Этот парень с гитарой: как первая любовь изменила жизнь музыканта Александра Викулова
В 15 лет Александр Викулов влюбился в одноклассницу — чувства сами сложились в искренние строки. Спеть ей песню он постеснялся, и первая любовь так и не узнала, что стала музой скромного благовещенского паренька. Но именно с того момента гитара — неотъемлемая часть его жизни. Сегодня он — настоящий человек-оркестр: поэт, композитор, музыкант, педагог, а ещё фотограф и видеограф. О победе в международном конкурсе, приглашении в Англию, любимой гитарной студии и предстоящем концерте — в интервью Александра Викулова «Амурской правде».
Музой стала первая любовь
— Александр, расскажите, с чего все началось?
— Меня с детства окружала музыка: отец играл на семиструнной гитаре, любил Высоцкого, а во дворе мальчишки постарше вечерами наигрывали песни. Мне тоже захотелось. Отец показал несколько аккордов, а дальше я уже сам подбирал на слух. Открывал сборник стихов и просто наигрывал мелодию.
В 15 лет влюбился в одноклассницу. Безответно. Но именно тогда написал первую песню. Девушка стала моей музой, хотя так об этом и не узнала — я не решился раскрыться. Кстати, первая песня родилась на английском. У меня вообще много песен на английском, сам не знаю, почему.
Позже классная руководительница узнала, что я пою, и попросила выступить на 8 Марта. С того первого школьного концерта я до сих пор на сцене.
Самый плодовитый амурский музыкант
— А как вышло, что детское увлечение гитарой переросло в дело всей жизни?
— В детстве у меня была любимая программа на радио — «Четыре четверти». Там рассказывали про музыкантов и ставили их песни. Именно тогда я впервые услышал голос Элвиса Пресли и после этого не мог уснуть. А вскоре записался в кружок игры на гитаре.
В 15 лет влюбился в одноклассницу. Безответно. Но именно тогда написал первую песню. Девушка стала моей музой, хотя так об этом и не узнала.
Потом была учеба: музыкально-педагогический колледж (аккордеон и вокал), затем отделение эстрадного вокала в Училище культуры (ныне Амурский колледж искусств и культуры). Позже уехал в Москву, в Гнесинку, на годовые курсы эстрадного вокала.
Параллельно писал. Сначала стихи в блокнот, а потом мама завела мне большую тетрадь — поняла, что меня это серьезно затянуло. Сегодня у меня уже 11 таких тетрадей. В них примерно 5 600 песен. На русском, английском, испанском... Есть даже на эсперанто — скорее эксперимент во время учебы в Гнесинке.
Самые любимые песни о любви
— Ваши песни давно живут в интернете: их поют и на солидных корпоративах, на предприятиях и в детских лагерях. О чем они? И кому вы их посвящаете?
— У меня преподавательский стаж больше 20 лет, поэтому много пишу на эту тему. Но все же любовная лирика мне ближе. Бывает, еду в автобусе — и приходит песня. Или ложусь спать, а в голове уже строчки. Много пишу на заказ. Лет десять назад даже решил посчитать, сколько песен накопилось на разные темы. Оказалось, только гимнов для организаций — больше 70. Есть песни о любви, дружбе, об учениках и учителях, о людях разных профессий.
Однажды, накануне Дня торговли, звонок: «У вас есть песня про работников торговли? Очень надо!» Написал за три дня и сам же выступил на концерте.
Мне нравится петь разные песни
— Если тексты приходят сами собой, причем сразу и на русском, и на английском, то какой жанр вам ближе всего?
— Меня часто спрашивают, почему я не пишу в одном стиле. А мне так не пишется. У меня нет жанровой привязанности. Сегодня могу написать бардовскую песню, завтра — рок-н-ролл или джаз. Мой любимый певец — Том Джонс. Он из тех универсальных артистов, которым комфортно в любом жанре. Вот и мне так же хочется. Педагог по вокалу, кстати, советовал продолжить классическое образование, но меня перетянуло в поп-музыку. Хотя если я хорошо распет, могу и широкий диапазон взять. Мне просто нравится петь разные песни.
Хотел бы спеть с Томом Джонсом
— С кем из певцов ныне живущих или уже ушедших вам хотелось бы спеть вместе? Назовите одного зарубежного и одного русского исполнителя.
— Таких много. Мои заочные учителя — Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, Том Джонс, Луи Армстронг. У каждого — сильные голоса, хорошие песни. Но если выбрать двоих: зарубежного и русского, — то это Том Джонс и Муслим Магомаев.
Я по жизни — меломан
— Александр, а что вы чаще слушаете: свою музыку или других исполнителей?
— Я однозначно слушатель-меломан. Когда только начал увлекаться музыкой, собирал все подряд: кассеты, пластинки, диски. Любил слушать любую музыку — дома она всегда звучала фоном. Пока новый диск не дослушаю, не выключал. Родители относились с понимание к моему увлечению. Сейчас у меня богатая коллекция в самых разных стилях. А вот к своим песням я всегда самокритичен. Просил снимать видео на концертах — взгляд со стороны помогает увидеть ошибки, скорректировать программу, найти что-то новое. Я человек целеустремленный, к критике отношусь адекватно. Пишу своё — и иду дальше.
— А что важнее: писать музыку, которая нравится тебе, или широкой аудитории?
— Меня друг как-то об этом же спрашивал. Но я не подстраиваюсь под моду — пишу в том стиле, в котором мне дышится. Не могу перешагнуть через себя, это не приносит радости.
В песнях, созданных ИИ, нет души
— Сейчас стало появляться много песен, созданных искусственным интеллектом. Как вы относитесь к конкуренции со стороны ИИ?
— Я с ИИ не работаю. Большинство сгенерированных песен похожи между собой — в них нет души. Это не творчество, а ремесло. Конечно, музыканту проще отличить искусственную музыку от настоящей. И не все решает запоминающаяся легкая мелодия. Есть еще юридическая сторона: загруженные файлы автоматически становятся собственностью компании. Особенно это касается бесплатных площадок. Сейчас многие фестивали уже проверяют конкурсный материал на предмет использования искусственного интеллекта. Такие заявки не допускаются.
Из-за пандемии не выступил в Англии
— Александр, в 2019 году вы получили Гран-при Международного конкурса Golden Time. Что эта победа значит для вас? И помогает ли она в участии в других конкурсах?
— Я неоднократно участвовал в разных конкурсах, но Гран-при получил лишь однажды. Это был онлайн-конкурс: нужно было исполнить две песни — Тома Джонса и собственного сочинения. Не могу сказать, сколько было участников из России, но, когда объявили мою фамилию, удивлению не было предела. Я не поверил, что взял Гран-при среди всех российских исполнителей. После этого меня пригласили на гала-концерт в Англию. Я купил билеты, забронировал гостиницу, но из-за пандемии все отменили. Так и не удалось выступить. Но я человек позитивный и уверен, что все еще будет.
Возраст не имеет значения
— Вы отдали предпочтение любимой шестиструнной гитаре, хотя прекрасно играете на барабанах, фортепиано и уже много лет учите музыке в своей студии. Кто ваши ученики?
— Ко мне в студию приходят и дети, и взрослые. Беру всех от 8 лет и до бесконечности. Главное — желание и терпение. Если человек действительно хочет, он найдет и время, и возможности. А если нет — найдутся отговорки. Недавно пришла девочка, мечтала научиться играть. Но когда узнала, что придется состричь наращенные ногти, сразу ушла.
Есть и взрослые ученики — за пятьдесят и старше. Например, недавно пришла женщина, которая пишет стихи и очень хочет аккомпанировать себе на гитаре. И это прекрасно: возраст здесь не важен.
Своим ученикам я всегда говорю: никогда не говори «не могу», «не хочу». Был у меня парень, который целый год учил одну песню — никак не получалось. А потом случился сдвиг, и всё полетело! Я верю в своих учеников, и это помогает им расти.
Никогда не оставляю ничего на потом
— Александр, вы не только музыкант, но и фотографируете, снимаете видео, занимаетесь йогой, преподаете в школе и студии. Как все успевать?
— Я с детства привык планировать время. Сначала делал самое важное, потом остальное. У меня есть сестра и брат, родители работали в органах, но воспитывали не сильно строго — все было как-то грамотно выстроено. Сейчас стараюсь так же правильно воспитывать своих детей. Сыну уже 19, дочерям по 8 лет, и они тянутся к музыке, даже уже выступали со мной на сцене.
Если бы не музыка, наверное, занялся бы фото и видео. В 2017 году мой друг организовал Амурский киносоюз. Сначала меня попросили написать саундтреки к фильмам, а потом это так увлекло, что решил сам попробовать. Писал сценарии, музыку, занимался съемкой. На сегодня мы вместе сняли около 20 короткометражек на разные темы.
А еще я уже 20 лет занимаюсь йогой. В 2016 году получил сертификат инструктора. Самодисциплина помогает практиковаться, даже когда нет вдохновения. А к правильному распределению времени я привык с детства — никогда не оставляю ничего на потом.
Юбилейный концерт
— А что ждет публику на предстоящем юбилейном концерте «30 лет на сцене» (6+)?
— Я не называю себя бардом — просто пою для души. Поэтому и концерт задуман как живой, насыщенный и разноплановый. Всем, кто придет, буду очень рад.
В этот раз со мной на сцене будет много единомышленников: духовая секция, струнное трио «Амур Джаз Бэнд», танцевальные коллективы «Траффик» и «Конфетти», две бэк-вокалистки.
Выбрать песни из пяти с половиной тысяч — задача еще та. Но мы постараемся, чтобы вечер получился по-настоящему интересным.