Деньги делают все С нескрываемой горечью отвечает директор ЗАО "Амурвтормет" Елена Дорофеева: - Нереально! Это явление достигло катастрофических масштабов. Страдают от него в том числе предприятия, ведущие заготовку лома. "Амурвтормет" вышел из бывшей системы "Вторчермет", имеем для работы обустроенные территории в разных районах области, естественно с заборами и запорами. В вечернее время "металлозаготовители" лезут туда со всех сторон. Ломают ограждение, ставят лестницы и даже краны подгоняют. Например, в Белогорском филиале не успеваем латать дыры в заборе. И проволокой колючей обтягивали, обрезают и лезут. И сторожей наших избивали, и собак убивали. Не успеваем вызывать милицию. А причина простая: своровали у нас и сдали на соседний заготовительный пункт - получите деньги. Сегодня деньги делают все. Пункты приема металла на окраине города чуть ли не в каждом дворе. На каждых воротах висит объявление: принимаю лом черных металлов. А если и не висит, то металл все равно принимают - и в гаражах, и в подсобках, и во дворах. Без всяких лицензий и разрешений. Украл - получил... И немалые деньги. Цена на металл с учетом китайского рынка, который готов проглотить все, постоянно растет. В области работает много китайских сборщиков (или их посредников), которые разъезжают на автомобилях, собирают и перекупают металл. С ними трудно конкурировать, и не только в вопросах цены. Мы требуем от сдатчика металлолома предъявления документов. Данные о тех, кто сдает металл, заносятся в соответствующий журнал. А у перекупщиков все происходит быстро и без каких либо следов от сделки - наличка из рук в руки. Елена Николаевна вновь подтверждает вопиющий факт, о котором "АП" уже писала: едва ли не каждый товарный вагон с металлоломом, отправленный из Благовещенска и Березовки в Приморье или Хабаровский край, теряет в весе. Теперь в "Амурвтормете" вынуждены фотографировать подготовленные к отправке вагоны. Чтобы металл дошел до адресата, сверху укладывают так называемые пакеты, спрессованный лом (его просто так не выкинешь) или металлические листы, которые сваривают между собой. Но и это не преграда для "металлистов". На станциях от Благовещенска до Белогорска составы поджидают целые бригады. С автокранами и грузовыми машинами. Они знают, когда подойдет состав, где и сколько будет стоять. Металл из вагонов в машины перегружается за считанные минуты. Недавно отправленный из Райчихинска вагон "облегчили" на целых 10 тонн! - А что же милиция? - спрашиваю мою собеседницу. - К ним обращались неоднократно, но ситуация не изменилась. Милиционера к каждому контейнеру и гаражу не приставишь. Да и объемы для них не те. В денежном выражении ущерб для возбуждения уголовного дела не велик. А для нас это объемы, ведь на каждую переработанную тонну лома тратим собственные средства. Сроки малы, а штрафы смехотворны Из общения с оперативниками, теми, с кем довелось проехать по некоторым пунктам приема металлолома (своих имен они попросили не называть - им работать на этом "фронте"), стало ясно, что реальные рычаги (несколько статей Уголовного и Административного кодексов) в борьбе с хищениями металла работают слабо. Если не сказать - почти не работают. Иными словами, ответ на поставленный в начале статьи вопрос и сотрудники правоохранительных органов дали отрицательный. Причем на конкретных примерах. Сняты несколько пролетов линии электропередачи или деталь с комбайна, локомотива (перечень можно продолжать) - ущерб исчисляется исходя из конкретной стоимости этой самой детали, а не из стоимости поврежденной, вышедшей из строя техники. Ведь без электричества оказалась отдаленное село, остановился миллионный комбайн, остались без водоснабжения школа и больница (пример совсем свежий!), а прямой ущерб порой исчисляется в лишь двести, пятьсот или тысячу рублей. Под статью Уголовного кодекса не подходит. Но даже если ущерб несколько больше, и похитителю все-таки "светит" статья, то санкция по ней столь незначительна, что не останавливает правонарушителей. Часть 1 статьи 158 гласит: "Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет". Статья эта, по мнению специалистов, в суде "практически не работает". Санкции, предусматриваемые Кодексом РФ об административных правонарушениях за повреждение электрических сетей или имущества транспортных средств общего пользования и т. п., иначе чем смехотворными не назовешь - от десяти до двадцати минимальных окладов. Есть санкции и против тех, кто открывает нелегальные пункты приема металлолома по городам и весям. Предусматривается она статьей 14.1 - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Такая деятельность влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда. И только! Пара тонн лома компенсирует непредвиденные затраты. Кого защищают эти законы? Задавать этот вопрос бессмысленно. По крайней мере, не тех, кто остается без света, тепла и воды, кто провалился в открытый канализационный люк по вине "металлистов". О чем говорили полунамеками Естественно, в ходе подготовки этого материала я со многими обсуждала, как переломить ситуацию. Единственный путь - изменение действующего законодательства, об этом говорили практически все. Нужны более жесткие требования к лицензированию, считает заместитель начальника областного департамента по промышленности, транспорту и связи Нина Щитова.Выделение в Уголовном кодексе РФ отдельных статей, связанных с данными преступлениями и ужесточением наказаний за них - это мнение сотрудников милиции. Обсуждались и более радикальные меры: от повышения экспортных пошлин до полного запрета на вывоз металлолома из страны. Последней теме уже несколько лет - с тех пор, как В. Путин отклонил Федеральный закон "О государственном регулировании экспорта лома цветных металлов". А еще некоторые, смущаясь, полунамеками, указывали на недоработки, так сказать, товарищей по борьбе. Полунамеками, потому что работать-то все равно вместе, а молчать как-то не очень ловко... Например, говорили о неоперативности милиции. Что мешает задержать, наконец, расхитителей вагонов в районе Белогорска, ведь адрес почти точный, время тоже можно сверить с расписанием движения поездов. Приводим конкретные примеры нерешительности, беззубости власти по отношению к некоторым нелегалам. Или о том, что далеко не все лицензиаты отвечают требованиям и условиям постановления правительства N 553. Например, в части наличия стационарного грузоподъемного оборудования и пресса для пакетирования лома. Поясню: без этого оборудования лицензию выдавать нельзя. Но, говорят, кое-кто все-таки умудрился ее получить. Более перечислять эти взаимные упреки не буду - вывод напрашивается один и весьма банальный. Если бы каждый на своем месте выполнял свои обязанности на все сто, без оговорок на причины и следствия, в рамках существующих законов, которые действительно необходимо совершенствовать, ситуацию можно было бы изменить. Ведь китаец (или его русский представитель), скупающий металл прямо с грузовика на улице Благовещенска, - это нонсенс! А кто несет ему разрубленный на куски кабель, выпотрошенную начинку трансформатора или разбитую крышку канализационного люка?.. Та самая последняя инстанция, к которой обратились в своей безысходности железнодорожники. Но способны ли мы что-то изменить? К каждой украденной железке, пока она не уйдет на тот берег Амура, прикасается по меньшей мере пять пар рук наших соотечественников. Они откручивали или обрезали, тащили, везли, принимали, пересчитывали выручку... Печальная статистика! "АП" намерена продолжить начатый разговор и предлагает читателям высказать свое мнение по поводу поднятой проблемы. Вы можете позвонить в редакцию в пятницу 17 сентября с 10 до 11 часов по телефону 35-30-19.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии