Хочется спросить: «Почему же ты сейчас здесь, а не там? И как вообще получилось, что ты оказался в театре драмы и комедии на Таганке?» Александр закуривает и начинает свой рассказ... «Место встречи изменить нельзя» Всем нам в детстве хочется быть на кого-то похожими. Каждое поколение имеет своих кумиров. В тридцатые годы прошлого века мальчишки хотели стать кавалеристом Буденным и летчиком Водопьяновым, в шестидесятые - космонавтами Гагариным и Титовым, в семидесятые образцами для подражания неожиданно стали представители музыкального и поэтического мира - западные рок-группы и отечественные барды. Юноши ринулись в магазины приобретать гитары и магнитофоны. Без преувеличения можно сказать: вся страна принялась записывать Владимира Высоцкого. Часть поклонников актера столичного театра драмы и комедии на Таганке не только напевала его песни, но принялась сочинять и свои. Саше Шпагину по идее надо бы равняться на Виктора Цоя или Константина Кинчева. Так сказать, на кумиров своего поколения конца восьмидесятых - начала девяностых годов. Однако случилось по-другому. Он полюбил творчество человека, которому поклонялось поколение его родителей. В 1979 году, когда Саше было пять лет, Центральное телевидение показало пятисерийный фильм «Место встречи изменить нельзя». Увидев первую серию, мальчик в буквальном смысле потерял покой. Знакомство с талантливым актером стало для Саши, в известной степени, роковым. Он буквально влюбился в этого человека, стал расспрашивать о нем, внимательно смотрел все фильмы с его участием. Вскоре мама Людмила Николаевна, преподаватель музыкальной школы искусств по классу скрипки, подарила Саше грампластинку с песнями Высоцкого. Мальчик немедленно выучил слова «Песни о жирафе» и «Альпинистки». Одновременно стал обучаться в двух школах: обычной и музыкальной. Едва усвоив азы владения фортепиано, стал аккомпанировать себе, напевая про жирафа и упрямую альпинистку, неудачно штурмующую горные вершины. Смешно и трогательно было слышать, как семилетний ребенок выводит: «За тобой стремился из последней силы я. Вот залезу и скажу: «Довольно, милая!» В десять лет дедушка подарил любимому внуку гитару. «Как хорошо, что не шести-, а семиструнную, - благодарил его Саша, - точно как у Владимира Семеновича!» Ровесники Шпагина еще долгое время метались в поиске будущей профессии. А он уже точно знал: его путь только в театр, где он будет не только актером, но и исполнителем песен своего выдающегося кумира. Правда, о Таганке тогда не мечтал. Первые поклонники После восьмого класса Шпагин не расстается с фортепиано, поступает в музыкальное училище. Обучаться игре на гитаре ему нет смысла. Он уже вполне прилично освоил этот инструмент. Выучил десятки песен своего любимца. Саша не знал выше похвалы, если кто-нибудь из слушавших его говорил: «Поешь один в один как Высоцкий». Вот только юношеский ломающийся голосок выдавал апологета знаменитого барда. А так - схожесть необыкновенная. Как и следовало ожидать, освоив произведения гениального предшественника, Саша начинает писать свои. Поначалу песенки, по его словам, были чрезвычайно простыми и бесхитростными. О дворах, о мальчишках и девчонках, о первой любви. Он признается, что на первоначальном этапе буквально во всем подражал кумиру. Ровесники как завороженные слушали во дворах и на набережной Сашины сочинения. «Ах, кости неокрепшие. / Ах, лица загоревшие. / Рассказы, анекдоты и проказы. / И в новой одежоночке. / Понравиться девчоночкам. / Хотелось нам без промедленья, сразу». Первые аплодисменты, первые восхищенные взгляды Сашиных одноклассниц, уважение со стороны ребят - гитара стала престижным инструментом (баян и аккордеон смотрелись «динозаврами»). Те, кто знал больше десяти аккордов, были в авторитете. А тут началась эпоха ленинградского барда Александра Розенбаума. Шпагин освоил и его. - Дальше было, как в сказке, - продолжает актер. - на предпоследнем курсе училища меня замечает артист областного театра драмы Александр Казаковцев и приглашает поиграть в одном из спектаклей. Поступило предложение поработать в кафе. Вечерами ярый поклонник Высоцкого принялся исполнять песни из белогвардейского репертуара. (Истины ради замечу: Владимир Семенович, абсолютно свободный в своих политических пристрастиях, не написал ни одного произведения, которое бы прославляло белогвардейцев. - А.Б.) После училища начинающий актер, к тому же имеющий некоторый опыт кабацкой деятельности, отправляется во Владивосток. Институт искусств гостеприимно открывает двери. Саша поступает на театральный факультет, но ему уже грезятся столичные театральные подмостки. После первого курса забирает документы, чтобы двигать в Москву. Преподаватели и студенты-однокурсники отговаривают его, но Саша непреклонен. Покорение Москвы Театральное училище имени Щепкина несколько озадачило благовещенского абитуриента: 250 человек на место. Но с поставленной задачей справился, был взят на курс Юрия Соломина. Счастливым был неимоверно. Однако через полгода учебы «сорвался». Не секрет, что студенты порой пьют не только квас, а вдалеке от родителей позволяют себе то, чего при них бы не позволили. В общем, был вынужден забрать документы и махнуть в Питер. Немного поиграл там на театральных подмостках и вернулся в Благовещенск. Решил собраться с силами и двигать во ВГИК (институт кинематографии). Пока был дома, времени не терял, поработал в своем театре, вместе с коллегой Игорем Галанцевым поставил на сцене Дома офицеров спектакль о (конечно же!) Владимире Высоцком. Активно писал песни. Правда, к местным писателям и поэтам за консультацией не обращался. А зачем? Ведь его кумир не заканчивал Литературный институт имени Горького. Можно, стало быть, и ему обойтись без хорошей литературной подготовки. На все критические замечания по поводу недоработок в его песнях неизменно отвечал: « Известный на всю Россию актер Анатолий Ромашин дал моим песням отличную оценку». Ах, молодость-молодость, когда кажется, что ты неповторим и по меньшей мере гений. Конкурс во ВГИКе оказался еще более значительным: уже 500 человек на место. Шпагина тем не менее заметили. Ему посчастливилось попасть на курс Алексея Баталова. Четыре года приятных «мучений» - и вот выпускной спектакль по пьесе А. Чехова «Чайка». Саша играл одну из главных ролей - писателя Тригорина. На экзамен пришла российская элита: Никита Михалков, Юрий Любимов, Армен Джигарханян. Знаменитые деятели культуры присматривались к молодым специалистам: кого бы взять к себе. Шпагина пригласил в свой театр Джигарханян, а чуть позднее - режиссер знаменитой Таганки, в которой, как известно, работал сам Высоцкий, Юрий Петрович Любимов. Он прислал телеграмму в Благовещенск: «Приезжайте. Будет работа и жилье». Шпагин в это время уже был женат и даже обзавелся собственным сыном Санькой. Его жена Лена сказала: «Надо ехать! Другого шанса может не быть». На месте оказалось, что с квартирой «пролет». Пока что супруги могут претендовать только на комнату в общежитии. Поначалу Александра это мало волновало. Он вдруг оказался на той самой сцене, где 17 лет работал его кумир. Иногда во время спектакля Саша на несколько секунд выходил из роли от мысли: «Неужели тут вправду я, бывший мальчишка из благовещенской школы № 4?» Ему дали роль американского летчика Янг Суна в спектакле «Добрый человек из Сезуана» по Бертольду Брехту. Раньше она принадлежала его любимцу. Два раза в год - в дни рождения и смерти Высоцкого - в театре шел одноименный спектакль. Шпагин исполнял там несколько песен выдающегося барда. В роли поэта Семена Гудзенко в спектакле «Павшие и живые» когда-то был Высоцкий, а вот теперь Александр Шпагин. Это ли была не победа юноши с берегов Амура? «Выбирайся своей колеей» Однако сказкам суждено когда-то заканчиваться. Супругов Шпагиных стали одолевать денежные проблемы. Зарплата на Таганке была смехотворна мала, а жизнь в Москве чрезвычайно дорогая. Чтобы поправить финансовое положение, Саша и Лена, за плечами которой, кстати, Владивостокский институт искусств, даже играли в скандальной телепередаче «Окна». Устроились в бард-кафе «Гнездо глухаря», где время от времени давали совместные концерты для элитарной публики, близко познакомились с корифеем бардовского движения Олегом Митяевым. В малом зале этого заведения на пятьдесят мест Саша дал свой авторский концерт. Были и другие приглашения, но... Реализовать их Шпагин не сумел. Как это часто бывает, к сожалению, с русской интеллигенцией, в минуты отчаяния он стал искать забвения в вине. Да и жена понимала: «Чтобы выжить в Москве - надо родиться в Москве». Там другие люди, другой менталитет, другие принципы. Она безумно любит Сашу - этого талантливого актера, имеющего хорошие задатки в поэзии, иногда мужественно идущего на таран, а иногда беспомощного, как ребенок. Она забывает все неприятности, которые получает от своего кумира, когда он берет гитару и напевает песню, что ей посвятил: «Не знаю, что мы значим друг для друга, / Но для меня ты настоящий клад». Чтобы окончательно не сломаться ее мужу, Лена приняла решение: «Надо возвращаться назад». Сейчас супруги дома. Есть хорошая работа, появились деньги, но нет любимого дела. Александр закуривает бесчисленную сигарету. Видно, что он взволнован своим рассказом, может быть, ждет от меня какого-то совета. Но я не тороплюсь этого делать. Чтобы я ему ни предложил, он поступит так, как только сам посчитает нужным. Есть очень хорошая пословица: «Если человек очень хочет - он находит возможность. Если не очень - находит оправдание». Сумеет перебороть себя Александр - значит мы снова увидим его на сцене.
Возрастная категория материалов: 18+
А ТЕПЕРЬ ОН В КРАСНОДАРЕ, МЫКАЕТСЯ ПО КВАРТИРАМ И НА ТАГАНКЕ ЕГО УЖЕ НЕ УВИДЯТ....................
— ОЛЬГА (гость)