Читать и разгадывать
Книги Веркина нужно не столько читать, сколько разгадывать. «Сорока на виселице» — это загадка на загадке, причем прямых ответов писатель не дает. Предоставляет читателю возможность додумать самим. И это самое удивительное — почему такое сложное, непрозрачное повествование покорило экспертов.
Моя версия — у книги Веркина в этом году не было достойных соперников. Остальные номинированные книги представляли собой локальные истории, истории чувств или автофикшн. У Веркина же получилась история галактического масштаба. Как отметил на вручении премии один из экспертов Владимир Толстой, «Сорока на виселице» — это «роман-исследование экзистенции, где герой вынужден смотреть в бездну и не отводить глаз».
В центре повествования — простоватый земной парень Ян, которому волей случая выпало решать судьбы человеческой цивилизации. Действие романа происходит в далеком будущем, в 24-м веке, когда человечество освоило Вселенную и заселило ряд экзопланет. Новым космическим открытиям поспособствовало развитие синхронной физики, которую многие недооценивали и считали паранаукой, но именно она дала резкий скачок в прогрессе.
«Наука усложнилась настолько, что на передовых ее рубежах отличить гениальность от шарлатанства стало практически невозможно».
И теперь синхронные физики на далекой и не заселенной пока планете Реген в созвездии Рея проводят эксперимент, который в случае успеха позволит продвинуться еще дальше в космос.
Поток Юнга и фермент для разгона ума
Фото: Издательство INSPIRIA
Синхронные физики строят актуатор, который сможет генерировать поток Юнга — поток снов, мечтаний и коллективного бессознательного, который играет свою роль в развитии ойкумены. Он уже обнаружен, и теперь его существование предстоит подтвердить экспериментально.
Но эксперимент буксует, и синхронные физики просят Большое Жюри разрешить использовать некий фермент, разгоняющий человеческий мозг и позволяющий ученому взглянуть на проблему «множеством очень разных глаз». И тогда будет можно говорить о прорыве в новые космические дали.
И тут возникает большая этическая проблема — как скажется на человеке этот фермент? Гуманно ли его применение? Да и нужно ли сейчас стремиться дальше в космос, ведь и людей в ойкумене столько нет, чтобы его дальше заселять… Двигаться человечеству дальше, осваивать новые галактики, или остановить эксперимент? Это и должно решить Большое Жюри.
Причем здесь рассказчик Ян? А он и есть член Большого Жюри. И пока из всего совета он на Регене единственный, остальные участники должны вот-вот прилететь, но почему-то так и не летят.
Прием ненадежного рассказчика
На Земле Ян работал простым спасателем. Это самая неквалифицированная работа, ведь на Земле все давно делают роботы. Однако роботы-спасатели не всегда могли отличить, действительно туристы заблудились или это часть квеста. Таким человеком — помощником роботов — и был Ян.
В Большое Жюри он попал методом случайной выборки, а на Регене, абсолютно не понимая, что происходит, он просто фиксирует и озвучивает происходящее. Возможно, он и есть та самая сорока, которая смотрит на всех сверху, сидя на виселице.
Роман назван по картине Питера Брейгеля Старшего «Сорока на виселице», написанной в 1568 году и отражающей фламандскую пословицу: «Дороги к виселице идут через весёлые лужайки».
Сорока — просто наблюдатель: не она пляшет на лужайках и не ее будут казнить. И вообще — она просто сорока. Ян слушает немногочисленных обитателей Регена, ходит вместе с библиотекарем Марией осматривать строящийся актуатор, слушает речи синхронного физика Уистлера, который настаивает на необходимости эксперимента, на применении того самого фермента, усиливающего мозг ученого для мощного научного рывка. Это явно трагический персонаж, нарушивший табу и осознавший свою неправоту.
Ян ходит, смотрит, слушает и озвучивает по принципу «что вижу, то транслирую». Все это не очень понятно, пока не настигает догадка, что Веркин применил прием ненадежного рассказчика. Тем, что должен увидеть и озвучить Ян, руководят совсем другие люди. И тогда суть книги открывается иначе.
Юмора меньше, вселенской грусти — больше
«Сорока на виселице» по жанру — псевдонаучная фантастика. Как постмодернистский текст, она нашпигована отсылками к Стругацким и Лему, и даже посмеивается над ними. Читатели обижаются на Веркина за многословность, даже называют графоманом, но он умеет писать весело — этого не отнять.
И умеет несерьезно говорить о серьезном. О человеческом разуме, который природа создала как катализатор, когда поняла, что для достижения её целей времени существования Вселенной не хватит.
О том, что разум может оказаться ошибкой природы, ведь благодаря разуму человечество расползается по Вселенной как плесень или как пожар в степи, и природе это не нравится. А вдруг как раз сейчас она собирается исправить свою ошибку?
О том, что у эволюции явно есть цель. Это может быть обуздание энтропии или рождение Бога-Творца в классическом библейском понимании.
И, наконец, о том, что к звездам человечество несет с собой клопов, комаров, мышей, пыль, аллергию, носовые платки, свои непомерные амбиции и другие нелучшие человеческие качества.
В книге есть фирменный веркинский юмор, хотя его здесь значительно меньше, чем в других книгах. А вселенской грусти — больше.
Другие победители «Большой книги — 2025»
В номинации «Нон-фикшн» ожидаемо победила 101-летняя Зоя Богуславская с книгой воспоминаний «Халатная жизнь» (16+). Вдова Андрея Вознесенского, писательница и кинокритик из эпохи шестидесятников вспоминает о своих родителях, учебе в ГИТИСе, кинопроцессе эпохи застоя, и конечно же, о своем муже-поэте.
Впервые в этом году была учреждена номинация «Лучшая аудиокнига». Победителем стала аудиоверсия романа Яны Вагнер «Тоннель» (18+), начитанная Викторией Исаковой и другими актерами.
В народном голосовании лучшими стали Вера Богданова с мистическим триллером «Семь способов засолки душ» (18+) и Елена Левкиевская с фольклорным исследованием «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» (16+). Студенческое жюри назвало лучшими сразу двух авторов: Илью Кочергина с его повестью в жанре автофикшн «Запасный выход» (16+) и интеллектуальный роман-лабиринт «Парадокс Тесея» (18+) Анны Баснер. Об этих книгах поговорим в будущих публикациях.
Возрастная категория материалов: 18+










Весь парк «Автоколонны 1275» в Благовещенске переведут на газ к концу 2030 года
Добавить комментарий
Комментарии