В фильм войдут материалы не только об Усть-Нюкже, но и о другом эвенкийском селе - Первомайском, где режиссеры снимали национальную школу. На прошлой неделе киногруппа завершила съемку, и в ближайшее время готовый фильм ляжет на стол руководству фирмы «Ролекс». - Нам очень понравились танцы и песни эвенкийских детей, - рассказывает режиссер Кристофер Уоррен. - Но мы не могли поверить своим глазам: в мае на оленеводческих пастбищах еще лежит снег, это невероятно! Мы посмотрели на быт эвенков, и я могу вам сказать, что у них очень трудные условия жизни. Конечно, для нас все это было экзотикой. Наша съемочная группа осталась довольна работой кочевой школы: дети активно отвечали на вопросы преподавателей, было видно, что ребятам нравится учиться. Организатором кочевой школы стала француженка Александра Лавриллье. Впрочем, с недавних пор правильнее писать - Васильева-Лавриллье. Несколько лет назад Александра приехала в село Усть-Нюкжа, где уже более 100 лет проживают эвенки, для изучения образа жизни, быта, этнокультуры, языка коренных жителей севера. Здесь она познакомилась с усть-нюкжинцем Павлом Васильевым. они поженились, а затем у них родилась дочь Надя. Односельчане долго судачили, что француженка наберет для своей докторской диссертации необходимый материал, возьмет дочь и уедет навсегда к себе в Париж. Александра действительно ездила в столицу Франции, защитила диссертацию и стала доктором антропологических наук Парижского университета Сорбонны, а еще - президентом французско-эвенкийского некоммерческого общества «Сэкалан», что в переводе с эвенкийского означает «радуга». Сегодня в этой организации состоит более 100 европейцев, которые регулярно перечисляют по 20 евро в поддержку «Сэкалана». А Лавриллье по-прежнему живет и работает в Усть-Нюкже, хотя и не забывает о своей родине. Изучая быт, культуру, традиции коренных народов севера, Александра обратила внимание на то, что дети эвенков, учась в школе, живут в интернате, поэтому надолго отрываются от семьи. Результат известен: они получают образование, но заниматься традиционным для своего народа ремеслом - охотой и оленеводством - не хотят. Так эвенки теряют свои корни, рвется связь поколений. Проблема и в том, что влиться в другую жизнь - городскую - они не могут. Здесь другие требования, другие представления о жизни, не те, что закладывались у эвенков в раннем детстве. Значит, нужно продлить пребывание детей в семье. Как это сделать? Француженка нашла выход. - Проект французско-эвенкийской кочевой школы сформировался в тайге при совете с семьями эвенков-таежников якутского села Иенгра и амурского Усть-Нюкжа, - рассказывает Александра Лавриллье. - Цель этой школы - дать возможность эвенкийским детям получить начальное образование, живя в семейном кругу и ведя традиционный образ жизни. В этом случае они не будут страдать от разрыва с родителями и природой в этот важный период психологического формирования. Одной из главных задач, на мой взгляд, является развитие способности ребенка самореализоваться как в условиях кочевой жизни, так и во внешнем социальном мире. Сегодня в кочевой школе работают два воспитателя и два учителя, в их числе и Александра Лавриллье. Она является руководителем школы, а также преподает детям английский, французский языки, информатику. Педагоги кочуют по пастбищам, где живут оленеводы, в течение всего учебного года: месяц в одном месте, месяц в другом. Преодолевая многокилометровые расстояния на оленьих упряжках, преподаватели берут с собой палатку, электрогенератор, спальные мешки, учебники, ноутбуки. Учителя преподают, оставляют задания, приезжают и проверяют их. Управление образования администрации Тындинского района с большим интересом отнеслось к идее кочевой школы и сегодня всячески помогает организаторам: учителям выплачивается заработная плата, закупаются необходимые книги, переносная мебель. - Если кочевая школа будет работать дальше, то для нас это станет большим подспорьем в обучении детей-эвенков, - говорит начальник управления образования администрации Тындинского района Галина Климович. - Во-первых, дети будут жить вместе с родителями и перенимать навыки охоты и оленеводства, во-вторых, они будут разговаривать с носителем иностранных языков, понятно, что это общение на другом уровне, в-третьих, дети изучают компьютерные программы, выходят в Интернет прямо из тайги. Все это способствует лучшему восприятию школьного курса обучения. Работа кочевой школы - очень дорогое удовольствие. Поэтому Александра Лавриллье обратилась в прошлом году за грантом на развитие необычного учебного заведения во Всемирный банк реконструкции и развития. Банкиры одобрили проект французско-эвенкийской кочевой школы и готовы были выделить деньги на его реализацию. Однако из-за бюрократических проволочек получить грант тогда не удалось. Француженка не стала отчаиваться и снова стала искать меценатов. Совместно с районной администрацией и областным департаментом образования она вышла на швейцарскую фирму «Ролекс». Лавриллье надеется, что в этот раз ей повезет и бизнесмены дадут грант на развитие французско-эвенкийской кочевой школы. - Нам сейчас нужен свой каюр с оленьей упряжкой, надо докупить мебель, палатки, - делится планами француженка Александра Лавриллье. - А еще мы планируем ввести этнографический курс, который включает в себя законы и сказания предков, эвенкийские интеллектуальные и подвижные игры. И, конечно, детей нужно знакомить с урбанизированным миром, чтобы они легко могли ориентироваться в правовой, экономической и социальной сфере. Еще одна проблема - наличие учебников родного языка для народов Севера. Специалисты говорят, что материал для них подбирается бессистемно, выбор лексики носит случайный характер, происходит смешение местного эвенкийского говора с красноярским. Все это приводит к языковому барьеру и полной утрате родного языка. Сейчас Лавриллье озабочена этой проблемой и намерена совместно с коренными жителями ее решать. Она говорит и о том, что нужно выбирать будущих педагогов среди молодежи, живущей в кочевых условиях. Среди них многие хорошо окончили школу, имеют художественные способности, учились в высших и средних учебных заведениях, но по различным причинам оставили учебу и вернулись в родную тайгу. Они могли бы заочно получить педагогическое образование, при этом работать воспитателем или помощником преподавателя. Так, по мнению Александры Лавриллье, можно получить национальные кадры, адаптированные к кочевой жизни. Сейчас оленеводы вместе с детьми возвращаются в поселок. В Усть-Нюкжинской средней школе учителя протестируют детей, которые учились во французско-эвенкийской кочевой школе. Оценок в экспериментальном учебном заведении не ставят, но, как говорят педагоги, если оценивать знания детей по пятибалльной системе, то большинство учеников кочевой школы были бы отличниками. Сама Александра Лавриллье планирует отправиться на небольшие каникулы в Париж - проведать родственников и узнать, как обстоят дела в созданном ею «Сэкалане». Сразу после этого она вернется в далекую Усть-Нюкжу, чтобы готовиться к новому учебному году в кочевой школе. К этому времени «Ролекс» обещал выделить грант на поддержку эвенкийских детей.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии