Котельная раздора
В северной столице Приамурья продолжаются дебаты по вопросу, кому лучше передать центральную котельную города, которая сегодня принадлежит компании «Российские железные дороги». Администрация Тынды во всех инстанциях убеждает, что идеальным вариантом будет, если имущество ОАО «РЖД» станет муниципальным.
В это же время на собственность железнодорожников претендует и область. «Шкуру неубитого медведя» — котельную Тынды стоимостью 1 миллиард 200 миллионов рублей — начали делить еще 2 года назад. Тогда мэр Виктор Зубоваткин вышел с инициативой к начальнику Дальневосточной железной дороги Михаилу Заиченко о передаче центральной котельной Тынды в муниципальную собственность.
— Все, что находится на нашей территории, должно принадлежать городу, — говорит тындинский градоначальник. — Согласно 131-му федеральному закону, тепловодоснабжение населения относится к компетенции местного самоуправления, поэтому отсюда и наша инициатива.
Сейчас, когда повсеместно коммунальщики должны десятки миллионов рублей железнодорожным котельным, ОАО «РЖД» планомерно осуществляет передачу своих объектов ЖКХ местным властям. Многомиллионные долги были и в Тынде. МУП «Жилсервис» задолжал дистанции тепловых сетей более 100 миллионов рублей. Однако когда железнодорожники отказались от посредников и стали собирать платежи самостоятельно, ситуация кардинальным образом изменилась.
— Мы сразу же почувствовали, насколько вырос уровень платежей. Безусловно, и сейчас есть злостные неплательщики, но такой задолженности, как раньше, уже нет, — говорит Сергей Гордеев, начальник узловой специализированной дистанции тепловых сетей (УСНГЧ). — В целом наше предприятие является рентабельным.
По мнению многих, именно финансовая сторона вопроса стала определяющей в борьбе за тындинскую фабрику тепла. Первый заместитель мэра Тынды Сергей Евтушенко, до этого возглавлявший УСНГЧ и знающий все денежные тонкости работы котельной, сегодня настаивает на передаче комплекса в муниципальную собственность. В администрации города даже родился план разбить котельную на 10 — 15 обществ с ограниченной ответственностью под крышей одного холдинга. При этом главной задачей просматривается экономическая выгода, переход на упрощенную систему налогообложения, а выработка тепла здесь отводится на второй план.
В самой компании «Российские железные дороги» сразу же отказались от просьбы городской администрации подарить им котельную. Несколько лет назад железнодорожники передали объекты тепловодоснабжения в поселке Елецкий республики Коми в муниципальную собственность. Однако местная власть не справилась с переданным хозяйством и в средине зимы разморозила котельную и тепловые сети железнодорожного поселка. ОАО «РЖД» пришлось вкладывать десятки миллионов рублей для того, чтобы ликвидировать аварию в Елецком. Тогда даже была организована эвакуация жителей из полностью замерзшего поселка. Наученные горьким опытом железнодорожники теперь с осторожностью подходят к передаче таких объектов. Наиболее приемлемым вариантом в компании «РЖД» считают переход котельных в областную собственность.
В 2005 году в Приамурье было создано ГУП «Коммунальные системы БАМа», куда вошли котельные, водозаборы, очистные сооружения поселков, расположенных вдоль Тындинского отделения дороги. Раньше все эти объекты принадлежали железнодорожникам, сейчас они находятся в областной собственности. За 2 года работы ГУП «КСБ» не допустило ни одной крупной аварии на десятках жизненно важных объектов притрассовых поселков. Сейчас рассматривается вопрос передачи этому предприятию и главной котельной города Тынды.
— Закрадываются сомнения, что кто-то будет помогать из области. И самое главное — это тарифы. В Коммунальных системах БАМа они значительно выше, чем в городе. С переходом в это предприятие тарифы в Тынде поднимутся на 17 %, — высказывает свою точку зрения Юрий Маркитан, депутат городской думы. — Здесь ведь очень много и технических вопросов. Сегодня уголь подвозится на вертушках, КСБ предлагает построить разгрузочный терминал для полувагонов. Получается, будем долбить уголь ломами и разгружать вагон несколько часов.
— Надо взвешенно подходить к этим вопросам. Пусть объект лучше останется в ОАО «РЖД», — говорит Валентина Пинчук, депутат городской думы. — Жители города против передачи котельной. Они боятся, что город замерзнет и пополнит список мертвых.
Тындинцы уже даже собирают подписи против передачи этого объекта. Против выхода из состава ОАО «РЖД» и сотрудники узловой специализированной дистанции тепловых сетей. В случае перехода в другую собственность они теряют ежегодный бесплатный проезд и корпоративные льготы.
— Мы, конечно, заинтересованы, чтобы котельная по-прежнему принадлежала ОАО «РЖД». Крупная компания дает совсем другие возможности, это и централизованная поставка запчастей, и льготные тарифы на перевозку угля, — аргументирует Сергей Гордеев. — Если же вопрос встанет, куда лучше перейти: под крыло муниципалитета или региона, то ответ очевиден — это область. Что касается высоких тарифов в ГУП «КСБ», то они связаны с дорогой выработкой тепла на маленьких станциях, в нашем случае стоимость гигакалории будет устанавливаться конкретно для города Тынды, естественно, что она будет меньше, так как у нас другая себестоимость. Кстати, в нашем северном городе тариф на тепло самый маленький в Амурской области.
Несмотря на все аргументы муниципалов, областных чиновников, железнодорожников, последнее слово остается за Правительством России. Только по распоряжению премьер-министра жизненно важные объекты ОАО «РЖД», в их числе и котельные, могут быть переданы в ту или иную собственность. В самом кабинете министров вопрос тындинской котельной еще не рассматривался. Впрочем, теперь и сами железнодорожники задумываются, а стоит ли им дарить свое имущество. Экономические расчеты показывают, что котельная является прибыльным объектом, а по законам рынка это является главным показателем работы. Поэтому в правлении компании «Российские железные дороги» еще не приняли окончательного решения по передаче фабрики тепла столицы БАМа.
Железная дорога по-прежнему вкладывает значительные средства в модернизацию центральной котельной Тынды. За первый квартал было выполнено работ на 4,5 миллиона рублей, запланированы большие вливания и в ближайшие три месяца. В процессе передачи сейчас находятся и другие железнодорожные котельные области, расположенные в Сковородинском, Магдагачинском, Шимановском, Свободненском, Белогорском, Бурейском районах. Здесь же ОАО «РЖД» аргументирует свою инициативу многомиллионными долгами местных коммунальных предприятий и убыточностью изношенных котельных. Например, в Сковородине уже достигнута договоренность, что котельные перейдут к ГУП «Коммунальные системы БАМа», в других поселках Приамурья ведомственные объекты скорее всего отдадут местным властям. Тында.