«Работать честно и не подвести»: народная артистка Анна Лаптева о звании, театре и любви к Благовещенску
Народная артистка России Анна Лаптева пополнила список почётных граждан Приамурья. В декабре 2025 года губернатор Василий Орлов вручил ей удостоверение и знак отличия, отметив её неоценимый вклад в развитие театрального искусства региона.
Ну как не поговорить с любимицей театрального Благовещенска, абсолютным патриотом горячо любимого ею областного центра — о впечатлениях от награды.
Конечно, предновогодние дни — период всеобщей суеты, но в драмтеатре — это просто сумасшедшее время: одна праздничная сказка за другой. Поэтому Анну Григорьевну мы поймали в перерыве между двумя показами сказки «Старый год против!» (6+).
«Я объехала почти всю область»
— Анна Григорьевна, во-первых, от всей души поздравляем вас с «почетным жителем»! Звание, безусловно, почетное, интересное. Но что с ним делать — как вы для себя понимаете? Права, обязанности почетного гражданина?
— Думаю, нужно продолжать работать честно, не подвести любимый город и зрителей, которых я бесконечно уважаю и люблю и которые по непонятным причинам любят меня. Просто спасибо, что оценили мой труд. А моя задача — никого не подвести.
— Вообще, какие ощущения были?
— Во-первых, это было неожиданно. И, честно признаться, до сих пор неясно за что, ведь столько людей более достойных. Может быть, просто очередь дошла до театра? Хотя, например, помню, у нас когда-то выходили небольшие журнальчики (по-моему и «Амурская правда» в этом участвовала): 100 лучших людей региона, если не ошибаюсь. Я трижды в них выходила — приятно.
А по большому счету — ну мы в коллективе уже пошутили: захочу — поздороваюсь, захочу — нет. Что хочу, то и делаю — капризы все мои.
— Интересно, а много ли в регионе мест, где новоиспеченному почетному гражданину области еще не довелось побывать?
— А вот практически нет таких! И к слову, я объехала не только почти всю Амурскую область, но и почти всю страну, за границу много ездила. Столько воспоминаний…
— Ну а хотя бы в масштабах области, может быть, было такое место, которое вас поразило?
— Меня всегда поражают те места — в районах, где люди, занимаясь изо дня в день домашним хозяйством, успевают еще и делать культуру в своих сёлах, берегут эти маленькие дома культуры и клубы, собирают зрителей на всякие праздники. Да им памятники надо ставить при жизни! Это для меня очень большой пример — не каждый может и готов этим заниматься.
«Меня всегда поражают те места — в районах, где люди, занимаясь изо дня в день домашним хозяйством, успевают еще и делать культуру в своих сёлах».
Помню, обсуждали с минкультом кандидатуры на присвоение звания «Заслуженный работник культуры Амурской области»: список из 6 или 7 человек — надо выбрать троих. Один в таком-то клубе работает 40 лет, другой — 50 лет. Слушайте, это просто какая-то трагедия — кого-то из них выбирать, когда всем им, повторяю, памятники при жизни нужны! И, к счастью, почти во всех этих клубах сейчас и тепло, и ремонты хорошие проведены, так что культурой сейчас занимаются. Вот взялись теперь за библиотеки — тоже надо, я считаю — многие учреждения сейчас в запустении.
Так что я нашей областью горжусь. Многие теперь ее знают, и не только потому, что здесь канатная дорога — у региона теперь какой-то совершенно другой статус: у нас тут прямо свое государство — Амурская область.
«Выходим на перрон — и пахнет морем!»
— В уходящем году у вас, оказывается, был юбилей: 40 лет, как вы приехали в Благовещенск. И, цитируя бывшего завлита театра Нину Дьякову, вы поразились, насколько это место показалось родным…
— Мой муж, царство ему небесное, — иркутянин, поэтому на амурскую землю мы приехали из Иркутской области — решили отправиться поездом. А до этого мы были на юге, у моей сестры — сейчас мы ее с Украины забрали. И вот я тогда очень хорошо запомнила запах моря — он, знаете, всегда как-то будоражит. И вот мы приезжаем в Благовещенск, выходим на перрон — и пахнет морем, пахнет югом! Это уж потом мы узнали, что Благовещенск на одной параллели с Сочи, и у нас тут водоемы вокруг, хотя лучше Амура-батюшки не бывает.
«В жизни мне очень часто везло, во-первых, на хороших людей; во-вторых, на хорошие роли и режиссеров».
И, в общем, я сказала: ребята, здесь мы бросаем якорь! И сам городок мне понравился. Тогда, в середине 1980-х по нему и ночью можно было ходить без опаски, потому что везде военные — закрытый город был. И еще полные полки в местном гастрономе среди уже довольно голодного времени. Я и сказала: ребята, это Клондайк — переезжаем! И мы перебрались — муж, ребенок, собака и маленький телевизор. И по нему мы впервые услышали китайскую речь, хотя ловить ее, наверное, было запрещено. И бабушка наша тогда: «Зачем вам к китайцам — они же людей едят!» Ну вот, ничего — до сих пор не съели.
