• Фото: Архив АП
  • Фото: Марина Москалюк

ИСТОРИЯ 1. Еда как бонус за тяжелый день

Благовещенские супруги Регина и Сергей ежемесячно тратят на продукты больше 30 тысяч рублей. Супруги признаются: изысканный ужин с бокалом хорошего вина — своего рода бонус за тяжелый трудовой день.

24,2

процента своих доходов тратят в среднем амурчане на покупку продуктов и питание. Причем, по данным Амурстата за 3-й квартал 2015 года, городское население тратит 26%, сельское — 20,7. 

— Для нас это ритуал — походить по супермаркету, приехать домой и приготовить что-то вкусненькое, а не просто макароны с сосиской, — рассказывает Регина. — Каждую субботу мы закупаемся на неделю:  мясо, рыба, яйца, молоко, масло, консервы, сыр, колбаса — и оставляем в среднем 5—6 тысяч рублей. Помимо этого, заезжаем в магазин и в будние дни. Вроде ничего и не нужно, но все равно тянет — мелочи к чаю, кисломолочку, часто берем готовую еду, чтоб не стоять вечером у плиты, или что-то новое — попробовать. Это еще пару тысяч. В холодильнике всегда есть свежие овощи-фрукты, соусы, зелень.

Девушка хочет провести эксперимент: две недели ничего не покупать. «С нашими запасами мы, не голодая, проживем гораздо дольше, — уверен ее супруг.  — Тем более что нас только двое и обедаем мы вне дома».

—  В итоге мы постоянно что-то выкидываем: не успеваем съедать йогурты, творог, который так и не стал сырниками, заветренную колбасу и сыр, открытые и недоеденные консервы. Но раз за разом после работы мы идем в супермаркет и набираем полную тележку.

Что в такие моменты движет людьми — отголоски детства, не богатого на деликатесы, или появившиеся финансовые возможности? Ведь теперь Регина может позволить себе намного больше, чем в студенчестве. Когда бульонный кубик был один на всех и все на одного.

ИСТОРИЯ 2. Ужин — единственное доступное развлечение

Наталья — мать-одиночка с достаточно скромной зарплатой. И тратить великие тысячи на продукты — что-то из области фантастики. Тем не менее продуктовая тема для нее тоже актуальна.

— Долгое время я пыталась ограничивать себя в еде: сначала растила сына, потом худела. Но потом поняла, что хороший ужин — единственное доступное мне развлечение. Я не могу позволить себе поехать к морю, не могу пойти на концерт Стаса Михайлова. Сегодня даже поход в кино — с попкорном и такси — дорогое удовольствие. Поэтому, когда мне хочется праздника, я запекаю курицу и покупаю пиво.

31,6

процента доходов уходило на оплату продуктов питания у россиян в 2014 году. У амурчан — 25,3%. 

Действительно, у нас мало распространено развлекаться без еды. Даже в боулинге мы заказываем пиццу, а в антракте бежим в театральный буфет. Современный человек разбаловал свое чувство вкуса, позволив ему главенствовать над всеми остальными. Мы уже не получаем сравнимого с наслаждением едой удовольствия от созерцания, прослушивания, осязания. Развлечение типа «кафе» обычный гражданин выбирает чаще, чем посещение галереи и даже кинотеатра, концерта или простых прогулок с любимыми.

— Это личный выбор человека, который зависит от его системы ценностей, — уверен завкафедрой философии, истории и культурологии БГПУ доктор философских наук, профессор Александр Чупров. — Театр копейки стоит, книга — вообще бесплатно. Должен быть баланс между поддержанием тела и поддержанием духа. Акцент на духовных ценностях, не умаляя значимости еды и комфорта. В этом плане мне нравится выражение «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть».

ИСТОРИЯ 3. Раньше было лучше  

Комбинация ценностей зависит от множества факторов: от эпохи, в которую живет человек, его окружения, воспитания, от господствующей цивилизации. Ценности, как отпечатки пальцев, уникальны для каждого человека. На каком этапе жизни человек создает себе кумира из котлет? В определенном возрасте, при определенном достатке или определенном окружении? Когда женщина выходит замуж и начинает есть наравне с мужем? Когда мужчина женится и вместо доширака уминает печеночные торты и зажаристых куриц? Или когда у человека все плохо и он топит горе в борще? Или, наоборот, все хорошо —  и с аппетитом в том числе... 30-летняя жительница Благовещенска Татьяна Якутова считает одной из основных причин  рухнувшую государственную идеологию.

Татьяна Дублич, эндокринолог: «Люди любят заедать стресс, для многих еда — это удовольствие, развлечение. Мы едим гораздо больше, чем требуется организму». 

