• Фото: Екатерина Хоменко
  • Через эту трубу водовоз наполняет цистерну и едет развозить воду по селу. Фото: Екатерина Хоменко
  • Водокачку построили еще во времена совхозов. Фото: Екатерина Хоменко

На пенсионерах держится село

Перспективное когда-то сельскохозяйственное село Гулик стало поистине вымирающим. Молодежь уезжает учиться и не возвращается. Почему? «Нет перспектив для развития», — утверждают они. Ферма, где когда-то держали большое поголовье крупного рогатого скота, закрылась после перестройки, затеянной СССР в 80-х. Затем, в начале 2000-х, из-за нехватки малышей детский сад «переселили» в школу, а здание бывшего дошкольного учреждения снесли. В 2011 году школа стала девятилетней, и вскоре к ней под крышу переехал еще и Дом культуры.

Сейчас в Гулике проживает около 300 человек. И по большей части это пенсионеры, на которых, в общем-то, и держится село. В школе обучаются примерно 30 мальчишек и девчонок, а в детский сад, рассчитанный на посещение 10 ребятишек, ходят от одного до пяти малышей.

Вода — только привозная, практически отсутствует интернет, нет регулярного транспортного сообщения. В таких условиях вынуждены жить гуликчане в XXI веке.

Несколько раз предприниматели из Зеи пытались развить свой бизнес в Гулике: открывали продуктовые магазины. Но хватало их ненадолго. Вскоре торговые точки закрывались из-за убыточности. Население небольшое — соответственно, и оборот не великий. А пару лет назад закрылось и отделение почты. В итоге здесь остались действующими только образовательные учреждения, два небольших магазинчика, где можно купить продукты первой необходимости, и фельдшерско-акушерский пункт. Больше, кроме жилых домов, тут нет ничего.

Фото: Екатерина ХоменкоТропа к бывшему отделению «Почты России» поросла травой. Фото: Екатерина Хоменко

Водовозка приезжает дважды в неделю

В ноябре прошлого года из строя вышла водонасосная станция (водокачка, как называют ее жители), построенная еще в советские годы. Из нее специальная машина через день набирала в цистерну живительную влагу и отправлялась по улицам села искать вёдра на заборах: именно так люди сигнализировали о том, что по этому адресу нужна питьевая вода. Если ведро висит, водовозка подъезжает, водитель забирает талоны и наливает полные ёмкости. Стоимость 200-литровой бочки до поломки насоса составляла 100 рублей.

Как объяснили жителям в администрации Сосновоборского сельсовета, которая руководит Гуликом и еще двумя населенными пунктами, сразу восстановить работу аппарата, который качал воду, было невозможно. Сначала предполагали, что насос замерз, но в итоге пришли к выводу, что он сгорел. А вытащить его для замены на новый не вышло.

Чтобы понять, что именно «не пускает» прибор наверх, в феврале специалисты организовали исследования. Но в камере, которую спускали в скважину, сломалась важная деталь. Запчасть заказали, но, по словам главы сельсовета Николая Ельчина, она не подошла.

130

рублей тратят жители села на то, чтобы налить 200-литровую бочку воды, которой хватит на один день

— В итоге купили новую камеру, с помощью которой в середине июня наконец обследовали скважину и увидели, что сгорел насос. Нарушение выявлено на глубине 22 метра. А сама скважина пробита почти на 100 метров, — уточняет он. — Она очень старая, еще со времен совхозов. Все эти годы ржавчина с обсадной трубы осыпалась вниз и в итоге затянула пространство между ней и другой трубой, на которой держится сам насос. Мы попробовали вытащить насос краном, но он не поддался. Поэтому решили попробовать поднять его краном большей мощности. В этом нам на договорной основе помогает компания «Тепло-8» и лично ее руководитель Дмитрий Дедышев. Пока специалисты готовят приспособление, чтоб можно было аккуратно раздолбить слои осыпавшейся коррозии, при этом не повредив опору. А вот насколько это всё будет быстро, пока сказать не могу.

В разговоре с «Амурской правдой» Николай Ельчин несколько раз акцентировал внимание на том, что без воды село не оставили. «Налажен подвоз. Его ведет Центр обеспечения деятельности отдела образования Зейского округа. У них есть водовозка, заключен контракт с очистными, где они берут воду. То есть она проверена, соответствует всем нормативам. Дважды в неделю в село стабильно приезжает четырехкубовая цистерна. Никто не ограничивает людей в потреблении — сколько надо, столько наливают», — заверяет руководитель территории.

Фото: Екатерина ХоменкоГуликчане вывешивают ведра на заборы для того, чтобы сообщить водителю водовозки о нужде в воде. Фото: Екатерина Хоменко

Подорожание было неизбежно

— Пока водокачку не отремонтировали, питьевую воду нам привозят из Зеи. Предварительно покупаем талоны. «ГАЗон» приезжает по вторникам и пятницам. Но теперь за то, чтобы налить бочку, платим по 130 рублей, — рассказывает о ситуации «Амурской правде» житель села Сергей Пашкевич.

Между тем его односельчанка Тамара Суворова отметила, что такая цена установилась не сразу. Как только поломку обнаружили, стоимость резко повысилась до 160 рублей.

— Разумеется, мы стали возмущаться! Во-первых, такой скачок незаконный: больше чем вполовину «накинули»! Тогда мы, активисты села, договорились написать обращение к губернатору Василию Орлову. Тамара Добржанская описала ситуацию и сообщила главе региона, что проблема не решается, — делится подробностями истории пенсионерка.

Реакция областных властей не заставила себя долго ждать. В начале нового года цифры скорректировали. Но — уже с учетом подорожавшего с 1 января горючего. В результате чего 200-литровая бочка воды для гуликчан теперь стоит 130 рублей. А весной, как добавили амурчане, в администрации заявили, что на подвоз питьевой воды в Гулик сельсовет тратит больше, чем водовоз выручает с жителей. Ведь машине приходится делать несколько рейсов — за один раз всем воды не нальешь. «Сколько рейсов в день делает машина, точно сказать не могу. Но уверяю, что пока всё население, которое нуждается в воде, не будет ею обеспечено, работа для водителя не заканчивается», — комментирует Николай Ельчин.

Фото: Екатерина ХоменкоИменно так выглядит водокачка в северном селе. Фото: Екатерина Хоменко

Невкусно и грустно

— А еще, по сравнению с нашей водой, качество привозной плохое. Но это хорошо еще, что продолжают возить, — одновременно с грустью и радостью говорят жители.

В свою очередь глава территории ответил, что знает о жалобах сельчан на вкус воды. «Это естественно и нормально, что она отличается. В Гулике люди привыкли брать воду из скважины, то есть прямо из земли, а теперь получают ту, которая прошла все процедуры очистки. И это именно та вода, которую пьют горожане», — объясняет он, заверив, что ситуация находится на контроле сельской и окружной администраций.

На дворе жаркое и малодождливое лето. Все жители села засаживают огороды, и их непременно надо поливать, чтобы осенью не остаться без урожая. «После посадки картошки у нас с 21 мая по 15 июня ни капли дождя не упало, и днем жара стояла», — делится наблюдениями пенсионерка Светлана Зырянова. Она с мужем живет на единственной улице в селе, где дома оборудованы водяными насосами. Улица Новая находится в низине. Когда ее проектировали, все дома сделали двухквартирными и постарались благоустроить. Поэтому под каждым пробита скважина. Привозной питьевой водой люди не пользуются — есть своя, «артезианская».

Раньше в квартирах были ручные колонки, но потом благодаря техническому прогрессу все перешли на электрические насосы. Жильцы либо включают «Каму» в розетку, подсоединяют шланг к распылителю и поливают грядки. Либо же набирают воду в бочку и лейками носят к корням помидоров, капусты, огурцов и других культур. «А как иначе справиться с засухой?» — задает риторический вопрос Светлана Валерьевна.

Сельчанам из верхней части населенного пункта в этом плане сложнее. А теперь еще и дороже. Поливать растения питьевой водой из города — удовольствие выходит не из дешевых. Некоторые обращаются к родственникам, друзьям с улицы Новой, чтобы при острой необходимости накачать воды у них. Но далеко не у каждого есть техника, чтобы доставить полные фляги до дома. Тем, у кого есть трактор, чуть проще — могут для этих целей навозить воды из речки. Она примерно в километре-двух от села. Но таких в Гулике единицы. А если вдруг пожар?..

Фото: Екатерина ХоменкоФото: Екатерина Хоменко

Беда за бедой

Еще одной большой проблемой в Гулике стало транспортное сообщение. В середине мая отменили маршрутный автобус. Раньше он ездил дважды в день по будням. А вот в выходные и праздники добраться до села или уехать в город было уже очень проблематично. Расстояние, конечно, не такое уж большое, но преодолеть пешком 10 километров довольно трудно. Особенно пенсионерам и нездоровым людям. Хотя некоторые добираются именно таким способом. Единственная дорога, которая соединяет село с райцентром, — виляющая, гравийная, есть несколько опасных поворотов. А после дождей она непременно портится. Колдобины для нее — дело обычное.

Но страшит гуликчан даже не это, а то, что путь пролегает через бывшую городскую свалку, где обитает громадная стая бездомных собак. Они бросаются с агрессивным лаем на всё, что движется. И чем может обернуться поход одинокого и уставшего человека мимо них, остается только догадываться. А в прошлые годы жители сообщали даже о выходе к дороге медведя.

— Забросили нас совсем… — жалуются гуликчане журналисту «Амурской правды». — Воды не стало, потом мусор перестали вывозить, но, слава богу, хотя бы эту проблему уже решили, а теперь еще и без автобуса оставили. Проблема за проблемой. Порой кажется, что село как будто проклял кто-то. Нам очень важно, чтобы автобус был. На прием к врачу? Надо ехать в город. В аптеку — в город. Основной объем продуктов закупаем тоже в Зее. Зарплаты и пенсии нам поступают на карты, а чтобы снять наличку, надо ехать в райцентр. Ведь банкоматов у нас нет, и «пластиком» в сельском магазине не рассчитаешься. Да что там говорить, даже мобильная связь ужасная! Чтобы «поймать» интернет,  телефон чуть ли к небу не подбрасываем. В XXI веке живем…

Фото: Екатерина ХоменкоВ учебные месяцы старшее звено школьников отправляется на школьном автобусе на уроки в другие населенные пункты. Фото: Екатерина Хоменко

Нет пассажиров — нет автобуса

Сложности с пассажирскими перевозками в Гулике, как подметили северяне, возникли тоже прошлой осенью. Беспокоились, звонили по инстанциям. Перевозчик ИП Мальцев успокаивал: «Просто водитель приболел. Скоро транспорт запустим в прежнем режиме». Но положение только усугублялось. Люди ждали автобус по несколько дней, неделю.

В эти периоды приходилось искать альтернативные решения. Вариант поймать попутный транспорт срабатывает нечасто. Пешком ходить? Помним про опасный путь. Остается лишь использовать услуги такси. Стоимость поездки в одну сторону начинается от 650 рублей. Итого: минимум 1 300 только на дорогу туда и обратно.

— Недавно в сельсовете нам сказали, что предприниматель решил расторгнуть договор по подвозу людей. Якобы стало невыгодно, — говорит Светлана Зырянова. — Я считаю, что невыгодно стало потому, что составили неудобный график движения. Утром автобус отправляется из села в 8:30, а возвращается в половине четвертого. Люди в город едут по делам, а это занимает пару часов. Не весь день. Оставаться там и ждать автобуса несколько часов? Где? К друзьям, родственникам не пойдешь — они на работе. На автовокзале сидеть? Просто время напрасно тратится…

Поэтому люди вынуждены вызывать такси или ловить попутку, чтобы доехать до дома. Получается, что утром народ собирается на маршрутку, а вечернего рейса никто не дожидается, и автобус приезжает в село пустой. Но ведь всё решается легко — через обсуждение графика движения с жителями. Тогда, надеются гуликчане, быть может, даже появится возможность поставить транспорт на линию в субботу. «Чтобы можно было хотя бы родственников навестить», — объясняют граждане.

