Иса: слабым тут не выжить
Добраться до отдаленного даже по масштабам Селемджинского района поселка Иса очень непросто. Самый короткий путь сюда из областного центра лежит через Февральск — почти 600 километров до него можно преодолеть на рейсовом автобусе. Потом нужно будет пересесть на поезд и некоторое время спустя выйти на перрон одноименной станции Дальневосточной железной дороги. И оглядевшись вокруг, понять, что и здесь, в такой дальней дали, жизнь идет своим чередом. Если вдаваться в исторические подробности появления Иссы на географической карте, то задумана она была как один из поселков, где должны жить строители, а затем эксплуатационники Байкало-Амурской магистрали. Но, как известно, многим планам не суждено было сбыться. И потому населенный пункт так и остался в тех рамках, которых он достиг к концу 80 — х годов.
Основное население Иссы сейчас живет за счет железной дороги. Часть людей трудится в леспромхозе, в бюджетной сфере. И в целом с занятостью проблем особых нет. Видимо, потому приезжие сразу же обращают внимание на то, что здесь довольно много ребятишек. Здесь им — основное внимание. Чего только стоит детский сад! Тут тепло и уютно, можно проводить самые разнообразные занятия развивающего плана. Особенно нравится малышам физкультура, которая проходит в замечательном спортивном зале — второй такой же трудно сыскать по всей области. А вот в школе — не без проблем. Особенно остро, как считает ее директор Валентина Охотина, ребят волнует практически полное (один ПК — не в счет) отсутствие компьютеров. И это в то время, когда повсеместно говорят о том, как хорошо в Приамурье обстоят дела с оснащением ими сельских школ. Хотят здешние мальчишки и девчонки иметь доступ в Интернет. Вот только когда исполнятся их мечты, с какой-либо определенностью никто сказать не может.
Тяжелое здесь положение и с обеспечением спортивным инвентарем, которого тоже не хватает. Еще один больной вопрос — питание школьников. Ежедневно на обед для каждого ребенка тут могут потратить не более полутора рублей. И что на них можно приготовить, купить по северным ценам? Чай да пресную булочку? Представьте, какая она на вкус! То есть денег, выделяемых на эти цели, явно недостаточно.
Как увеличить эту сумму — ломают головы местная администрация и руководство школы. Первая делает немало для того, чтобы быт жителей Исы был налажен. И последнее время никаких срывов в отопительном сезоне, например, здесь не было. А поселковая котельная вообще является достопримечательностью: сюда приезжих водят, как на экскурсию, — в ней чисто, светло, все оборудование работает. Вот только недавно вновь возник вопрос о передаче ее на баланс муниципального образования. В поселке по этому поводу недоумевают: такое уже было, и пользы подобного рода преобразования не принесли. Так зачем же наступать дважды на одни и те же грабли?
А еще люди в Исе обеспокоены тем, что сюда добралась "чума XXI" века — наркомания. Зелье, пока, правда, только растительного происхождения, распространяют всем известные личности, которые в открытую в день выдачи заработной платы тут же у кассы собирают деньги со своих должников. Хотя местная власть и пытается что-либо предпринять, чтобы остановить распространение заразы, собирает на них материалы и отправляет в компетентные органы, последние не спешат реагировать на ее сигналы. И получается, что пока нет на наркодельцов и потребителей зелья никакой управы.
Без посторонней помощи здесь не справятся и с "дорожной" проблемой. Как уже было сказано выше, от Февральска до Исы, а это восемьдесят километров, добираются по железной дороге. А между двумя поселками существует еще и автомобильное сообщение. И если зимой можно пользоваться машинами, то в теплое время года многочисленные реки, речушки и ручейки становятся непреодолимой преградой, поскольку мосты через них практически повсеместно пришли в негодность.
— Их бы подремонтировать, — вздыхают исинцы, — и можно было бы на своих авто хоть куда ездить!
А вообще, здесь, как и везде на севере Приамурья, живут в большинстве своем замечательные люди, которые очень любят эти суровые места и не спешат менять их на какие-либо другие, пусть и с более мягким климатом. Те, кто приехал сюда во времена строительства БАМа за длинным рублем, уже давно уехали. Что привлекает оставшихся — трудно сказать, но одно определить можно: слабым здесь не выжить!