Оленеводы и охотники Впрочем, сами себя они именуют скромно - орочоны, что в переводе означает человек, владеющий оленем. На сегодняшний день в Амурской области проживает около 1300 эвенков, почти все в пяти национальных селах: Первомайском, Усть-Нюкже и Усть-Уркиме в Тындинском районе, Бомнаке - в Зейском и Ивановском - в Селемджинском районе. Небольшая часть эвенков - несколько десятков - живет в Мазановском районе. Большинство живут в Тындинском районе - почти 740 человек. Впрочем, сложно говорить именно об амурских эвенках: границы, зафиксированные на карте, для них условны. Если эвенки и знают о их наличии, то никакой существенной роли границы для них не играют. Территории хозяйственных угодий кочевников-эвенков традиционно не совпадали с административно-территориальным делением субъектов: до сих пор некоторые наши эвенки пасут оленей в Якутии. Не совпадают с границами субъектов и рамки религиозной жизни эвенков. Так, эвенки севера Приамурья считают своим шамана Савея, который формально проживает в Якутии. Одно из самых эвенкийских сел области - Усть-Нюкжа. Проблемы этого села лакмусовой бумажкой отражают общие проблемы малого народа. В отличие от других национальных сел Усть-Нюкжа оторвана от большой земли - к селу нет дороги, весной и осенью сюда можно добраться разве что на вертолете. Правда, последние летают здесь только под выборы. В эвенкийском селе есть мобильная связь - оленеводы и охотники носят в рюкзаках мобильные телефоны. Правда, толку от них мало: уже в километре от села телефоны превращаются в бесполезную железку - не ловят сеть. После дождя или снега с Усть-Нюкжей на несколько дней пропадает связь по обычному телефону. Денег на ремонт кабе-ля - почти 200 тысяч рублей - нет. Сейчас дома многих эвенков опустели - в начале октября начинается традиционный сезон охоты. Для эвенков охота до сих пор остается важнейшей частью жизни. А в постперестроечные времена именно она стала для них единственным средством выживания. Как говорят эвенки, без нее пропал бы смысл жизни. Охотятся здесь все: и дети, и 70-летние эвенкийки. Причем женщины очень хорошие охотники. Они могут дать фору любому опытному стрелку. В нынешнем году охота богатой не будет, говорят эвенки. Было мало ягоды - соболь не успел подпитаться. Тем не менее перед охотой эвенки проводят традиционный обряд добычи охотничьей удачи - синкелаун. Нос первого пойманного соболя обязательно смажут салом, чтобы «умаслить» духов. В марте эвенки сдают соболей по невысоким расценкам в колхоз или предпринимателям, которые приезжают в национальные села к окончанию охоты скупать шкурки. Потом они их продают на пушно-меховом аукционе в Санкт-Петербурге: там шкурка соболя уходит за 60 - 150 долларов. На вырученные деньги эвенки покупают продукты питания, запчасти к лодкам. Оленеводство и охота - основные элементы эвенкийской культуры. Сейчас значимость оленя заметно снизилась, благодаря изменившемуся типу хозяйствования и современным видам транспорта. Сильнее всего это заметно в эвенкийских селах, расположенных неподалеку от крупных русских населенных пунктов. В далеких же таежных поселках, как, например, Усть-Нюкжа, олень до сих пор остается основой хозяйства. Олень для эвенка - это и средство передвижения, и средство пропитания, и своеобразный счет в банке. Его можно продать или обменять: чем больше оленей, тем больше возможностей для развития. На сегодняшний день в Приамурье обитает около 6700 оленей, которые живут в бывших колхозах, а ныне унитарных предприятиях, в родовых общинах и в личных хозяйствах. Видна тенденция к тому, что все больше оленей находятся в частной собственности. Количество оленей в родовых общинах варьируется от 60 до 300 голов. Наибольших показателей по поголовью оленей регион достиг в конце 60-х годов. Тогда в Приамурье обитало больше 19 тысяч таежных оленей. В начале девяностых численность резко пошла на спад, и к 2003 году в Приамурье обитало рекордно низкое количество животных - около четырех тысяч. Даже в послевоенные годы численность поголовья была большей. - С созданием родовых общин изменилось в лучшую сторону отношение к оленям. Родственники смотрят за животными, оберегают их. В этом году в нашей общине родилось 40 телят, помаленьку растет количество поголовья оленей. Хотя по-прежнему очень много их гибнет от болезней, ударов молний, - рассказывает председатель родовой общины Галина Абрамова. - Начиная с 2000 года власти оказывают финансовую поддержку эвенкийскому населению. Так, в нынешнем году лимит бюджетных обязательств по господдержке эвенков предусмотрен в размере 3 миллионов 60 тысяч рублей, - рассказывает губернатор Амурской области Леонид Коротков. - Ежегодно мы предоставляем эвенкам льготы на отстрел