— Ну за эти 40 лет город изменился, можно сказать, неузнаваемо. И в связи с этим он стал вам еще ближе или, наоборот, отдалился?
— Это мой любимый родной город, красивее и уютнее которого нет. И люди у нас добрые и отзывчивые. Поэтому может ли измениться мое к нему отношение? Тем более что у меня уже здесь похоронена свекровь — лучшая в мире, дай бог каждой женщине такую; муж — умнейший человек. Сюда мы и мамочку мою забирали — с Урала, и сестру мою — с Украины.
— О чем бы попросил почетный гражданин у сильных мира сего, будь такая возможность?
— Если бы предложили бюджетнику: давайте в вашей квартире ремонт сделаем — наверное, я бы не возражала. А так, какие просьбы — в связи с тем положением, в котором сейчас вся страна находится? Все силы нужно направить на то, чтобы это как можно скорее закончилось. Тем более, знаете, и нам здесь тоже опасно, потому что Восток — дело тонкое.
Учиться в своей работе никогда не поздно
— У вас перед Новым годом — горячая пора: с одной сказки да в другую! Кого вы сейчас играете?
— Это такая, очень древняя сказка — еще в 1959 году был фильм о том, как люди готовятся к Новому году. Вот есть такие персонажи, которые суетятся, бегают по магазинам, усиленно создают праздничную атмосферу. Вот я такой — прохожий жилец, с санками туда-сюда: то продукты на них везу, то елку. В общем, такая, активная бабушка, которая хочет, чтобы в доме был праздник. Ну я, кстати, не одна — нас в этой сказке энное количество жителей. Очень хорошая и добрая история: все должны готовиться к Новому году — мы и готовимся.
— А в жизни тоже приходится перед Новым годом бегать — с санками?
— Бегать-то как раз по сцене приходится, ведь праздники — это наши трудовые будни. И это очень хорошо, что мы в праздники работаем, потому что для людей. Ну для юмора: мы еще и ночные работники. Знаете, кто поздно работает — цыгане, воры и артисты. У нас, понятно, вечерние спектакли заканчиваются поздно: пока разгримируешься, пока доползешь до дома — уже и за полночь.
— Для детей играть сложно?
— Если честно — нет… А если халтурить, то сложно.
— По детству помню, многие женщины — воспитательницы в детсаду, школьные учительницы нередко были Дедом Морозом — с мужчинами туго было. А вам не приходилось эту роль примерять?
— Нет, вот такого не было — Снегуркой, да, была. А еще — Бабой-ягой. А вообще, мужскую роль как-то довелось попробовать в сказке — экстренно: в театре случайно оказалась, по своим делам — а тут ЧП. Ну что, одели меня, быстро текст прочитала — и вперед! Спасибо партнерам — все помогали.
— Вы сами в театре как зритель давно были?
— Позавчера! С большим удовольствием смотрела сдачу нового спектакля-концерта у нас — «Полёт в Новый год» (16+). Я всегда хожу на все сдачи и премьеры. Конечно, я член худсовета, но я в принципе это обожаю. Мало того, если я не занята в спектакле, то еще и на репетиции хожу. Очень мне интересно, что же там происходит.
— То есть самому актеру полезно бывать и зрителем?
— Обязательно! Во-первых, смотреть, как работают твои товарищи; во-вторых, всегда надо учиться. Я, знаете, всегда учусь и люблю учиться. Смотришь, бывало, на молодых: «А вот же не догадалась вот так отработать» или «А вот это возьму на вооружение». Вообще, учиться в любой работе никогда не поздно, если не хочешь отстать от всего нового. Вот и я молодых, активных всегда догоняю — не хочу быть в отстающих.
— Если спросить: «Лаптева — это кто?» — какой ролью можно ответить?
— Наверное, образом аристократки Ани, тоскующей по своей прежней жизни, из моего бенефисного спектакля «Леди на день» (12+). Очень мне эта героиня по сердцу!
— Что у вас на столе в любой Новый год?
— Ну, как всегда, холодец, винегрет. Икра — ну никак без нее! Даже если она бешеных денег будет стоить, — ну хоть ложечку.
— Желание загадывайте?
— Да, загадываем.
— Хоть раз сбывалось?
— Знаете, вообще мне как-то в жизни очень часто везло, во-первых, на хороших людей; во-вторых, на хорошие роли и режиссеров.
— Пожелания себе и зрителям на 2026 год?
— Удачи всем, здоровья всем. И чтобы как можно скорее наступил мир!