место фармацевта находится не в глубине зала, а в центре. Посетители могут полностью обойти зал на 360 градусов и всегда обратиться к провизору. Нет привычных стекла и окна выдачи, общению ничто не мешает. Мы не боимся пробовать и внедрять что-то новое. 

 — О чем мечтаете?

— Хотелось, чтобы нарастающий темп инноваций, внедрений, цифровых технологий сохранялся.  Сегодня Россия, в связи с ростом новых центров экономического развития, разворачивается на Восток. А значит, население дальневосточных регионов, в том числе у нас в Амурской области должно увеличиваться. Президент ставит задачу — достичь более высоких демографических показателей. Мы тоже будем расти и обеспечивать людей качественными лекарствами, БАДами и витаминами. Будем стараться работать хорошо, чтобы поговорка «точно как в аптеке» всегда оставалась актуальной.

Единственный на Дальнем Востоке музей истории аптечного дела

Без прошлого нет настоящего и будущего — уверены в «Амурфармации», где создали единственный на Дальнем Востоке музей истории аптечного дела Амурской области. Экспонаты собирали по крупицам специалисты компании, где трудится 16 фармацевтических династий. Все они в основном из частных коллекций и антикварных лавок. Есть и случайные находки. Как, например, книги по аптечному производству, принадлежавшие когда-то разным частным аптекам старого Благовещенска.

Фото: Алексей Сухушин

— Меня часто спрашивают: «Почему, вы это делаете?» Действительно, для чего же на самом деле мы собираем эти склянки, сигнатуры, флакончики старые, ступки, которым по 100 с лишним лет? — задается вопросом гендиректор «Амурфармации». — Или посмотрите, какие у нас есть весы великолепные 1856 года выпуска. Почему как руководитель я во всей этой истории заинтересован? Да потому что мы сохраняем ДНК профессии. Конечно, технологически мы постоянно движемся вперед. И через какое-то время вот эти ступки и многое другое оборудование уже не будет использоваться. Но останется это место, где мы сохранили и рецептуры, и книги, и старую посуду для производства лекарств. Тем самым мы сохраняем часть профессии, которая развивалась тысячелетиями. Это как генетическая память фармацевтики.

Следите за «Амурфармацией» в ВК, ТГ, на сайте и в мобильном приложении

Реклама, ОАО "АМУРФАРМАЦИЯ", ИНН 2801016937

Возрастная категория материалов: 18+