медведей, лосей, оленей и глухарей. Размер субсидии на содержание оленей варьируется в зависимости от поголовья. Ставка на одного оленя фиксированная - в нынешнем году 480 рублей за каждого оленя. В этом году возможности бюджета слабее, чем раньше, поэтому выплаты за третий квартал пока задержались. - Без поддержки области, мы бы, конечно, не выжили. Но денег этих очень мало. У меня 230 оленей. За квартал на нашу общину перечислили 28 тысяч рублей. В месяц, получается, по 40 рублей на оленя. До сих пор нам не пришли деньги на ветеринарные препараты, патроны. А охота уже началась, поэтому продукты, патроны приходится брать в долг, - рассказывает председатель родовой общины эвенков Галина Абрамова. Безработица и пьянство - Главная проблема эвенков, конечно, в том, что этнос сейчас испытывает существенное давление иного типа цивилизации. И это давление - один из главных факторов, который постепенно разрушает эвенкийскую культуру, - считает доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения АмГУ Андрей Забияко. Весьма актуальны для эвенков вопросы, связанные с безработицей. Если раньше занятость обеспечивали колхозы, зверофермы, то сейчас свободных мест в колхозах нет, зверофермы вовсе прекратили свое существование, как нерентабельный вид производства. В Усть-Нюкже сегодня живет 371 эвенк, из них лишь 57 состоят в родовых общинах и занимаются традиционными видами деятельности - охотой и оленеводством, остальные люди трудоспособного возраста работают в бюджетных учреждениях - школе, больнице. 78 эвенков - почти пятая часть села - безработные. - По сути, они не кому не нужны, в родовую общину их не берут, так как это объединение родственников, в колхоз тоже, поэтому они и ведут асоциальный образ жизни: разбирают дома тех эвенков, которые находятся в тайге, выламывают рамы, выкорчевывают полы и, самое страшное, пьянствуют. И перспектив изменить ситуацию почти нет, - рассказывает глава села Усть-Нюкжа Михаил Хамицевич. - Многие из безработных и рады бы съездить поохотиться, все-таки гены берут верх и идет тяготение к природе. Но как без патронов, снаряжения, еды ехать в тайгу? Поэтому эвенки и спиваются, и хулиганят. О безработице говорят и областные чиновники, правда переводя проблему в другую плоскость. По мнению начальника отдела ресурсов животного мира департамента АПК Сергея Глущенко, нехватка заинтересованных людей, квалифицированных кадров - основная проблема, тормозящая развитие северного оленеводства и эвенков. - Для того чтобы любое дело сдвинулось с мертвой точки, нужны интересующиеся люди, энтузиасты, влюбленные в свое дело. А в оленеводстве сейчас, как, впрочем, и во всем сельском хозяйстве, таких личностей, к сожалению, немного. Те, кто уехал учиться в город, оказываются почти на 15 лет оторванными от традиционного образа жизни. И в итоге, пожив в городе, в благоустроенной квартире, сходив в ночной клуб, где-то что-то увидев, после этого очень мало остается желающих возвращаться в тайгу, - считает Сергей Петрович. У директора Усть-Нюкжинской школы Алексея Мельникова другая точка зрения. По его мнению, коренные народы севера не могут адаптироваться в городе даже в течение нескольких лет. Только единицы более или менее успешно устроились в городе. Большинство же выпускников после окончания университетов возвращается в поселок. Аляска поделилась опытом - В России нет четкой политики в отношении малых народов, - считает профессор кафедры религиоведения АмГУ Андрей Забияко. - С одной стороны, какие-то шаги у властей в поддержке эвенков, конечно, есть. Но, с другой стороны, политики, имеющей ясно выверенные цели, какие-то тактические решения и связанные к тому же с системным финансированием, конечно, нет. Потому что, собственно, этим вопросом по большому счету никто не озабочен. Этнографы констатируют - отношение к малочисленным народам во всем мире имеет большой негативный опыт. Однако на сегодняшний день в мире господствует точка зрения, согласно которой коренные народы владеют тем природным богатством, которое у них есть. Поэтому за любое использование территории, на которой они живут, им обязаны выплачивать деньги. Например, на Аляске, которая во многом похожа на Приамурье, существует специальный фонд, в который компании отчисляют деньги за любой вред - номинальный и фактический, нанесенный малочисленным народам. Однако, признаются экономисты, идеальной схемы здесь, может быть, и нет - система компенсаций, принятая на Аляске, чаще всего не больше чем «поддержание халявы» и никоим образом не способствует активной деятельности эскимосов. Пренебрегать опытом Аляски не стоит - нужно ориентироваться на достижения любого народа. Спикер амурского парламента Олег Турков считает, что американский опыт может пригодиться в работе над системой законов о поддержке малочисленных народов области и страны. В конце августа в составе делегации дальневосточного полпредства Олег Александрович побывал на Аляске, где познакомился с государственной и региональной нормативной базой по защите прав коренных народов. - Было принято решение с учетом их опыта подготовить предложения в Государственную думу по возможной защите конституционных прав граждан. Сегодня Камиль Исхаков поставил задачу проработать вопрос улучшения положения коренных малых народов, попытаться доказать президенту, депутатам Госдумы, что многое вполне возможно и у нас, - заявил в интервью Олег Турков. Существующая сегодня законодательная база в отношении коренных малочисленных народов больше похожа на бесконечную ленту Мебиуса: законов много, но как их применять на практике, неизвестно. Права эвенков продекларированы, но реализовывать их не получается. Например, до сих пор в области не созданы территории традиционного природопользования. Есть федеральный закон, но для того чтобы он действовал, нужен механизм реализации. Пока же у нас нет подзаконных актов, которые бы обеспечивали реализацию законов о территориях традиционного природопользования. Чтобы создать подобную территорию или получить охотничий участок, нужно выполнить ряд требований законодательства - предоставить заявку, экологическое обоснование, пакет других документов. К Тамаре Сафроновой, консультанту департамента экономического развития и внешних связей, часто обращаются эвенки, которые хотят оформить территорию традиционного природопользования. Но они даже не могут правильно оформить заявку. Вопрос о земле эвенков волнует давно: они хотят, чтобы законодательно была достигнута договоренность о передаче им земель в долгосрочную аренду. Однако вопрос уперся в то, что на севере сейчас идет активный инвестиционный процесс - приходят горнодобывающие компании, нефтяники. Получается, что много объектов хозяйственной инфраструктуры проходит по землям, которые являются исконными землями малых народов, но у нас, к сожалению, опыта и практики решения таких вопросов нет. Инвесторам неинтересны В середине 90-х годов теперь уже прошлого века на эвенков впервые обратили внимание инвесторы. Тогда они зондировали почву для возможного развития этнотуризма. Однако слаборазвитая инфраструктура и труднодоступность этих мест помешали коммерсантам осуществить задуманное. Сейчас инвесторы заинтересованы не в самих эвенках, а лишь в природных ресурсах, которые расположены на территориях традиционного проживания коренного народа. Лесозаготовка, производство строительных материалов, добыча полезных ископаемых и топливный блок - основные направления, привлекательные для бизнеса. В сентябре в Благовещенске презентовали программу «Регион-Амур». На презентации чиновники департамента АПК представили инвесторам несколько предложений по вложению средств в традиционные отрасли хозяйствования народов севера. Энтузиазма и блеска в глазах эти инициативы не вызвали. - Нас интересуют, в первую очередь, наиболее экономически эффективные отрасли, в которых можно было бы быстрее всего получить отдачу. Вкладывать деньги в развитие традиционных промыслов собственно эвенков мы пока не намерены. Однако те народности, которые живут в зоне развития наших проектов, могут получить работу, социальные гарантии в виде пенсионных отчислений, могут точно так же, как и все остальные, работать и зарабатывать здесь деньги, - заметил в интервью «АП» президент Национальной инвестиционной группы Михаил Новиков. Однако по статистике, при наличии сравнительно большого числа неработающих трудоспособных людей количество эвенков, занятых на добыче полезных ископаемых или лесозаготовке, исчисляется единицами. Из-за низкого уровня профессиональной подготовки многие представители коренного этноса не могут конкурировать с более квалифицированными рабочими. В национальном селе Ивановском Селемджинского района, которое сами эвенки называют Улгэном, при поддержке местных властей эвенки запустили пилораму. Районная администрация помогла в приобретении трактора для доставки древесины. Эвенкам необходимо развитие Развитие традиционной хозяйственной деятельности эвенков, переработка таежных продуктов, вовлечение народа в туристическую инфраструктуру - именно эти отрасли хозяйствования нужно развивать эвенкам. Потенциально можно задействовать в различных сферах экономики всех представителей коренных народов - от эвенков трудоспособного возраста до пенсионеров. При грамотном подходе у них огромные перспективы по развитию оленеводства. Кроме различных видов переработки мяса оленины, оленьего молока, эвенки могут привлекаться к заготовке ягод, целебных трав, чайных наборов. Отдельной строкой доходов северного народа может стать продажа пантов - молодых оленьих рогов, которые широко используются в восточной медицине. Из шкур диких животных можно шить чехлы для автомобильных сидений, изготавливать чучела птиц и зверей. По большому счету, учить эвенка шить унты или вялить мясо не нужно - необходимо дать навыки, как извлекать из этого прибыль. Пока же перспективы остаются лишь перспективами. Экономисты с сожалением констатируют факт: у большинства эвенков нет даже элементарных знаний о формах выживания в условиях рыночной экономики. Орочоны нуждаются сейчас в том же, чего не хватает и всему малому бизнесу региона, - образования и правовой поддержки. Без них организовать систематический сбыт продукции не получится. Развитию туризма мешает практически полное отсутствие туристической инфраструктуры - дорог, систем связи, подготовленных мест для туристов, обученного персонала, информации об этих местах и системного финансирования. Пока что, пожалуй, единственное место, где эвенки не без поддержки местных властей начинают понемногу приспосабливаться к жизни в условиях другой экономики, - Селемджинский район. На протяжении нескольких лет районные власти закупают у эвенков ягоду и оленину для нужд школ и детских садов. Пополняют запасы продовольствия у орочонов и местные золотодобывающие артели. - Каждый год мы покупаем у эвенков по 2-3 тонны ягод, - рассказывает глава Селемджинского района Сергей Мельничук. - Цена на продукцию каждый год меняется, но она стабильно высокая - скажем, за ведро ягод мы даем 500 рублей. К тому же это ведь живые деньги - зачем везти ягоду с «большой земли», если у нас своей хватает. Собирают дикоросы эвенки и семьями, и школой. В образовательном учреждении даже норма есть по заготовке ягоды. Что касается мяса, то оленину эвенки поставляют только под заказ, забивая зверя ровно столько, сколько нужно. Диетическое оленье мясо закупают небольшими партиями. Килограмм оленины берут по 130 рублей. Кроме бюджетных учреждений, мясо приобретают и частники. В итоге довольны все - и власти, и предприятия, и эвенки. Каждый год за счет средств эвенкийского населения район снижает потребность в привозном мясе примерно на тонну. Почти вся продукция оленеводства остается в районе - массово экспортировать продукт за пределы территории эвенки не пытались. При этом поголовье оленей в Селемджинском районе стабильно увеличивается, хоть и небольшими темпами. Эвенки другого национального села - Усть-Нюкжи -признаются, что мяса оленины не видели давно. «Мы живем в национальном поселке и сами вечность не видели оленины. Если мясо и есть, то лишь символическое количество. Возможности забивать оленей у нас нет - их и так немного, а нужно, чтобы было воспроизводство», - признаются устьнюкжинские эвенки. По мнению эвенков, поставить на поток производство оленьего мяса пока невозможно. - За десять лет, начиная с 1990 года, производство мяса оленины сократилось с 99 тонн в живой массе до 14 тонн. Проведение меро-приятий по развитию традиционных отраслей хозяйствования по сохранности поголовья предполагает увеличение численности оленей к 2010 году до 9 тысяч голов, рост производства оленины в живой массе - до 100 тонн, получение до 500 килограммов пантов и другой продукции национальных промыслов, - сообщил заместитель губернатора Александр Нестеренко. В администрации уверены - при плохой транспортной инфраструктуре на севере области эвенки могли бы играть существенную роль в снабжении мясом этих территорий. «По сути, если вырастить мясо на юге области, то какие нужно будет претерпеть транспортные расходы, чтобы довести его на север, да еще и доставить в каждый маленький поселок!» - вопрошают экономисты. При этом сегодня чиновников больше волнует не снабжение мясом территорий, а в принципе сохранение оленеводства как отрасли. - Для сохранения эвенков как самобытного, своеобразного народа необходимо сохранить связь между оленями и эвенками, - говорит профессор Андрей Забияко. - Наличие оленей как составляющей жизни эвенков должно быть обязательным, потому невозможно в принципе представить эвенкийскую культуру без них. Сейчас невозможно говорить о сохранении эвенков как этноса, вне контекста создания некоторых закрытых территорий, можно называть их родовыми землями или резервациями - суть дела это не меняет. Если удастся минимизировать влияние современной цивилизации и современной экономики, тогда, быть может, удастся сохранить эвенкийскую культуру. Если же этого не сделать, то постепенно, через одно-два поколения, эвенков как собственно эвенков фактически не останется. Тындинский район - Благовещенск.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии