Коснется она 35 миллионов россиян - именно столько людей в нашей стране учатся или учат. На этот раз изменения коснутся и дошкольного, и школьного, и среднего специального, и высшего образования. Готовясь вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия в 2003 году заключила Болонское соглашение, по которому образование в России должно строиться по образу и подобию западноевропейского, полностью исключающего среднее специальное образование. Техникумы и колледжи в новую систему образования просто не вписываются. В Амурской области 24 ссуза, где обучаются более 20 тысяч студентов, работают более 1500 преподавателей. Что их ждет завтра? Какая судьба им уготована? - Закон об образовании просто выхолощен - исправлено и вычеркнуто 25 статей, - считает директор сельскохозяйственного техникума председатель совета директоров ссузов Борис Чугунов. Например, статья 40 о государственных гарантиях приоритетности образования вычеркнута почти полностью. Бесследно исчез немаловажный пункт, освобождающий образовательные учреждения от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. С введением второй части Налогового кодекса руководителей ссузов превратили в обычных предпринимателей, которые со всех сторон облагаются налогами: и на добавочную стоимость, и на прибыль. Пока действовала старая редакция закона, можно было как-то отстаивать свои интересы. Сегодня за неуплату налогов директор техникума или колледжа несет уголовную ответственность. Причем порой может дойти до абсурда: если я приобрел краску для ремонта или материально поощрил преподавателя - считается, что все это сделано из прибыли и нужно платить налог. Нам просто становится невыгодно зарабатывать деньги. Как только мы начали оживать - замучили всевозможные проверки: КРУ, налоговая инспекция, пожарники, комитет по управлению федеральным имуществом, жилищная инспекция, СЭС. Ссузы государство уже бросало на произвол судьбы. В тяжелые для образования 1994 - 1996 годы их оставляли без тепла, света, зарплаты. Техникумы, колледжи научились зарабатывать: сдавали помещения в аренду, оказывали платные образовательные услуги. И постепенно стали успешно развиваться. Но вновь государство пытается выбить почву из-под ног среднего специального образования... Но как будет проходить реорганизация, никто знает. И эта неопределенность хуже всего. По словам председателя совета директоров ссузов, один из вариантов - объединить ряд техникумов. При этом сократится количество директоров, но заместителей станет больше. Сохраняются здания техникумов, но содержание их от таких перемен дешевле не станет. Другой вариант - создать университетские комплексы, то есть войти в состав высших учебных заведений. Сегодня по области прорабатывается такой вариант - речное училище должно перейти в высшее учебное заведение Владивостока. Документы давно находятся в Москве, но приказа еще нет. Всем трем сельхозтехникумам предлагается войти в состав ДальГАУ. То есть создать при вузе факультет, дающий среднее специальное образование. Для многих вузов техникумы - прекрасная возможность расширения базы. Но не сократится ли набор абитуриентов? Третий вариант - просто закрыть все техникумы. Но не придется ли потом прилагать героические усилия, чтобы вновь их возрождать? Так или иначе, но речь идет о том, чтобы уменьшить количество учебных заведений. И никто не задает вопрос: куда девать пацанов? Заслугу техникумов и колледжей Борис Наумович видит в том, что в самый трудный, опасный возраст наша молодежь не предоставлена сама себе, она занята делом. Сегодня в амурских ссузах обучается 260 сирот, восемьдесят процентов студентов - выпускники сельских школ. Немало ребят из неблагополучных семей, малообеспеченных. Нетрудно догадаться, что стало бы с ними, окажись они на улице. Педколлективы, психологи колледжей и техникумов прилагают максимум усилий, чтобы удержать таких ребят, не дать им пойти по наклонной. И если мы сегодня не найдем средств на содержание образовательных учреждений, то не придется ли завтра раскошелиться на строительство исправительных? Ведь проблема именно подростковой преступности - одна из самых болевых в современном обществе. - Трудно сказать, что ожидает наши учебные заведения. Все техникумы сегодня финансируются на 40 - 60 процентов из федерального бюджета (в зависимости от ведомства, к которому они относятся). Из 24 техникумов области 16 на федеральном финансировании, остальные на региональном (один коммерческий - колледж коммерции и сервиса), - рассказал Борис Наумович. - А Свободненский кооперативный техникум и Зейское медицинское училище вообще брошены на произвол судьбы - их никто не финансирует. В крайне тяжелом положении находятся и все три педагогических колледжа Благовещенска. Все они обеспечиваются местным бюджетом. Не до конца решен вопрос и о положении федеральных учебных заведений. В апреле 2004 года правительство затеяло реструктуризацию - расформировали часть министерств, образовали агентства. До сегодняшнего дня неизвестно, кому подчиняются учебные заведения. Например, учредителем сельскохозяйственного техникума было Министерство сельского хозяйства. От него отпочковалось федеральное агентство по сельскому хозяйству, к которому должен относиться и техникум, но до сих пор нет изменений ни в Уставе, ни в других документах. Обещают, что в ближайшее время он отойдет к Министерству просвещения или в федеральное агентство по образованию. Только 24 января 2005 года издали приказ о передаче новому хозяину. Таким образом, на начало нового финансового года у руководства техникума нет ни необходимых изменений в учредительных документах, ни новых печатей. До сих пор не решены вопросы финансирования. Как будет осуществляться передача - с финансированием или нет, неизвестно. Конечно, проблем в работе профессионального образования хватает. Остро стоит вопрос подготовки кадров для региона, именно тех, которые нужны главным отраслям экономики. Необходимо повышать уровень подготовки выпускаемых специалистов. Эти и многие другие проблемы можно и должно решать, по мнению Бориса Наумовича, в тесном взаимодействии с областным Советом народных депутатов, администрацией области, работодателями и представителями учебных заведений различных уровней. Ясно одно: нельзя допустить, чтобы система среднего специального образования пополнила перечень тяжелых потерь эпохи реформирования. "АП" будет следить за развитием событий.

Возрастная категория материалов: 18+