 

— У наших родителей заморачиваться на еде просто не было возможности. Был дефицит, талоны, — рассуждает Татьяна. — Мама рассказывала, как она любовалась на шоколадные конфеты через витрины магазинов и мечтала, что когда вырастет, то обязательно купит себе колбасу. Продукты, привычные сегодня, были недоступны для большинства. Но еде не придавали такого большого значения!

Семья собиралась за вечерней трапезой, чтобы пообщаться, обсудить прошедший день. Сегодня же многие члены одной семьи кушают по отдельности, кто-то —  уткнувшись в планшет, другой —  разговаривая по телефону. Вспомните, как перед Новым годом всей семьей лепили пельмени. Сегодня в магазинах это один из самых популярных полуфабрикатов. А для домашней лепки давно придуманы машинки, позволяющие сотворить сотню пельменей за полчаса.

— Раньше государственная политика была направлена на просвещение и окультуривание народа, — продолжает Татьяна. — По центральному ТВ показывали театральные постановки, балет, было много познавательных передач для детей. Не на кабельных, заметьте, а именно на центральных каналах! Мы были самой читающей нацией. А затем все рухнуло в один момент, и к нам посыпались горы запрещенных доселе радостей. В том числе и еды. Мне кажется, мы до сих пор не можем ими насытиться! А ведь это так глупо тратить столько времени своей жизни на еду. Ладно есть! Обсуждать, рассуждать, фотографировать, выкладывать в социальные сети! Лучше эти часы потратить на чтение, курсы, на помощь детям, животным.

Но для этого, по мнению ярой противницы общества потребления, нужно заставить себя полностью поменять мировоззрение: получая удовольствие от пищи телесной, нужно очень постараться, чтобы начать получать удовольствие от пищи духовной.

— Это, действительно, замена утрат, — согласен философ Александр Чупров. — Свято место пусто не бывает. Мечта ушла на второй план. Люди в 60—70-х годах были устремлены в будущее. Жили общей идеей, верой в счастливое будущее, грезили межпланетными кораблями, мечтали, как будет прекрасна земля, и о том, что не будет войны. А сегодня гипертрофированно много места занимают вопросы потребления. 

МОЖЕТ ЛИ НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ УМЕРЕТЬ ОТ ОБЖОРСТВА?

— Вполне, — заключает доктор философских наук Александр Чупров. — От искусственного педалирования материальных потребностей. Для людей еда всегда была способом выживания, продолжения рода. Впервые проблема голода снялась с общества в начале ХХ века. Конечно, не для всех. Даже сейчас от голода умирают люди, а процент бедных растет. Но большинству не нужно добывать пищу.

Как давно уже доказано, интерес людей к еде обуславливается несколькими факторами:  потребление еды приносит удовольствие, без нее мы испытываем голод, пища является необходимым для функционирования организма источником белков, жиров и углеводов. По сути, это естественный инстинкт.

— Инстинкты — это неплохо, это проявление воли к жизни. Но проблема сегодняшней цивилизации, особенно стран золотого миллиарда, в том, что люди утратили вкус, пресытились. Им приходится самим себя заставлять хотеть — отсюда скука, экстрим, негатив. Идет атрофирование инстинктов. Поэтому и умирает европейская цивилизация, — рассуждает Александр Степанович. — У общества всегда есть потребность в необходимом, в приятном и  лишнем. И сейчас для определенных слоев общества идет раскручивание лишних потребностей. Это плохо и для людей, и для культуры, и для всей планеты. Не люди едят, это их едят. Они лишь выполняют роль еды в пищевой социальной цепочке. Это, конечно, трагедия. 

ЛЮДИ ПОМЕШАЛИСЬ НА ДИЕТАХ И ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ 

Мария — женщина с формами, с которыми она борется на протяжении последних 15 лет. Из существующих 28 тысяч всевозможных диет она периодически выбирает новую. Сначала Мария бегает по магазинам своего небольшого городка в поисках грейпфрута, затем заказывает из областного центра авокадо и киноа. Потом, плюнув на экзотику, запасается на неделю гречкой. Подписавшись в инстаграме на проповедующую здоровый  образ жизни певицу Веру Брежневу, начинает заполнять свой холодильник куриной грудкой и брокколи. То она проращивает ростки пшеницы, то постится, то переходит на сыроедение. В уме постоянный калькулятор: порция грудки —  190 калорий, стакан томатного сока — 50, сто граммов риса — 115.

— Я понимаю, что пора остановиться и просто меньше есть, — комментирует Мария. — Потому что, посидев неделю на английской диете, неделю —  на кремлевской и еще 4 дня —  на лунной, я в итоге с криками «пусть я буду толстой, но счастливой» за один присест съедаю мешок шоколадных конфет. 

Есть такая байка. Одна девушка была очень толстой. Потом она похудела, но ее все равно никто так и не полюбил. Потому что она как была дурой, так ею и осталась. Мария не дура. Но сложно оставаться в своем уме, когда все вокруг худеют — и на работе, и в телевизоре.

Александра Шубина, спортивный диетолог:

— В современном мире все перевернулось с ног на голову!  Почему-то люди воспринимают термин «правильное питание» как похудение. «Я худею, — объявляет дама. — Сажусь на правильное питание». И начинает питаться тремя продуктами: куриной грудкой, огурцами и рисом. Но это, наоборот, — антиправильное питание, при котором вы получаете минимум полезных веществ. Правильно то, как люди ели издревле. Что плохого в борще? Там есть мясо, картофель, овощи, он богат белками, жирами, углеводами, витаминами. В этом блюде нет ничего плохого. Так же, как и в масле, картошке, сале. Главное — во всем знать меру. Почитайте книги по диетологии. В рационе обычного человека на завтрак предлагаются молочная каша, кусочек хлеба с маслом, яичко, какао с сахаром. Скажите это проповедникам правильного питания — они вам у виска покрутят. Вот такие стереотипы. 

ФУДСТАГРАМЕРЫ — БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ

Одержимость здоровым питанием — это новый тип психического расстройства, который называется нервная орторексия. Новинкой для психотерапевтов являются и фудстаграмеры — люди, которые не могут спокойно поесть, пока не сфотографируют свой обед и не выложат снимок в соцсети. Самая популярная в этом плане сеть — инстаграм. Психологи видят в моде на фотографирование еды и выкладывание на сервисы вроде Instagram и Twitter тенденцию к перееданию. Это говорит о нездоровой озабоченности едой, ведь люди склонны фотографировать то, что для них очень важно.

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»: РАЗМЕР ПОРЦИЙ УВЕЛИЧИЛСЯ НА 69 ПРОЦЕНТОВ

Специалисты изучили 52 картины из серии «Тайная Вечеря», которые были написаны с 1000-го по 2000-е годы, и выяснили, что современные люди едят в два раза больше, чем предки. За прошедшую тысячу лет порция основного блюда увеличилась на 69 процентов, кусок хлеба стал больше на 25%, а размер тарелок вырос на 66. За постоянный показатель были взяты размеры голов учеников Христа.

Ученые считают, что постепенное увеличение размера порций на картинах отражает общий тренд роста потребления в мире. Картины лишь являются отражением «впечатляющего социоисторического роста производства, доступности, безопасности, изобилия и дешевизны еды», утверждают авторы работы. Еще один факт, подтверждающий эту теорию: из одного количества теста по рецепту 1948 года можно испечь 48 булочек, а по современным рекомендациям в кулинарных книгах — только 15.

«Тайная Вечеря», Якопо Бассано, 1542 год.

КАК МАРКЕТОЛОГИ НАВЯЗАЛИ НАМ КУЛЬТ ЕДЫ

Бродя с тележкой по магазину, мы думаем, что выбираем. На самом деле выбор за нас уже сделан. Рыночные отношения, в которые рухнула Россия, диктуют свои условия продавцам, а те в свою очередь —  потребителям. Много вы видите рекламы театра? Или книжной новинки? А рекламы йогуртов, хлопьев, молока, чипсов или куриных колбасок? Торговля продуктами питания считается одной из самых прибыльных после торговли наркотиками, оружием, людьми и лекарствами. В культуре такие деньги не крутятся. Производители отводят рекламе своих продуктов огромные бюджеты, снимают в роликах дорогих знаменитостей, заказывают статьи о пользе обезжиренного творога и безвредности «живого» пива. Еду возвели в культ и навязали широким массам. Целые корпорации работают на то, чтобы люди больше ели и больше покупали. Об уловках маркетологов написано немало, большинство из них всем давно известны.

— Аромат свежей выпечки и ванили, секция готовой продукции — яркие салаты, аппетитные котлеты, красочные плакаты с овощами и мясными нарезками, экраны, на которых показывают приготовление блюд, — все направлено на то, чтобы у человека проснулось чувство голода, — комментирует АП коммерческий директор крупнейшей сети супермаркетов Благовещенска. — А голодный человек всегда купит больше. Это современные технологии, которым обучают и наших, амурских маркетологов. В Благовещенске регулярно проходят подобные профессиональные тренинги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Доктор философии Александр Чупров: «Мы переживаем культурную катастрофу»

Максим Чекмарев: «Как жить в семье, никто не учит»

Михаил Фаустов: «Надо полюбить текст, который читаешь» (Организатор чемпионата «Открой рот» об оригинальности и вреде спешки