• Фото: Алексей Сухушин

Курс на краеведение

Больше 60 лет назад филиал № 4, как называлась тогда эта библиотека, ютился в подвальном помещении одной из вечерних городских школ. Через два года библиотека переехала в деревянный дом на улице Горького. И только в 1985 году для нее специально построили двухэтажное здание, которое отличается особенными элементами: зенитными фонарями (окнами) на крыше,  винтовой лестницей внутри и объемной чеканкой работы Игоря Сасима на фасаде. Свое название — «Центральная» — одна из самых крупных библиотек Благовещенска получила из-за своего месторасположения: практически в центре города.

Но вторым рождением библиотеки можно считать 2021 год, когда  учреждение культуры стало победителем национального проекта «Культура» и выиграла грант в размере 5 миллионов рублей. На эти деньги был проведен ремонт, закуплена современная техника, пополнен книжный фонд, а само учреждение получило  название «Библиотека городских инноваций «Центральная».

Для лучшей  сохранности знаменитого венка  в помещении музея был установлен особый температурный режим — всего 19 градусов. Поэтому гостей выставки о Муравьёве-Амурском просили одеваться теплее.

— Наша библиотека и раньше занималась краеведением,  но после того как стала модельной, этому направлению мы стали больше уделять внимания. Продвижение нашего региона, наших писателей, художников, мастеров прикладного творчества  — основная часть нашей работы,  — говорит заведующая  «Центральной» Екатерина Скворцова.

Креативный туризм

В рамках развития креативного туризма в библиотеке регулярно проводятся мероприятия для китайских студентов, приехавших в Благовещенск на учебу, — в основном из БГПУ и АмГУ. В первый год ребятам приходится довольно сложно и, чтобы они быстрее социализировались в новой среде, их приглашают в «Центральную».

 — Мы знакомим их с русской культурой и бытом: народными игрушками, забавами, национальными костюмами, играем в народные игры, пьем чай с караваем, — рассказывает Екатерина Скворцова. — Кстати, у нас в библиотеке есть навигация на китайском языке. Ребята, которые только что приехали в Благовещенск, не очень хорошо владеют русским языком, поэтому они берут наушники и знакомятся с библиотекой.

Этим летом «Центральная» участвовала в Международном экофоруме,  на который ее пригласили из Агентства гостеприимства Амурской области. Вместе с представителями агентства библиотека знакомила с культурой города как гостей из других стран — китайцев и афроамериканцев,  так и жителей Благовещенска.

Единственный в России

Шесть лет на базе библиотеки «Центральная» работает Центр краеведческих и музейных инициатив «Народный музей им. А. В. Кириллова». Подобный центр — единственный в России и не имеет аналогов.

— Это не в прямом смысле музей, а информационно-методический центр, который частично взял на себя функции городского музея, поскольку муниципального музея у нас нет, — говорит руководитель центра Наталья Кравченко.

Наталья Кравченко, руководитель Народного музея им. А. В. Кириллова, в этом году  вошла в список лучших сотрудников библиотек РФ в номинации  за сохранение исторической памяти и патриотическую деятельность Центра краеведческих и музейных инициатив.

Но за сухим названием «информационно-методический центр» кроется огромная и интересная  работа. Среди социально значимых проектов народного музея: издание путеводителя «Музеи Благовещенска» на русском, китайском и английском языках; «Школа народного экскурсовода», в которой бесплатно благовещенцы обучались азам проведения экскурсий; краеведческий проект «Город — улица — квартал»; просветительские, краеведческие и мемориальные выставки и еще многое другое.

Музей, расположенный в небольшом помещении библиотеки, проводит множество выставок. Например, там прошел персональный показ работ члена Союза художников России Елены Демченко, который автор посвятила двум историческим датам, положившим основание Благовещенску. А выставку об ученых-ботаниках с коллекцией ароматных травяных сборов, шишками и древесными грибами впервые посетила заместитель мэра города Хэйхэ Пэн Дунмэй.

Именно Народному музею им. А. В. Кириллова была оказана честь первому на Дальнем Востоке показать благовещенцам исторический раритет — серебряный венок с захоронения графа Муравьёва-Амурского на кладбище Монмартр. Историко-мемориальный выставочный проект «Муравьёв-Амурский. Возвращение на Восток» за месяц работы посетило около 4 тысяч человек. Музей принял гостей и Хабаровска, Владивостока, Якутска и даже из-за границы — из Испании.

«Приамурский ерундопель»

Наверное, только в Сковородинском районе знают, что обозначает слово «наинтошка». Таким диалектизмом называли девушку-подростка. Методист библиотеки Татьяна Ларина разработала интеллектуальную игру «Приамурский ерундопель» на основе «Словаря русских говоров Приамурья». И благовещенские школьники с большим интересом узнали  новые для себя слова, которые были в обиходе у их предков.

Взрослые гости библиотеки познакомились с итогами экспедиции по Нижнему Амуру участников проекта «Русский Амур» в августе этого года. Его руководитель Алексей Воронин показал 30-минутный фильм и поделился интересными фактами о новых открытиях.

Тренинги и мастер-классы от шоумена, ведущего курсов ораторского искусства и одного из лучших чтецов «Литреса» Макса Радмана, а также чтеца Амурской области, члена Молодежного литературного объединения Яны Круглой собирают тех, кто хочет научиться хорошо, красиво говорить.

Все, кто интересуется историей родной области, с удовольствием посещают заседания Албазинского клуба. Ученый, специалист по истории освоения русскими Приамурья в XVII веке Владимир Трухин рассказывал об острогах и ясачных зимовьях албазинских первопоселенцев как показателях освоенности русскими приамурских земель в XVII веке. А одна из лекций клуба носила интригующее название: «Карта острова сокровищ, или Зачем в Приамурье Александр Македонский спрятал ружье и до каких мест там он доходил».

Это только малая часть познавательных мероприятий, которые регулярно проводятся  в библиотеке «Центральная». Они проходят на втором этаже, поэтому совершенно не мешают читателям, которые пришли за книгами или работают в одной из локаций.

Раритет из шкафа

Уже не первый год возле библиотеки «Центральная» установлен шкаф для книгообмена. Иногда в нём встречаются истинные раритеты.

 — Лет шесть назад, перебирая книги, которые приносят благовещенцы, мы нашли старинное издание «Лекарственные растения» 1916 года. Очевидно, владелец книги умер, а его родственники принесли и поставили том в наш буккроссинг. Книга, к сожалению, неполная — несколько страниц в ней не хватает, но в целом она в достаточно хорошей сохранности. Такие издания должны храниться в особых условиях, поэтому в общем доступе этой книги  нет, — рассказала заведующая библиотекой Екатерина Скворцова.

На полках книгообменника была найдена и «Азбука для малышей славного града Благовещенска». Она издана в 2003 году и не считается редкостью. Интересен ее формат: в азбуке размещены стихи амурских поэтов,  фотографии и иллюстрации местных авторов, и юные читатели могут познакомиться не только с самим алфавитом, но и с историей города, его важными учреждениями и коллективами начала 2000-х годов.

Серебряная память с кладбища Монмартр

Так как одной из целей Народного музея им. А. В. Кириллова является сохранение и популяризация историко-культурного наследия Благовещенска, именно в Центре краеведческих и музейных инициатив прошла выставка «Муравьёв-Амурский. Возвращение на Восток».

Ее главным экспонатом стал уникальный серебряный венок с могилы графа Муравьёва-Амурского на парижском кладбище Монмартр. Благовещенск стал первым  дальневосточным городом, жители которого смогли увидеть этот удивительный памятный знак, поскольку на захоронение основателю нашего города 117 лет назад его возложили именно благовещенцы.

История серебряного венка полна тайн и загадок, а его возвращение в Россию — дань уважения человеку, определившему судьбу Дальнего Востока.

Приют в родовом склепе

Женой генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьёва-Амурского была француженка Элизабет Буржуа де Ришмон. Перед венчанием она приняла православие, получив в крещении имя Екатерина. Вместе супруги прожили 34 года.

Выйдя в отставку, Муравьёв-Амурский переехал на родину жены, в Париж, где прожил 20 лет до своей кончины в ноябре 1881 года. Его похоронили на кладбище Монмартр в родовом склепе де Ришмон. Екатерина пережила супруга на 16 лет и была похоронена на муниципальном кладбище небольшого городка Желос на юго-западе Франции.

В 1908 году, в год 50-летия подписания Николаем Муравьёвым Айгунского договора, на собранные по подписке средства дальневосточники изготовили памятный венок и отправили его с депутацией в Париж. На кладбище Монмартр было обустроено новое захоронение: прах графа вынесли из семейного склепа родственников его жены, обособили, установив отдельно стоящий памятник с православным крестом и овальной нишей под венок. На нем имелась надпись: «Города Приморской области: Хабаровск, Владивосток и Никольск-Уссурийский — графу Муравьёву-Амурскому. 1858–1908».

Этот венок вернулся в Россию вместе с прахом графа, который перевезли на Родину в 1990 году. Поскольку прямых потомков у Николая Николаевича не было, место его упокоения с годами осталось без присмотра. На кладбищах Франции, как во многих европейских странах, взимается арендная плата за землю под могилу. При отсутствии платы или по истечении срока аренды прах может быть перезахоронен в общей могиле, а участок передан другим.

Такая участь ожидала и могилу бывшего генерал-губернатора Восточной Сибири. Поэтому был поднят вопрос о переносе праха графа в Россию. В 1991 году останки Муравьёва-Амурского торжественно перезахоронили во Владивостоке, а сам венок передали на хранение Государственному музею-заповеднику истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева. Более 10 лет  памятный знак с могилы Муравьёва-Амурского был выставлен в одном из залов музейной экспозиции «Этюды о старом Владивостоке». Сейчас он  находится в фондах музея.

