
Новый нацпроект и новые задачи
Цифровой скачок, демографическая яма, необходимость обеспечить технологический суверенитет страны — вызовов у системы образования России сегодня хватает. При этом Амурская область показывает хорошие результаты: в регионе больше четырех с половиной тысяч детей стали победителями, призерами всероссийских олимпиад и федеральных конкурсов, обладателями стипендий. Только за прошлый год 200 человек получили серебряные и 182 — золотые медали.
— В прошлом году завершился национальный проект «Образование». Ему на смену с 2025-го пришел новый нацпроект — «Молодёжь и дети». В основу новой стратегии легли больше 25 тысяч предложений от педагогического сообщества, родителей, самих школьников, — открыла пленарное совещание зампред правительства области — министр образования и науки Приамурья Светлана Яковлева. — Стратегия развития образования — это наша конституция в системе образования.
Как цифровизация борется с бюрократией
Технологическое лидерство — задача, которая стоит сегодня перед всей страной. И поскольку обеспечивают Россию такими специалистами школы, вузы и ссузы, то для образования эта цель становится одной из самых главных. Для этого и нужна цифровая трансформация. По словам министра, это ключевой приоритет государственной политики и развития Амурской области на ближайшие годы.
82
педагога за последний год приехали работать в Приамурье из других регионов России
— В новых национальных проектах четко обозначены три стратегические направления: инфраструктура, импортозамещение, использование искусственного интеллекта и верифицированного контента, — подчеркнула Светлана Яковлева. — Необходимо масштабное и долгосрочное финансирование инфраструктуры. Нужно продолжать поднимать профессиональный уровень педагогов и IT-специалистов в образовательных организациях, тесно работать с разработчиками отечественного программного обеспечения и в соответствии с этим выстраивать обучение.
Также цифровизация должна снизить бюрократическую нагрузку на учителей, чтобы они могли заниматься своей основной работой — учить детей.
С этого года для учителей, воспитателей детсадов и педагогов ссузов работает сервис «Помощник Рособрнадзора». Его создали, чтобы помочь учителям быстро получать информацию о бюрократических вопросах и сообщать, когда они считают, что их права нарушены.
По данным опросов, в 2024 году амурские педагоги тратили на административную работу в среднем 54,8 процента времени. Это на 9 пунктов меньше, чем в 2023-м. Однако нам есть к чему стремиться: общероссийский показатель — 49,2 процента.
В прошлом году амурские педагоги тратили на административную работу в среднем 54,8 процента времени.
— Наша задача сделать так, чтобы учитель тратил на административную работу не больше 30 процентов своего времени, — почеркнула Светлана Яковлева. — Отмечу, перечень документов для учителей школ и педагогов среднего профобразования утвержден на федеральном уровне. И здесь важно понимать, что если учитель берет на себя дополнительную административную работу, которая оплачивается отдельно, то это уже не увеличивает его бюрократическую нагрузку как учителя.
Где самая низкая бюрократическая нагрузка на учителей
- 1 место — Мазановский район
- 2 место — Магдагачинский округ
- 3 место — Селемджинский район
В Приамурье молодеют учителя
Фото: «Амурская правда»
Кадровый вопрос остается актуальным и для сферы образования. Сегодня области не хватает 4,9 процента педагогов от общего числа специалистов. В первую очередь — учителей математики, физики, информатики, начальных классов, русского языка и литературы. При этом для оптимальной работы системы образования в Амурской области этот показатель не должен превышать четырех процентов.
За последние четыре года в Приамурье появилось 134 земских учителя. Еще одно решение кадрового вопроса — педагогические отряды. Причем регион был одним из первых, где начали их формировать из старшекурсников БГПУ и педколледжа.
228 молодых амурских педагогов получили единовременные денежные выплаты в 2024 году.
— Особенно приятно, что многие ребята, которые поработали в педотряде, остаются в тех же школах уже кадровыми учителями, — отметила Светлана Вячеславовна. — За последние три года возраст амурского педагога помолодел. Если три года назад средний возраст был 49 лет, то сейчас — 46.
Всего же за последние несколько лет в амурские школы устроились более 800 молодых педагогов. В этом году образовательные учреждения ждут еще 129 только выпустившихся специалистов.
Привлекают педагогов и с помощью единовременной денежной выплаты (ЕДВ). За последние три года в Приамурье ЕДВ и другие выплаты получили 823 человека, общая сумма — 108,6 миллиона рублей. Самые большие подъемные ждут тех, кто едет в Свободный — по 600 тысяч рублей. В Тынде таким учителям предоставляют по 300 тысяч, Свободненский район, Шимановский и Тындинский округа дают по 200—250 тысяч рублей. В других муниципалитетах выплаты меньше — от 50 до 150 тысяч. Еще молодым педагогам предоставляют квартиры или компенсируют аренду жилья.
— Я очень благодарна главам муниципалитетов, которые находят в своих бюджетах средства для выплаты подъемных, — сказала Светлана Яковлева. — Только в этом году учителям уже предоставили 44 квартиры. Вопрос обеспечения педагогов жильем находится на особом контроле у правительства Амурской области.
Какие подъемные ждут молодых учителей в разных муниципалитетах Приамурья
- 600 тысяч рублей — Свободный,
- 300 тысяч рублей — Тында,
- 200—250 тысяч рублей — Свободненский район, Шимановский, Тындинский округа.
В остальных муниципалитетах подъемные от 50 до 200 тысяч рублей. Размер подъемных зависит от транспортной доступности и географического положения муниципалитета.
Ключевые итоги работы специалистов на августовском совещании лягут в основу резолюции, которая будет опубликована на сайте министерства образования и науки региона и станет руководством к действию в новом учебном году.
«Домашка» день в день и ограничение контрольных
Фото: «Амурская правда»
Конец учебного года для всех — 26 мая, проверочные работы — не больше 10 процентов учебного времени. С сентября этого года вступил в силу 704-й приказ Минпросвещения России № 704. Он вносит существенные изменения в организацию учебного процесса. Новые правила делают более прозрачной и четко регламентированной учебную нагрузку, повышают качество образования и улучшают планирование учебного процесса, а также устанавливают единые для всей страны федеральные образовательные программы для общего образования. Россия приходит к единому стандарту, который не должен зависеть от региона или «самодеятельности» школ.
Новые нормы для домашних заданий:
- 1-й класс: не более 1 часа в день,
- 2—3-й классы: не более 1,5 часа в день,
- 4-й класс: не более 2 часов в день,
- 9-й класс: до 3,5 часа в день,
- 10—11-й классы: до 3,5 часов в день.
Не перегружать контрольными детей
Фото: «Амурская правда»
Теперь законодательно закреплена возможность трехгодичного обучения в начальной школе. Это означает, что школа может решать, будут ли у них в начальной школе 1 — 3 или 1 — 4 классы. При этом учебная нагрузка должна быть распределена равномерно, а образовательная программа разработана с учетом всех требований. Кроме того, теперь все учителя должны вести уроки в соответствии с единым тематическим планированием.
— На уровне основной среды общего образования изменилось максимальное и минимальное количество часов аудиторной нагрузки (аудиторная нагрузка — работа в классе. — Прим. авт.). Педагогам рекомендуют давать детям достаточно времени, чтобы ребята успевали завершить свои практические работы, — рассказывает Светлана Яковлева. — Очень важно, что контрольные не могут превышать 10 процентов от общего учебного времени.
Светлана Яковлева:
«Наша задача сделать так, чтобы учитель тратил на административную работу не больше 30 процентов своего времени».
Отдельное внимание министр уделила домашнему заданию.
— На этом вопросе хотелось бы особенно остановиться. Домашнее задание должно задаваться день в день. Прошел урок — в тот же день педагог должен в электронном журнале записать работу на дом, — подчеркнула она. — Если домашнее задание объемное, то на него должно выделяться несколько дней. Контролировать это должны не только администрация школы, но и родители. Но важно не перейти в конфронтацию, а выстроить партнерские отношения, потому что наша общая цель — сделать обучение эффективным и при этом комфортным для детей.
Важная история
Фото: «Амурская правда»
— Сегодня нужно выстроить правильный подход к изучению истории в школе. Мы все видим примеры, когда историю переписывают, когда Россию вообще пытаются исключить из истории человечества. Этого допустить нельзя, — почеркнула министр. — С первого сентября вводится новый учебный предмет в рамках преподавания истории — «История нашего края». Методические рекомендации Амурский областной институт развития образования направил в каждый муниципалитет. Все вопросы, которые требуют решения, будем решать вместе и оперативно. Также мы обратились в Благовещенский государственный педагогический университет: направили им техническое задание с просьбой разработать методическое пособие, которое станет для нас своего рода учебником.
Приказ № 704 определяет и поурочное планирование по всем предметам на всех уровнях образования непосредственного применения. Это значит, что в любой школе нашей страны будут вести уроки в соответствии с единым планом. И в итоге вне зависимости от региона, города или конкретной школы стандарт качества образования будет единым.
Теперь по всей стране учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 26 мая.
— Теперь учителям доступен конструктор образовательных программ. Он расположен на портале «Единое содержание общего образования», — отмечает Светлана Вячеславовна. — То есть педагогам даны инструменты, которые позволяют высвободить время: урок спланирован, программу можно создать в конструкторе и причем пользоваться для занятия контентом, который верифицирован, а значит — помогает учителю вести занятие качественно.
С сентября ученики 5—9 классов будут изучать историю по новым государственным учебникам под редакцией В. Р. Мединского.
