Но и в то же время почувствовать современность и испытать технологии 21-го века. Сегодня наш гид отправляется в путешествие по Селемджинскому району. Старт дали якутские эвенки Как и сто лет назад, так и сейчас до северо-востока Приамурья проблематично добраться. Во времена начала освоения этой территории главным транспортом здесь были олени, верблюды и речные плоты, по которым доставлялись грузы для первых старателей. Сегодня вместо животных здесь курсируют тяжелые машины, но дороги остались те же, что были построены в начале 20 века. Поэтому дорога до любого северного поселка района - своего рода экстремальное приключение. Возможно, именно из-за этих трудностей Селемджинский район сегодня занимает предпоследнее место среди территорий области по численности населения - здесь живет чуть более 11 тысяч человек, а по площади район входит в тройку крупнейших, занимая третье место после Зейского и Тындинского. С момента своего образования Селемджинский район специализировался как золотодобывающий. В дореволюционные годы здесь работали 150 приисков, золото добывали старательским способом. Большинство поселков возникли как временные пристанища для золотодобытчиков. В названии некоторых прослеживается связь с этим драгоценным металлом, например, Златоустовск. Сегодняшний административный центр района - Экимчан - был образован 125 лет назад. По легенде название поселка произошло от двух якутских имен - Эким и Чан. Один из них переплывал Селемджу и стал тонуть, звать на помощь друга. Второй якут попытался помочь товарищу, но не получилось. В бурной реке утонули и Эким, и Чан. Здесь до сих пор идут споры, кто является коренными жителями района: эвенки или якуты. Не могут определиться и сами жители национального села Ивановского. Часть из них считает себя якутами, часть - эвенками. - Тут до Якутии рукой подать, - рассказывает оленевод Валерий Петров, житель села Ивановского. - Наши родители раньше часто туда ходили оленей пасти. Кто-то из эвенков оставался там, а якуты, наоборот, приходили к нам. За это время произошло смешение национальностей. Кроме переселенцев, в начале 20 века на приисках активно работали китайцы. Они даже изобрели свой способ добычи золота с помощью лошадей, которые использовались для движения дробилок. При этом месторождения тогда разрабатывали с содержанием металла более 10 граммов на тонну - что меньше, старателей не интересовало. Сейчас же артели работают с залежами и с гораздо меньшим содержанием золота. А в годы войны в селемджинские поселки сослали немцев, больше всего их обосновалось в Огодже, где они добывали уголь. В 80-е годы с началом строительства Байкало-Амурской магистрали образовались новые поселки возле железнодорожных станций Иса и Февральск. Железная дорога дала толчок лесозаготовительной отрасли. Наряду с золотодобывающими предприятиями в районе появились компании по заготовке леса. Золотые пески Селемджи На территории Селемджинского района осуществляют добычу золота 12 предприятий, три из них - градообразующие: ЗАО «Хэргу», ОАО ЗДП «Коболдо», ООО «Токурский рудник». После падения объемов в 90-е годы сегодня идет постепенное увеличение добычи драгоценного металла. - С каждым годом мы прирастаем на 30 килограммов. В этом году планируем добыть 460 килограммов золота, - говорит Андрей Крехов, главный инженер прииска «Хэргу». - Для Златоустовска наше предприятие - градообразующее. У нас работают 500 человек, это практически все трудоспособное население поселка. Мы помогаем содержать больницу, детский сад, школу, потому что там учатся дети наших сотрудников. Подготовка котельной к зиме тоже находится под нашим контролем. если нужно приобрести уголь, запчасти, мы всегда идем навстречу и оказываем помощь. Глава района Сергей Мельничук согласен, что золотодобывающие предприятия берут на себя большую социальную нагрузку, и тот же Златоустовск только за счет «Хэргу» сегодня один из лучших поселков района. Между золотодобывающими предприятиями и администрацией района были заключены соглашения о сотрудничестве по содержанию межпоселенческих дорог, оказанию спонсорской помощи на строительство и ремонт спортивных площадок. В то же время, сетует