Серебряный венок русского ювелира

Однако на могиле Муравьёва-Амурского был еще один венок — от благовещенцев.

В 2022 году на сотрудников музея во Владивостоке вышел некий французский коллекционер, говорящий по-русски. Он утверждал, что у него хранится серебряный венок с могилы Муравьёва-Амурского. И предлагал его выкупить. Имя коллекционера и сумма остаются тайной, как и сам факт, когда и каким образом у него оказался венок. Возможно, этот атрибут в своё время располагался не на самой могиле графа, а в часовне над семейным склепом рода де Ришмон, стоявшей рядом.  Но с годами от этой часовни остались одни руины.

Переговоры российской стороны и коллекционера шли больше года. В ходе  экспертизы выяснилось, что венок изготовлен в мастерской Павла Овчинникова  —  «русского Фаберже», золотых дел мастера и основателя национальной ювелирной школы, поставщика двора Его Императорского Величества. Об этом свидетельствовали клейма мастерской на срезе черенков пальмовых ветвей, лавра, мирта и на самой ленте.

С помощью музея Арсеньева, Фонда наследия русского зарубежья, госкорпорации развития ВЭБ РФ, СИБУРа, Совкомфлота, частных лиц  серебряный венок выкупили и вернули на родину. Хотя, если говорить точнее, венок на Дальнем Востоке никогда не был: благовещенцы, заказав изделие у ювелира в Москве, увезли его сразу в Париж на кладбище Монмартр. Это было в 1908 году, в год 50-летия основания Благовещенска.

Благородный металл от благодарных граждан

 — Основа венка — муаровая лента, на которой значится надпись «Благодарные граждане графу Муравьёву-Амурскому 1858–1908». Все  главные элементы венка изготовлены из благородного металла — серебра. Его светлый, белый оттенок является символом святости и нравственной чистоты, — рассказывает руководитель музея Наталья  Кравченко.  — Основа венка — пальмовые ветви, которые считались символом триумфа. На них расположены ветви лавра и мирта. На серебряной ленте внизу еще одна надпись «Основателю города Благовещенска  благодарные граждане, 1858–1908, графу Муравьёву-Амурскому».

Для серебряного венка его создателями была выбрана рама в стиле киота, обычно используемая для икон с арочным верхом. Такие киоты служили олицетворением и образом церкви. Сама рама с арочным верхом изготовлена из дуба, ассоциирующегося с долголетием, стабильностью, властью.

«В тот край, который ему обязан…»

Сотрудники Амурской областной научной библиотеки отыскали в своих фондах «Торгово-промышленный листок объявлений» от 26 июня 1908 года.  В нем есть небольшая заметка о том, как проходило возложение серебряного венка от благовещенцев на могилу графа Муравьёва-Амурского.

«Золя и Муравьёв. Пантеон в Благовещенске. Парижский корреспондент Г. М. сообщает о скромном торжестве на кладбище Монмартр у могилы гр. Муравьёва-Амурского.

В то время как тысячи парижан дефилировали на Монмартском кладбище перед могилой Эмиля Золя, интересуясь работами по извлечению гроба с его прахом, который предстояло перевезти в Пантеон,  — небольшая группа русских собралась тут же неподалеку у могилы славного соотечественника, завоевателя приамурского края гр. Муравьёва-Амурского.

Это был день 50-летия основания Благовещенска, и два делегата местной городской думы явились сюда возложить венок. Их сопровождало несколько членов русской колонии, а также представители некоторых русских газет. Здесь уже дожидался притч русской церкви с хором певчих. Отслужена была панихида, и великолепное пение собрало кругом немало французских посетителей кладбища.

Могила была роскошно убрана живыми цветами, и среди них венок от Благовещенска имел очень эффектный вид. Это серебряный венок на черной бархатной доске с надписью на лентах: «Основателю Благовещенска — благодарные граждане». Другой венок, бронзовый, на бронзовой же доске, был возложен от имени городов Приамурского края — Хабаровска, Владивостока и Никольска-Уссурийского.

О. Смирнов, настоятель русской церкви, произнес слово о великих заслугах покойного перед Отечеством. Затем сказал речь один из делегатов Благовещенска П. И. Похолков, который лично знал графа Муравьёва и часто путешествовал вместе с ним в конце 50-х годов по тому необъятному и тогда еще совсем дикому краю. Другой делегат, В. Г. Касьянов, выразил пожелание, чтобы прах покойного был перевезен с чужбины, где он в 1881 году умер, в тот край, который ему обязан своим культурным существованием и своею принадлежностью к России.

Надо думать, что прах Э. Золя скорей попадет в Пантеон, чем прах Муравьёва в Благовещенск».

Библиотека городских инноваций «Центральная»: Благовещенск, ул. Красноармейская, 128, тел. (4162) 49-49-30, часы работы — ежедневно с 10:00 до 21:00, в субботу и воскресенье — с 12:00 до 20:00.

Возрастная категория материалов: 18+