Кроме этого, 704-й приказ определяет и требования к результатам освоения образовательной программы. Есть четкие требования и критерии, какую информацию ребенок должен получить от учителя и, соответственно, что знать. «Программы обучения синхронизированы с государственными экзаменами и всероссийскими проверочными работами. Этот вопрос волновал общественность, и новые правила учитывают данный момент», — говорит министр.
Достижения амурских школьников
Фото: Министерство образования и науки Амурской области
Практически в два раза увеличилось количество участников от Приамурья в федеральном конкурсе «Большая перемена» за последние несколько лет. Причем амурские дети становятся и призерами, и победителями этого престижного всероссийского состязания. Так, в этом году в «Большой перемене» участвовали 1 471 человек. И 29 августа на полуфинал во Владивосток поедут 29 юных амурчан из Тынды, Сковородина, Зеи, Прогресса, Магдагач, Белогорска и Благовещенска.
— Еще одно направление, в котором амурские школьники активно принимают участие — национальная технологическая олимпиада, — отметила Светлана Яковлева. — Традиционно наши ребята проходят конкурсные этапы по различным направлениям и на всероссийский уровень выходят от 20 до 40 человек. В этом году 11 учеников 8—11 классов представляли Амурскую область на всероссийском этапе, и по результатам амурчане признаны лучшими в профиле «Вводные робототехнические системы».
Около 500 амурских школьников приняли участие в федеральном конкурсе «Живая классика».
— Все эти примеры говорят о том, что наши дети очень талантливы! Они могут достойно представлять Амурскую область на всероссийских конкурсах, — подчеркнула министр. — Но нужно отметить, что и наши региональные мероприятия также получают признание на федеральном уровне. Например, областная научно-технологическая конференция «Горизонты событий» вошла в список мероприятий для одаренных школьников России. Это значит, что участники конференции не только могут получить призы, но и попасть в государственный информационный реестр «Одаренные дети». На сегодня в этом реестре уже 4 502 ребенка из Приамурья. Важно рассказывать о достижениях наших учеников, педагогов и родителей, которые их поддерживают. Это нужно делать не только через СМИ и мессенджеры, но и на родительских собраниях. Ведь каждая школа сильна своими успехами.
Четверть или триместр?
Фото: «Амурская правда»
Новые правила оставляют за школой выбор формата учебы — по четвертям или триместрам. «Необходимо учитывать, что из 293 школ Амурской области только 49 занимаются по триместрам. Следовательно, и каникулярная досуговая работа с учениками будет строиться с учетом того, что большинство детей занимаются по четвертям, — рассказала Светлана Яковлевна. — Школам, которые занимаются по триместрам, важно также организовать досуговую для учеников во время каникул».
Новые учебники и подход к истории
Фото: «Амурская правда»
34
часа предусмотрено в программе для 5 классов для «Истории нашего края», для 6 и 7 классов — 17 часов. В рамках этого предмета учителям рекомендуют посещать с детьми краеведческие, исторические, школьные музеи и другие учреждения, которые занимаются краеведением и историей региона
С этого года для школьников 5—7 классов на историю выделят не два, а три урока в неделю. При этом обществознание в 6 и 7 классах преподавать больше не будут.
— Государственные учебники будут сменяться поэтапно. Средства на это выделены в полном объеме, учебниками детей обеспечим на 100 процентов, — подчеркнула министр образования и науки области. — Частый вопрос, который возникает у родителей в начале ученого года: нужно ли покупать рабочие тетради к учебнику? Если в учебно-методическое пособие входит учебник, тетрадь, прописи, методические пособия, карты — весь комплект выдается бесплатно. В остальных случаях учитель может предложить родителям приобрести, но это не является обязательным для образовательного процесса.
Найти таланты у каждого
Фото: «Амурская правда»
Не менее 80 процентов детей в Амурской области к 2030 году должны заниматься в секциях, кружках, на факультативах. Задействовать школьников и дошколят в допобразовании — такая задача стоит перед педагогическим сообществом региона.
— Дополнительное образование детей сейчас играет ключевую роль в формировании навыков в нашем XXI современно развивающемся веке. В условиях новых вызовов цифровизации, изменения на рынке труда и запросов родителей система дополнительного образования должна стать точкой притяжения для детей и подростков, — подчеркнула Светлана Яковлева. — Для правительства Амурской области и органов местного самоуправления установлен так называемый КПИ в этой сфере, и охват детей в 2030 году, согласно нацпроекту, должен составить не менее 81,5 процента.
В Амурской области сегодня популярны детские технопарки, кванториумы и цифровые платформы, онлайн-курсы. Они позволяют получать дополнительное образование не только в регионе, но и за его пределами. Кроме того, развиваются интересные партнерские проекты с вузами. Амурский государственный университет, Благовещенский государственный педагогический университет, Амурская медицинская академия и Дальневосточный аграрный университет готовы сотрудничать для организации дополнительного образования, профессиональной ориентации и в дальнейшем — целевого поступления.
Больше внимания китайскому языку
Фото: admblag.ru
Интерес к китайскому языку у приграничного Приамурья традиционно остается на высоком уровне, и амурские школьники регулярно становятся победителями и призерами олимпиад по этому направлению. На сегодняшний день китайский учат в Благовещенске, Свободном, Тынде, Циолковском и в Благовещенском округе. При этом по инициативе губернатора на организацию обучения китайскому языку вне школьной программы были выделены целевые средства, так что одна из задач образования на ближайшие годы — вовлечь в изучение китайского еще больше детей.
— Важно понимать, что изучение китайского языка — это не просто лингвистическая практика. Это глубокое погружение в культуру, традиции и мышление нашего стратегического партнера, — подчеркнула министр. — Это ключевая компетенция, которая открывает перед нашими детьми огромные возможности для будущего профессионального успеха в рамках интенсивного развития экономики Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы должны выйти с конкретными и эффективными предложениями, чтобы переломить эту ситуацию и существенно увеличить количество детей, изучающих китайский язык во внеурочное время. Наша общая цель — дать молодому поколению инструмент для построения блестящей карьеры и укрепить позиции региона на международной арене.
Каждой школе — по продленке
Фото: Алексей Сухушин
Ситуация, типичная для практически каждой семьи с ребенком-младшеклассником. Родители работают до вечера, а ребенок после трех уроков остается один дома. Поскольку демография — одно из приоритетных направлений национальной политики, в рамках нацпроекта «Семья» во всех школах должны появиться группы продленного дня.
— Сегодня группа продленного дня — это не только выполнение домашнего задания, но и безопасность, воспитание. Родители работают, а дети начальной школы остаются одни дома после трех уроков. Не все родители готовы к такой самостоятельности ребенка, не у всех есть бабушки или дедушки, — подчеркнула Светлана Яковлева. — Группа продленного дня — это образование, воспитание, организованный досуг и обучение самостоятельной работе с учебными заданиями. На эти цели выделены средства, которые поступят в виде субсидий.
Органы местного самоуправления в сфере образования должны разработать меры по увеличению числа детей, посещающих эти группы. Важно не только выделить деньги на воспитателей, но и провести разъяснительную работу с родителями, особо отметила министр.
В Приамурье стало больше профильных классов
Фото: Корпоративные коммуникации ОСП ООО «СИБУР» в г. Благовещенске
Каждый третий профильный класс в Амурской области — технологический. Всего в прошлом учебном году в регионе действовали 575 профильных классов, для сравнения в 2023/24 — 551. При этом 39 процентов таких классов — технологические. На втором месте по популярности социально-экономические профильные классы (17,5 %), на третьем — 14,5 % — естественно-научные.
ЕГЭ по каким предметам сдавали школьники в этом году
- Обществознание — 52, 6 %
- Профильная математика — 42,4 %
- Биология — 20,1 %
- Физика — 19,1 %
- Информатика — 18,1 %
Комментарий
Светлана Яковлева, министр образования и науки Амурской области:
— Главный вызов сегодня — реализация указов президента о нашем и технологическом лидерстве, формирование духовно-нравственных ценностей, сохранение традиций нашей государственности. И на передовой — система образования.
Все основные задачи, направления, векторы деятельности отражены в стратегии. В прошлом году мы всей страной начали формировать стратегию развития образования до 2036 года. Она обсуждалась на педагогических советах, родительской общественности, через госуслуги. Сегодня мы на финишной прямой. И мне хотелось бы, конечно, поблагодарить все педагогическое сообщество, управленцев, педагогов, родителей, родительскую общественность за системную работу всей нашей системы образования в Амурской области.
Дорогие ученики, уважаемые родители, учителя и все специалисты сферы образования! Поздравляю с началом нового учебного года! Это всегда особенный день, полный ожиданий, свежих начинаний и новых возможностей. Я хочу от всей души пожелать вам всем больших успехов. Помните, что успех — это прежде всего труд, и не бойтесь трудиться много и с полной отдачей, ведь именно упорный труд станет той прочной основой, которая приведет к заслуженной награде. Пусть каждый ваш шаг будет наполнен целеустремленностью и верой в свои силы, а учебный процесс принесет не только новые знания, но и радость открытий. Ученикам желаю ярких впечатлений и настоящей дружбы, родителям — мудрости и терпения, педагогам — неиссякаемого вдохновения и профессионального признания. От всего сердца желаю вам всем успешной работы, новых впечатляющих достижений и обязательного выполнения всех поставленных целей! Пусть этот год будет плодотворным, светлым и наполненным самыми добрыми событиями.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии