Действия органов Федерального казначейства стали более регламентированными при исполнении требований, содержащихся в исполнительных документах. Органы Федерального казначейства получили ряд преимуществ в исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы. Однако говорить об эффективности работы в данном направлении еще не приходится. По сравнению с ранее действующим исполнением судебных актов новый порядок имеет ряд отличительных особенностей: 1. Изменилось положение в части оплаты бюджетным учреждением требований по исполнительному документу, возникающих в результате бюджетной деятельности, за счет внебюджетных средств. Если, согласно ранее действующему порядку, это было право, то теперь обязанность. Теперь при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа, должник обязан его исполнить за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете. За нарушение этого правила операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), приостанавливаются до момента устранения нарушений. 2. Изменился срок, в течение которого главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием должника. Сейчас этот срок увеличен до трех месяцев. 3. Определен порядок исполнения судебных решений по выплатам, имеющим периодический характер. 4. Определены основания для возврата органами Федерального казначейства исполнительных документов в суд. Кроме того, в соответствии с новым порядком Федеральным казначейством установлен порядок по ведению учета и осуществлению хранения исполнительных и иных документов, связанных с их исполнением (приказ Федерального казначейства от 20.02.2006 № 3н). Как показывает практика, на сегодняшний момент органы Федерального казначейства сталкиваются с многочисленными трудностями, на которых бы хотелось остановиться более подробно: 1. Пунктом 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены основания, по которым органы Федерального казначейства возвращают исполнительные документы взыскателю без исполнения с указанием причин возврата. Так, за 2006 год и пять месяцев 2007 года взыскателям были возращены без исполнения исполнительные документы, предъявленные к лицевым счетам федеральных учреждений, обслуживаемых в Управлении Федерального казначейства по Амурской области, по следующим причинам: - непредставление копии судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, заявления взыскателя, доверенности на представителя взыскателя (в 2006 г. возврат составил 9%, за пять ме-сяцев 2007 г. - 15%); - несоответствие документов (исполнительного листа, копии судебного акта) требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и Законом «Об исполнительном производстве» (в 2006 г. возврат составил 80%, за пять месяцев 2007 г. - 85%); - нарушение установленного законодательством срока предъявления исполнительного документа к исполнению (в 2006 г. возврат составил 3%); - представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа (в 2006 г. возврат составил 13%, за пять месяцев 2007 г. - 5%). Следует отметить, что чаще всего органы Федерального казначейства возвращают без исполнения исполнительные документы, не соответствующие требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и Законом «Об исполнительном производстве», со следующими нарушениями: - в копии судебного акта отсутствует отметка о дате вступления его в законную силу; - в судебном приказе отсутствуют реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию; - резолютивная часть исполнительного документа не соответствует резолютивной части судебного акта; - номер дела в исполнительном документе не соответствует номеру, указанному в решении; - в исполнительном документе не указаны дата выдачи и срок предъявления его к исполнению; - в исполнительном документе не указана дата принятия судебного акта; - в исполнительном документе не полностью указан адрес взыскателя. Данные нарушения не позволяют органам Федерального казначейства оперативно осуществлять работу по оплате требований исполнительных документов, предъявляемых к лицевым счетам бюджетополучателей. 2. Следующий вопрос связан с исполнением представленных в органы Федерального казначейства судебных актов, обязывающих бюджетополучателей-должников к совершению определенных действий. В настоящее время в соответствии с бюджетным законодательством органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам, в процессе исполнения судебных актов. Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Таким образом, Федеральное казначейство не является органом принудительного исполнения, и поступившие в органы Федерального казначейства исполнительные документы о совершении определенных действий обязывающего характера возвращаются взыскателям для направления их в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов для исполнения действий обязывающего характера в порядке, предусмотренном законом. Именно по этой причине имеют место случаи возврата взыскателям исполнительных документов обязывающего характера (15% от общего числа возвращенных исполнительных документов) с предложением о необходимости их предъявления в органы Федеральной службы судебных приставов для исполнения действий обязывающего характера в порядке, предусмотренном Законом «Об исполнительном производстве». 3. Как следствие предыдущей проблемы, встает вопрос осуществления органами Федерального казначейства санкционирования платежей бюджетополучателей на основании платежных документов с приложением судебных актов, не предъявляемых в орган Федерального казначейства в соответствии с новым порядком. БК РФ предусматривает обращение взыскания на средства бюджета бюджетов Российской Федерации путем направления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительных документов в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений по месту их открытия должнику. Иной порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не установлен. Таким образом, исполнение судебного акта в порядке предъявления его непосредственно должнику, т. е. минуя орган Федерального казначейства, и последующего предъявления в орган Федерального казначейства должником вместе с платежным поручением исполнительного документа не соответствует бюджетному законодательству Российской Федерации. Вместе с тем имеются неоднократные случаи представления должником платежных поручений по оплате исполнительных документов без предъявления их непосредственно в орган Федерального казначейства. В этом случае основания для возврата органом Федерального казначейства платежных поручений нормативными документами не определены. Итак, подведя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что с введением нового порядка деятельность органов Федерального казначейства по исполнению судебных актов по искам к бюджетным учреждениям стала более отлаженной. Нормы бюджетного законодательства таковы, что решение судебного органа обязательно будет исполнено органом Федерального казначейства в строго ограниченный срок. Казначейское исполнение судебных актов является для взыскателей, несомненно, более надежным способом получения долга. Рассмотренные выше проблемы свидетельствуют о большой работе органов Федерального казначейства, проводимой в ходе исполнения судебных актов по искам к бюджетным учреждениям, и наличии многочисленных вопросов, связанных с исполнительным производством в бюджетной сфере, фактической судебной практикой и некоторыми проблемами действующего законодательства. Для создания более действенной системы исполнения требований по исполнительным документам, предъявленным к лицевым счетам бюджетополучателей, хотелось бы внести ясность в правовые акты в части исполнения судебных актов обязывающего характера. Кроме того, для эффективного взаимодействия с взыскателями необходимо обеспечить представление в органы Федерального казначейства исполнительных документов, оформленных в соответствии с требованиями, установленными ГПК РФ, АПК РФ и Законом «Об исполнительном производстве». Светлана Балашова, заместитель начальника отдела обслуживания силовых ведомств УФК по Амурской области, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии