Балерина готовилась к очередной премьере. А после репетиции Ульяна великодушно согласилась побеседовать с амурчанами. Смущенно улыбаясь, сказала: "Мы живем по разные стороны земли - я родилась в Калининграде, а вы из самого Благовещенска..." - Ульяна, какими были ваши ощущения, когда вы впервые попали в зал знаменитого Мариинского театра? - Первый раз я сюда вошла девочкой-школьницей, мы с мамой приехали из Калининграда. Сидели где-то на балконе, высоко, на третьем ярусе, на ступеньках в проходе. Оттуда сверху балетные артисты мне казались какими-то крошечными. - Трепет был перед Мариинкой? - Трепет я испытывала перед балетом вообще, перед танцорами, которые в данный вечер танцевали на сцене, а трепет исторический, легендарный я почувствовала, когда стала солисткой этого театра. Балерина Мариинского императорского театра - это очень тяжелый груз. Я поняла, что после таких имен, как Анна Павлова, Матильда Ксешинская, Фокин, Нуриев, Колпакова, работать нелегко, непросто. Пришло новое время - и пришли другие люди, но держать уровень, заданный мэтрами, очень и очень сложно. - Ульяна, за нашей спиной - царская ложа театра, где бывал Николай II... - Могу сказать, что мне тоже посчастливилось сидеть в этой ложе. Это лучшая точка в театре для обзора, для просмотра спектаклей. В основном там сидят высокопоставленные люди нашей страны, но иногда бывает, что билеты в царскую ложу продаются, но они, по-моему, стоят огромных денег. - Говорят, что в вас напрочь отсутствует гонор. Вы можете исполнять ведущие партии и танцевать в кордебалете? - Это не совсем верно. Такое было в самом начале, теперь танцую только сольные партии. А принята была в кордебалет и танцевала сразу там, выходила в "Лебедином озере", "Баядерке", в сольных ролях второго плана. Это трудная работа, но это был нужный период - черта, которую нужно пройти. - Еще говорят, что на спектакли с участием Лопаткиной приезжает солидный десант из Москвы? - Приходилось после спектакля сталкиваться с людьми, которые говорили: "А мы на вас приехали из Москвы, друзья рекомендовали посмотреть". Конечно, такое приятно слышать, это большая награда за труды праведные. - Многие балетные критики пишут о вашем высоком росте. Он не мешает в работе? - Я сама знаю, что я выше среднего балетного роста, даже выше высокого роста, у меня метр семьдесят восемь сантиметров. Это добавляет сложности в работе. Всегда помнишь, что у тебя большая амплитуда движений, партнер должен быть высоким. Главное - не быть большой и тяжелой (улыбается). - Вот Волочкова вдруг стала неподъемно тяжелой. - Я бы не стала затрагивать тему о Насте: она моя коллега, и у нее так же, как и у многих нас, есть свои трудности в работе. - Вы уже лауреат Госпремии России, заслуженная артистка России. Это накладывает какой-то отпечаток на вашу работу? - Ответственности добавляет - ты не можешь опускаться ниже уровня, которого достиг. За границей должен нести знамя русского балета, ты солистка императорского Мариинского театра. Это все без пафоса говорю, это очень ответственно. Ты не имеешь права танцевать непрофессионально, ты не имеешь права танцевать формально. - Многие артисты боятся танцевать или играть сцены умирания. В одном из спектаклей вы танцевали партию Смерти. Не страшно было? - Сложный вопрос. Актерская профессия очень мистична. Одна партия тебе близка и понятна, другая - чужда и неприятна. В балетном искусстве легче. У актеров театра, кино это все в речи, в эмоциях, в естественности. А у нас это музыка и движение. Всю силу характера нужно включать в движение, в пластику. Что касается темы смерти... Мне страшно не было, потому что была музыка, было движение. Это как защита от тех эмоций и переживаний, которые приносит страх. - Многие великие балерины не успели обустроить свою личную жизнь и навсегда оставались бесприютно одинокими людьми, вы в свои 26 лет имеете кучу званий и регалий. Есть семья и есть ребенок. - Мне и раньше задавали такой вопрос: как это вам удалось все так хорошо спланировать? Я ничего не планировала, я ничего не выстраивала. Это просто моя жизнь. Изо дня в день стояли конкретные задачи и цели. Нужно было просто достойно и качественно прожить один день и войти в следующий. Не надо отчаиваться, когда нет такого, чего бы хотелось сейчас. Была работа - я работала и работала. Хотелось иметь близкого, любимого человека, но его не было. Я надеялась и ждала. Наступил период, когда стало много травм, сил мало. Я ушла на больничный, встретился человек, который начал заботиться обо мне, помогать. Дошло до того, что мы стали мужем и женой. А то, что я родила ребенка... это тоже зрело долгое время. Я всегда знала, что буду иметь ребенка. Ведь трагедия многих балерин заключается в чем? Балетный век очень короткий, очень, и всегда есть причины - новые роли, премьеры, зарубежные гастроли, - из-за которых рождение ребенка откладывается на потом. Потом бывает уже поздно. Перевешивает профессия - это для многих трагедией оборачивается. Рождение человека не сравнить ни с каким рождением спектакля, ни с какой ролью. Счастье материнства - это первое счастье для женщины. Может, я кого-то невольно обижаю своими словами - простите... Станцевала "Лебединое озеро" - наутро вся побитая, покалеченная, с постели встать не можешь. Восторги быстро забываются, а цветы быстро вянут, а тут Че-ло-век у тебя родился. Нет, это великое счастье для женщины. Вообще, вся наша обыденность, которая сводит с ума, - она и есть та самая настоящая полноценная человеческая жизнь. - Можно обыденный вопрос: сколько зарабатывает прима-балерина Мариинского театра? - Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону, власти обратили внимание на культуру - и наша зарплата стала побольше. Раньше мы зарабатывали на жизнь только заграничными гастрольными поездками. Повторюсь, балетный век очень короток, и часто молодые люди в возрасте тридцати лет остаются на всю жизнь профессиональными инвалидами. Бесприютными и бесквартирными. Износ у нас очень большой, а другой профессии нет. - Искусство требует жертв - для балета очень даже применимо. - Это колоссальные травмы и нагрузки, которые сильно отражаются на организме. Утром встаешь, и болит все - от макушки до пяток. - Ульяна, профессия ваша очень конкурентная. - Нет, я с этим не соглашусь. У нас сейчас очень демократичная атмосфера. Мы заражаемся друг от друга энергией, отдачей партнера. Я проработала больше десяти лет и считаю, что главное - это самоотверженно трудиться. Главное - больше внимания на себя обращать, и тогда не хватит времени по сторонам смотреть... Зачем мне какие-то догадки по отношению к другим. Догадки - вещь скверная и неблагодарная. - У нас в Благовещенске протекает река Амур. Какие у вас ассоциации со словом "Амур"? - В первую очередь ощущение французского кружевного цветочного слова с ангелочком. - Ульяна, напоследок можно вас попросить из божественных стен Мариинского театра передать привет амурчанам, ваши пожелания. - Я отважусь пожелать всем не отчаиваться. Не отчаиваться ни при каких обстоятельствах. Никогда не теряйте надежды. Любите друг друга и прощайте друг друга. Старайтесь, чтобы вашим близким было чуть-чуть легче и светлее. Я всем желаю быть теплыми.
Прима-балерина Ульяна Лопаткина: "После "Лебединого" не могу встать с постели..."
Ульяна Лопаткина - это явление для балета сегодняшнего, с которым мы всегда были впереди планеты всей. На ее спектакли в Санкт-Петербург из других городов приезжают целые вагоны поклонников. Мы четыре часа были в Мариинском театре и видели репетицию Лопаткиной. Труд адовый, до кровавых мозолей, до испарины и хруста во всем теле.
Фото: Архив
Амурская правда
от 17.07.2004
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Так вроде тут цитируют ее же, якобы сама Лопаткина сказала, что она из Калининграда. Хотя странно, что официальные источники сообщают, что из Керчи. И с возрастом приврали -- ей на момент рождения ребенка было почти 29, а на время интервью -- 31.
— Asja (гость)Позор! Не узнать перед интервью, что Ульяна Лопаткина из Керчи, а не из Калининграда — это огромное невежество при написании статьи о таком светлом человеке! Да ещё и два раза упомянули...
— Соня (гость)