• Фото: Василий Артемчук
  • Фото: Василий Артемчук
  • Фото: Василий Артемчук
  • Фото: Василий Артемчук
  • Фото: Василий Артемчук
  • Фото: Василий Артемчук
  • Фото: Василий Артемчук
  • Фото: Василий Артемчук
  • Фото: Василий Артемчук
  • Фото: Василий Артемчук
  • Фото: Василий Артемчук
  • Фото: Василий Артемчук

Наследники Лосева

Идея создания литературно-краеведческого музея принадлежит Александру Васильевичу Урманову — доктору филологических наук, профессору, заведующему кафедрой русского языка и литературы педуниверситета. Он был учеником Анатолия Лосева, который более 30 лет проработал на кафедре литературы, в том числе 14 лет возглавлял ее.

Анатолий Васильевич, собирая материалы об амурских писателях и поэтах, первым в истории Приамурья начал заниматься литературным краеведением. Большую работу в этом направлении также вели преподаватели БГПУ Борис Лебедев, Анна Вайсман, Мария Юсупова. Исследовательская база этих специалистов легла в основу будущего музея, экспонаты для которого около 10 лет собирали преподаватели кафедры русского языка и литературы.

Ирина Назарова может часами говорить о музее,

посвященном классикам амурской литературы.

Литературно-краеведческий музей был открыт весной 2007 года и сегодня является частью музейного комплекса БГПУ. Поскольку зачинателем литературного краеведения в Приамурье считается Анатолий Лосев, музей по праву носит его имя, а с 2008 года в вузе проходят научно-практические конференции «Лосевские чтения». В фондах музея хранится 2037 единиц: книги, периодические издания, личные вещи, рукописи, документы, письма, фотографии, большая часть из которых уникальна. На базе собранных материалов студенты вуза пишут дипломные и курсовые работы по литературному краеведению.

Два рубля серебром за книгу

Фото: Василий Артемчук

— С полной ответственностью могу сказать, что наша амурская литература не какая‑то там местечковая, доморощенная — у нас много ярких явлений, серьезных писателей, которые могли бы издаваться на российском уровне, масштабные фигуры: Волков, Чудаков, Матюшенский, Еремин, Машук, Фотьев, Лецик, Черных, Илюшин, Игнатенко, — говорил в интервью «Амурской правде» профессор Александр Урманов.

Этот список амурских писателей и поэтов можно было бы продолжить: Леонид Завальнюк, Светлана Борзунова, Николай Левченко, Григорий Федосеев, Любовь Антонова, Олег Маслов. Всем этим людям, уже ставшим классиками амурской литературы, посвящены стенды музея — начиная от поэта Леонида Волкова, погибшего при обстреле Благовещенска в 1900 году, и Порфирия Масюкова, чьи опубликованные стихи стали первой книгой в Приамурье.

Фото: Василий Артемчук

— Самый ценный экспонат нашего музея: первая художественная книга, которая вышла в Благовещенске в 1894 году, — рассказывает заведующая литературно-краеведческим музеем, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Ирина Назарова. — Это единственный сохранившийся экземпляр сборника стихов Порфирия Масюкова «Отголоски с верховья Амура и Забайкалья в двух частях».

Отпечатана книга в благовещенской типографии Диомида Мокина и по тем временам стоила очень дорого — 2 рубля серебром, что сегодня составляет примерно 100–130 тысяч рублей.

Теперь их знают в лицо

Фото: Василий Артемчук

— Мы очень радуемся, когда находим оригинальные вещи. Ведь при открытии музея некоторые витрины, например посвященные Игорю Еремину и Борису Машуку, не содержали оригинальные материалы, — продолжает рассказ Ирина Сергеевна. — Считалось, что личный архив Еремина вообще утрачен.

Фото: Василий Артемчук

Но 7 лет назад отыскались родные поэта. Оказалось, что у Игоря Алексеевича было три дочери, и младшая, живущая в Санкт-Петербурге, после смерти отца забрала весь его архив себе. Родственники Еремина, узнав о существовании литературно-краеведческого музея в БГПУ, сами вышли на преподавателей кафедры русского языка и литературы. Кстати, у амурского поэта, скончавшегося в 1983 году, есть внук — полный его тезка, который связал свою жизнь с издательской деятельностью.

Порой за невзрачными документами скрывается необычная история. Так было с писателем, переводчиком, редактором Владиславом Лециком, которому пропуск в литературу дал Василь Быков.

Еще один ценный экспонат связан с русским сатириком, поэтом, публицистом, сотрудником и редактором нескольких благовещенских газет начала ХХ века Федором Чудаковым. О нём мало кто знал до тех пор, пока изучением его жизни и творчества не занялся Анатолий Лосев, а в последующем — Александр Урманов. Но оказалось, что в архивах о Чудакове недостаточно информации. Однако, когда научные статьи Александра Урманова стали распространятся в интернете, на него стали выходить потомки амурских журналистов.

Фото: Василий Артемчук

Так в музее появилась редкая фотография, датированная апрелем 1910 года, на которой запечатлены журналисты Благовещенска начала ХХ века, работавшие в газетах «Эхо», «Амурский листок», «Амурский пионер», «Амурский край». Ее подарил внук одного из запечатленного на снимке журналиста — Петра Спицына. Благодаря этой фотографии удалось увидеть лица людей, чьи фамилии и псевдонимы стояли под публикациями в амурских газетах вековой давности.

Уникальный сценарий нашли в уличном книгообменнике

Первый сценарий художественного фильма по повести Леонида Завальнюка «Дневник Родьки — «трудного» человека». ​Фото: Василий Артемчук

А в прошлом году в музее появился еще один интересный экспонат — первый, с правками, сценарий фильма «Человек, которого я люблю» по повести Леонида Завальнюка «Дневник Родьки — «трудного» человека». В соавторстве сценария выступил известный советский кинорежиссер и сценарист Юлий Карасик. Судя по титульному листу, первоначально сценарий назывался «Кто сказал: «Где?» — примерно такую фразу часто повторял главный герой, которого сыграл Георгий Жжёнов. Сам фильм вышел в 1967 году, и действие в нём происходит в Благовещенске. Правда, снимался фильм в Таганроге.

Фото: Василий Артемчук

Эту потрепанную от времени книжицу в одном из уличных книгообменников случайно увидел амурский фотограф и кинооператор Владимир Розанов. Понимая всю ценность издания, он подарил ее музею. В рабочем сценарии рукой Леонида Завальнюка сделаны пометки, но потом, судя по шутливой дарственной надписи, он подарил его знакомым. Кстати, на сценарии есть отметка — «утверждаю» — еще двух известных советских режиссеров — Алова и Наумова, которые в 1965 году были художественными руководителями VI творческого объединения киностудии «Мосфильм».

Пропуск от Василя Быкова

Фото: Василий Артемчук

В музеях порой за невзрачными документами или бумагами может скрываться необычная история, связанная с жизнью человека. Есть такой экспонат и в литературно-краеведческом музее БГПУ, относящийся к творчеству Владислава Григорьевича Лецика. Это небольшой листочек — пропуск в гостиницу «Юность».

В 1979 году 33‑летний Владислав Лецик в составе большой делегации от Амурской области ездил на VII Всесоюзное совещание молодых писателей в Москву и жил в гостинице. На торжественном закрытии мероприятия присутствовали известные писатели, среди которых был Василь Быков — народный писатель Белорусской ССР, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда, общественный деятель, член Союза писателей СССР.

— Владислав Григорьевич вспоминал, что предприимчивые москвичи запаслись сборниками рассказов Быкова и после банкета ринулись к известному писателю за автографами, — рассказывает Ирина Назарова. — А у Лецика ничего, кроме пропуска в гостиницу, не нашлось. Но он всё же подошел к Быкову, который на обратной стороне гостиничного листка написал напутствие молодому амурскому писателю: «Пропуск в литературу. Василь Быков. 25 марта 1979».

Предсмертная записка писателя, совершившего суицид в Харбине

Фото: Василий Артемчук

В числе наиболее ценных реликвий литературно-краеведческого музея БГПУ: свидетельство о рождении Бориса Машука, а также блокнот, который он вёл во время работы в «Амурской правде»; рукописный сборник стихов Игоря Игнатенко, которые он писал в 1965 году будучи студентом педагогического института; куколка-талисман, которую всю жизнь берегла поэтесса Светлана Борзунова, ее личный дневник 1966–1968 годов и ее последнее предсмертное стихотворение; две книги поэта Игоря Еремина с его автографами и многое другое.

Есть среди экспонатов и оригинал предсмертной записки Александра Матюшенского. Человек неоднозначный, с нелегкой судьбой, он прибыл в Благовещенск в возрасте 48 лет. На амурской земле Матюшенский прославился тем, что стал издавать собственную газету «Амурский пионер», а затем «Благовещенское утро». На их страницах в 1912 году появились главы романа «Амурские волки», который стал бестселлером того времени. Это был коллективный труд нескольких журналистов, в том числе и Матюшенского. Затем вышли романы «Фальшивые сторублевки», «Взаимный банк», очерки «Благовещенские силуэты», имевшие подзаголовки «Роман из местной жизни».

Музейный комплекс БГПУ состоит из четырех музеев: зоологического, археологического, литературного и геологического. Адрес: г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 104.

Летом 1923 года Александр Матюшенский эмигрировал в Китай и обосновался в Харбине. В последние годы жизни сильно болел и в апреле 1931 года в возрасте 69 лет совершил суицид. В своей предсмертной записке он писал о том, что «превратился в инвалида… не хочу быть в тягость своей семье…»

Возрастная категория материалов: 18+