Сергей Сергеевич, инфраструктура и, прежде всего, дороги затрудняют развитие этой отрасли. Нужно завозить оборудование, тяжелую технику, а по разбитым дорогам много не доставишь. Раньше грузы на прииски доставлялись по реке, но сейчас от этого ушли из-за нестабильного уровня воды в Селемдже. - Наш прииск содержит дорогу от Экимчана до Златоустовска - это единственная связующая нить с большой землей, - продолжает Андрей Крехов. - Буквально вчера пригнали мощный экскаватор, недавно привезли два двадцатитонных японских самосвала. Идут машины с запчастями для драг. У нас, кстати, самой старой драге 77 лет, и она показывает неплохие результаты. Сейчас установили осадочные машины, которые дают возможность разрабатывать россыпи с небольшим содержанием золота. Помимо дорог, практически у всех артелей еще одна проблема - кадровая. Не хватает бульдозеристов, экскаваторщиков. На прииск сегодня трудно заманить даже деньгами. А в ближайшее время в Селемджинском районе начнется реализация крупнейших проектов: строительство горно-обогатительной фабрики в Токуре, разработка крупного Маломырского месторождения рудного золота. Для работы на этих предприятиях нужны будут высококлассные специалисты. Угольные и водные перспективы Кадровый голод испытывают и лесозаготовители, работающие на юге Селемджинского района. Например, «Февральск-лес» привлекает рабочих из Украины. - Все дело в том, что в Февральске только в последние годы активно начались лесозаготовки, до этого же лес здесь почему-то не рубили, - констатирует Святослав Красиков, генеральный директор ООО «Февральск-лес». - Соответственно, и специалистов в этой области здесь тоже не было. Сейчас же приходится обучать местное население. Но одних селемджинцев для наших постоянно возрастающих объемов не хватает. Сегодня у нас вахтовым методом трудится около 50 украинцев. С началом переработки древесины в Февральске потребуются специалисты для работы на технологических линиях. Сейчас рассматриваем разные варианты, как привлечь людей. Как и у золотодобытчиков, так и у лесозаготовителей транспортные трудности. По статистике, для заготовки одной тысячи кубометров леса нужно построить один километр дорог. При этом надо учитывать, что лесоделяны должны находиться вблизи железной дороги, иначе заготовка древесины становится невыгодной. Из-за отсутствия железной дороги сегодня, по сути, простаивают Огоджинские залежи каменных углей. Перспективы месторождения весьма значительны - его ресурсы превышают 3 миллиарда тонн, оно включено в реестр инвестиционных проектов Амурской области, говорит глава района. Для освоения залежей необходимо строительство железнодорожной ветки «Февральск - Огоджа». Поиском инвестора занимаются и администрация области, и власти района. Неоднократно проводились встречи с потенциальными инвесторами с российской и иностранной стороны. Но для принятия ими решения о вложении средств необходимы гарантии государства. Их нет. Пока же ООО «Огоджауголь» добывает чуть более 30 тысяч тонн угля. Для сравнения: столько же угля отправляет на экспорт Нерюнгринский разрез в Якутии, но только за сутки. До недавнего времени в Огодже работала электростанция на местном угле. Она давала электроэнергию многим поселкам Селемджинского района, но из-за высокой стоимости киловатт-часа ТЭЦ закрыли. Достопримечательность Селемджинского района - источник термоминеральных вод «Быссинский», расположенный в живописнейшем месте в долине реки Быссы. Минеральная вода достигает температуры 42 - 43 градуса и используется для лечения кожных, желудочных заболеваний. Местные жители называют термальный источник «диким курортом» за труднодоступность и лечебные свойства. Также Селемджинский район знаменит Норским заповедником. Здесь расположена уникальная природа, а в последнее время в тайге частыми гостями стали амурские тигры. Железнодорожное эльдорадо В 80-е годы в Селемджинский район пришла железная дорога. Рядом с селом Февральское был образован поселок Февральск. А история села началась еще в 1896 году. Тогда в составе Министерства внутренних дел было образовано переселенческое управление, которое координировало работу переселенцев и наделение землей крестьян. Один из таких отрядов прибыл на берег реки Селемджи в феврале, отсюда название и села, и близлежащего поселка. Второе дыхание Февральск получил в годы строительства Байкало-Амурской железной дороги. Здесь разместились воинские части железнодорожных войск, которые возводили восточный участок БАМа. В поселке были построены жилые дома, школы, больница, локомотивное депо, котельные, дом связи. Сегодня в поселке живет около 6 тысяч человек -это больше половины всего населения Селемджинского района. Февральск - это крупный железнодорожный узел с дистанциями пути, оборотным депо, энергоснабжения, связи. - Все новое, что появляется в районе, сначала приходит в Февральск. К нам в первую очередь пришла сотовая связь, кабельное телевидение, у нас больше, чем в районном центре, филиалов банков. Даже игровые автоматы есть только в Февральске. У нас очень благоустроенный поселок, сейчас высаживаем около домов траву, строим детские площадки, - рассказывает Наталья Акимова, управляющая делами администрации Февральска. - В прошлом году по итогам всероссийского конкурса на лучшее муниципальное образование в номинации «Лучший глава» третье место занял Михаил Натыкан, глава нашего поселка. Мы считаемся самодостаточным муниципальным образованием и не получаем дотации, у нас гораздо больше доходов, чем в других поселениях. В 85 километрах восточнее, на границе с Хабаровским краем, расположился еще один железнодорожный поселок - Иса. Первоначальное название его было Федькин ключ. В народе сложилась легенда: среди первопроходцев был парень по имени Федор. Однажды он захотел зачерпнуть воды из ручья и обронил туда ключ от дома. Отсюда и название. В 1982 году поселок переименовали, дав название Иса, что в переводе с эвенкийского означает «глаз». С удочкой по жизни Вековая история Селемджинского района оставила свой отпечаток на жилых домах, объектах соцкультбыта. Большинство деревянных зданий было построено еще в 50-е годы и сегодня имеет стопроцентный износ. В поселках нужно строить новые школы, больницы, жилье. Как подчеркивают в администрации, в отдаленных поселках речь не идет о кирпичных или бетонных сооружениях, потому что завозить стройматериалы за 200 - 300 километров очень дорогое удовольствие. Строительство должно вестись из бруса, но пока в районе ничего не строится, за исключением двухквартирного жилого дома и школы в Ивановском. - Люди все же стремятся уехать с севера. В очереди на переселение в другие регионы у нас стоит 863 семьи, - показывает цифры Татьяна Бондарева, начальник отдела градостроительства районной администрации. - За 10 лет субсидии у нас получили всего 87 семей. Федеральный бюджет выделяет на эти цели копейки. Некоторые жители говорят, что легче купить всем квартиры на западе и ликвидировать селемджинские поселки, чем содержать дороги и котельные на севере. А осваивать месторождения можно и вахтовым методом. И все же большинство не разделяют эту точку зрения. Северные реки, красивейшая тайга, устремляющиеся в небо горы завораживают. Селемджинцы уже не представляют свою жизнь без рыбалки, охоты, походов за грибами, без сплавов по горным рекам. - Многие, кто уезжает жить в Благовещенск, потом возвращаются обратно. Понимают, что в городе больше возможностей, а у нас куча неудобств, но все равно людей тянет на родину, - делится Алексей, родившийся в Экимчане. - Наш район самый отдаленный от центра. Суровая зима с температурой ниже пятидесяти градусов создает порой экстремальные условия для объектов ЖКХ. Но, несмотря на все трудности, мы верим в будущее района, - подводит итог Сергей Мельничук. - Надеемся, что к ведущим отраслям экономики района золотодобывающей и лесозаготовительной прибавится и угледобывающая. Освоение севера Приамурья, безусловно, открывает широкие перспективы Селемджинского района. Разработка месторождений, строительство автомобильного моста через Селемджу, реконструкция автодорог, развитие аэропорта, создание ферм по разведению пушного зверя... Реализация многочисленных проектов должна превратить самый труднодоступный район в крупнейший производственный центр с развитой инфраструктурой.

Возрастная категория материалов: 18+