Дети разные: у каждого свои особенности развития. Но, стремясь вложить в дитя все свои нереализованные мечты, мы зачастую об этом не задумываемся. Про «хочу» и «могу» Некоторые родители без пяти минут первоклашек недоумевают: «Сынишка или дочь все буквы знает, а читать почему-то не хочет». Им и в голову не приходит, что он не «не хочет», а не может. Узнать букву - один процесс, считывать слово - другой. - А если вспомнить, что у нас почти 90 процентов деток с какими-то нарушениями в состоянии здоровья, - сказала главный врач областного центра медицинской профилактики Наталья Фатьянова, - то почти каждый школьник имеет реальный шанс чуть запоздать в своем биологическом развитии. Вот почему надо хорошо подумать: отдавать ли своего малыша в школу с шести лет, нагружать ли его чуть ли не с пеленок изучением иностранных языков, равняясь на сына или дочь знакомых. Иногда мамы удивляются, почему ребенок стал плохо работать на уроках, ленится выполнять домашнее задание. «Но если прикрикнешь, сразу все делает». Да, делает. Но при этом мы дважды создаем экстремальную ситуацию: с одной стороны, накричали, а с другой - заставили ребенка работать с таким напряжением, которое он долго выдержать не сможет. Мама, накричавшая на сына - младшего школьника, заставившая его сделать в семь часов вечера все уроки и «быстренько, красивенько» все переписать, потом не понимает, почему он плохо засыпает, а утром долго не может проснуться. А происходит следующее: мы задействовали те ресурсы ребенка, которые он не должен расходовать, которые предназначены для экстремальной ситуации. Если даже ваш сынишка или дочь справляется со школьной программой, успевает на тренировку и к тому же неплохо усваивает иностранный язык в платной школе, это не значит, что так будет всегда. Сколько можно выдержать такое напряжение -месяц, четверть? А потом мы «охаем» и «ахаем»: «Больное поколение, система здравоохранения плохо работает!» Но система здравоохранения не может «бороться» с системой образования, да еще отягощенной нашими амбициозными родительскими «хочу»: постоянное вредное воздействие на организм ребенка никакими таблетками не снимешь. Отчего он начал заикаться? Уже давно основным критерием успешности и эффективности обучения в начальной школе стали скоростные характеристики чтения. В программе начальной школы есть четкий норматив - 80 - 90 слов в минуту. Кто-то достигает эту скорость чтения к концу 1-го класса, кто-то - во 2-м, кто-то - только в 3-м. Но нередко в школах и прогимназиях эту планку завышают: где-то пятерка это 120, а где-то 150 или все 200 слов в минуту. - Родители и педагоги, не отдавая себе отчета, загоняют ребенка - и эмоционально, и психологически - в стресс из-за цейтнота, ограничения времени. Очень многие неврозы младших школьников связаны именно с этим, - предостерегла Наталья Сергеевна. - Порой, не учитывая особенности развития ребенка, требуют невозможное. А потом недоуменно разводят руками: «Все было хорошо. Мы просто с секундомером в руке читали, а он вдруг заикаться начал». Конечно, при формировании навыка чтения скорость должна возрастать. Но у каждого ребенка рост скорости должен происходить по отношению к самому себе. Читал 20 слов в минуту, стал читать 40. - А как же беглое чтение? - Это совсем другое - это чтение глазами, блоками. По данным института возрастной физиологии, беглому чтению можно учить детей старше 10 лет. И первое, с чего начинать, - снимать артикуляцию, потому что не может быть беглости чтения «про себя», пока оно артикулировано. А мы требуем от ребенка читать и артикулированно, и быстро. В результате - не только нарушения в состоянии здоровья, но и стойкая нелюбовь к книге, к чтению вообще. Думаю, если снять перечисленные факторы риска, уже можно многое сделать, чтобы сохранить здоровье детей. Это дело тех, кто прямо и непосредственно взаимодействует с ребенком: родителей, учителей, воспитателей, бабушек и дедушек. Надо только захотеть выполнить важную заповедь взрослого в отношении к ребенку: «Не навреди».

Возрастная категория материалов: 18+