• Фото: Архив АП
  • Для связи внутри самолета «ночным ведьмам» служило такое переговорное устройство.

60-й

факт

Детство, опаленное войной

Нина Максимовна Распопова родилась 31 декабря 1913 года в поселке Магдагачи, но настоящей родиной считала село Черновку, где прошли ее детство и юность.

В годы Гражданской войны отец и старший брат ушли в партизаны. «Она помнила, как пряталась в подполье, как японские карательные отряды полностью сожгли село, как привозили убитых», — вспоминала односельчанка Татьяна Спиридонова.

После школы Нина окончила горнопромышленное училище, работала геологом, но всегда мечтала о небе. В 1936 году поступила в Хабаровскую летную школу, затем работала инструктором в аэроклубах Спасска, Омска и Мытищ.

15 мая 1946 года Нине Распоповой присвоили звание Героя Советского Союза. Она также получила Орден Ленина, два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, Орден Дружбы народов.

«Ночные ведьмы»: война в темноте

22 июня 1941 года, в первый день войны, Нина Распопова подала рапорт с просьбой отправить ее на фронт. После обучения в Энгельсской авиашколе с мая 1942 года она воевала в 46-м гвардейском ночном бомбардировочном авиаполку — легендарном женском полку, который немцы прозвали «ночными ведьмами».

Летчицы летали на фанерных бипланах По-2 — тихоходных, но маневренных. Они выключали двигатели перед целью, бесшумно планировали и сбрасывали бомбы. За каждый сбитый По-2 фашисты давали Железный крест, но остановить «ведьм» не могли.

Как хрупкие девушки стали кошмаром для фашистов: время подвигов

857

боевых вылетов совершила Нина Распопова.

«Рус фанер» — презрительно кривились опытные немецкие асы, глядя на наши бипланы. Какие-то девчонки на деревянных этажерках посмели бросать вызов люфтваффе? Но очень скоро смех сменился животным страхом. «Ночные ведьмы!» — в ужасе шептали немецкие солдаты, когда в кромешной тьме раздавался зловещий свист расчалок.

За каждый сбитый По-2 фашистским асам обещали Железный крест. Пленные немцы с нескрываемым любопытством просили показать им этих загадочных летчиц — неужели обычные девушки могли так терроризировать их части?

Осенью 1943-го, в разгар боев за Крым, Нина Распопова совершала по 8-10 вылетов за ночь. Фанерные самолетики буквально скользили по верхушкам деревьев — 50, максимум 100 метров над землей. Бомбы сбрасывали вручную, иногда женщины просто выкидывали гранаты из кабины!

Бомбовыми ударами амурчанка вызвала 135 взрывов, 96 пожаров, уничтожила 3 вражеские переправы, подавила огонь 3 артиллерийских батарей, взорвала склад и 6 автомашин с боеприпасами и горючим. 

Самый страшный вылет случился под Моздоком. Их По-2 поймали прожектора, зенитный снаряд пробил бензобак. Горящее топливо залило ноги, осколки впились в плечо. Но Нина, стиснув зубы, довела машину до цели. Только после точного бомбометания, теряя сознание от боли, посадила самолет на нейтральной полосе. Истекая кровью, они с штурманом ползком добирались до своих.

А потом были Крым, Белоруссия, Польша. Каждую ночь — смертельный марафон между прожекторами и зенитками. В мае 1944-го под Херсонесом их бомбы попали прямо в колонну с боеприпасами — черный гриб взрыва был виден за десятки километров. В январе 1945-го под Насельском они устроили настоящий ад на дороге отступления — два огромных пожара дожирали немецкую технику.

И вот он, Берлин! На стенах Рейхстага, среди тысяч фамилий, появилась и фамилия Распоповой. А через год в Кремле ей вручили Золотую Звезду Героя.

857 боевых вылетов. 857 ночных свиданий со смертью. 857 раз она возвращалась, чтобы снова уйти в темное небо...

Возвращение в Черновку

После войны жила в Мытищах, работала инструктором, секретарем общества «Знание», вела патриотическую работу. Стала почетным гражданином Мытищинского района.

Нина Распопова трижды приезжала в родное село — в 1968, 1980 и 2001 годах. Земляки встречали ее с любовью, слушали рассказы о войне. «Я бы лучше приехала одна, походила бы по селу, пообнималась с березками… Не люблю так официально — мне этого хватает в Москве», — говорила она, когда ее пригласили на юбилей села.

Она приходила на могилу матери, стояла на месте родного дома, сожалея, что его не сохранили. До конца жизни переписывалась с земляками, звала их в гости, даже предлагала оплатить билеты.

Память о легенде

2 июля 2009 года Нины Распоповой не стало. Через год все жители Черновки, не сговариваясь, надели траурные повязки.

А декабрь (месяц ее рождения) стал временем памяти: школьники готовят доклады, смотрят ее обращение к землякам, где она с теплотой говорила о малой родине.

Нина Распопова навсегда осталась в истории — как бесстрашная летчица, Герой и верная дочь своей земли.

Возрастная категория материалов: 18+