Фото: Екатерина ХоменкоКроме ФАПа, школы и пары магазинчиков в Гулике не осталось ничего. Фото: Екатерина Хоменко

Вопрос решаем через прокуратуру

— Жители Гулика постоянно к нам обращаются по поводу автобусов, но это целиком и полностью полномочия районной администрации. Да, ситуация сложная, но мы все пытаемся ее решить, — уверяет глава Сосновоборского сельсовета Николай Ельчин. — Насколько мне известно, перевозчик ссылается на нехватку водителей в штате. Не может найти новых работников.

За разъяснениями «Амурская правда» обратилась непосредственно к главе Зейского округа Илоне Сысолятиной.

— Перевозчик в одностороннем порядке отказывается перевозить пассажиров из Гулика и Соснового Бора. Этим он нарушает условия контракта. Поэтому мы подали обращение в прокуратуру, чтобы обязать его исполнять свои обязанности, — объяснила Илона Алексеевна. — Не будем скрывать, что маршрут на Гулик действительно убыточный. И администрация возмещает предпринимателю 70 процентов убытков. Это было заложено в бюджете. Такую субсидию мы выплачиваем не один год. Но, даже несмотря на эти меры, перевозчик всё равно поступает с населением вот таким некрасивым образом. Понимаю, что у него есть проблемы с кадрами, но так себя всё равно нельзя вести. На наши обращения он вообще никак не реагирует. Даже письма заказные не получает. Пытались как-то по-хорошему вразумить, но, видимо, придется всё-таки действовать через прокуратуру.

— У соседки моих родителей, которые живут в Гулике, двое маленьких детей. Сейчас они проходят диспансеризацию. За один день всех врачей не обежишь: то они на выездах, то в отпусках, то неприемный день, то еще что-то. И им приходится мотаться в город через день, да каждый день на такси, — рассказала Екатерина Зырянова.

Также она отметила, что администрация вправе заключить контракт на перевозку пассажиров только в том случае, если будет расторгнут пока еще действующий.

— И без того непростая ситуация вдобавок осложняется тем, что на нас, то есть на окружную администрацию, прокуратура подала в суд и обязала при заключении контрактов проговаривать условия, что автобусы должны быть оборудованы устройствами для перевозки инвалидов, — добавила Илона Сысолятина. — Такой автобус стоит около семи миллионов рублей. Ни у наших перевозчиков, ни у нас таких денег нет. И, если честно, по зейским дорогам подобные машины не выдержат долго ездить.

Власти ищут другого перевозчика, но у всех одна проблема — отсутствие водителей. Многие мужчины ушли на СВО. А среди тех, кто остался, сложно отыскать шоферов, у которых открыта категория D.

— Мы работаем над вопросом. Всё, что в наших силах, делаем. Но пока, к сожалению, ситуация не изменилась, — резюмирует глава округа.

В транспортной «ловушке» — еще семь населенных пунктов Зейского округа

Похожая транспортная «ловушка» недавно образовалась и на другом маршруте в Зейском округе. В мае еще семь населенных пунктов, расположенных по пути из Зеи в Поляковский, остались без автобусов. Это Николаевка, Александровка, Умлекан, Чалбачи, Берёзовка, Юбилейный и Поляковский. По словам гуликчан, бывшие земляки по этому поводу писали обращение в областное правительство. Возобновить движение им пообещали с 1 июня.

— Проблема на этом маршруте сохраняется. Там первую половину месяца автобусы ходят, а вторую — нет, — прокомментировала АП глава Зейского округа Илона Сысолятина. — Люди живут без транспорта, потому что водитель на вахте. Кадровый голод, к сожалению, не обошел стороной перевозчиков.

Возрастная категория материалов: 18+